logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

ВЛАДИМИР СЕМЁНОВ: «СТРОИТЕЛЬСТВО СОБОРА – РАБОТА ВСЕГДА ШТУЧНАЯ»

21.06.2024|00:37

156
1

ВЛАДИМИР СЕМЁНОВ: «СТРОИТЕЛЬСТВО СОБОРА – РАБОТА ВСЕГДА ШТУЧНАЯ»

Воспоминания храмостроителя о возрождении Православия в Ханты-Мансийске

https://pravoslavie.ru/160773.html

Проведение беседы, редакция текста – иерея Тарасия Борозенца. Набор и редакция текста Андреевских Лики Валерьевны. Аудио- и видео- запись беседы Гончаренко Вячеслава Михайловича. Работы осуществлены в рамках проекта прихода в честь иконы Божией Матери «Знамение» «Возрождение Православия в Ханты-Мансийске: свидетельства участников», приуроченного к тридцатилетнему юбилею со дня Великого освящения Знаменского храма в 1995-м г.

Владимир Семёнович СемёновВладимир Семёнович СемёновВладимир Семёнович Семёнов родился в 1943-м г. в Ханты-Мансийске. Ветеран труда Российской Федерации с 1987 г. Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 1998 г. Заслуженный строитель Российской Федерации с 1999 г. Почетный житель г. Ханты-Мансийска с 2003 г. Фондообразователь Ханты-Мансийского городского архива.

После окончания семи классов работал в рыбартели «Искра» в деревне Мануйлово. Через два года поступил учиться на рулевого речного флота в Тобольское ремесленное училище № 3. По окончании училища работал на Тюменском судоремонтном заводе. В 1962-м г. был призван в ряды Советской Армии. В 1965-м г. поступил и закончил с отличием гидротехническое отделение Тобольского мореходного училища. Приехал в Ханты-Мансийск, где работал в Обской машинно-мелиоративной станции «Сибупррыбпрома» техником-гидротехником. В 1970-м г. станцию реорганизовали в ПМК-17 треста «Тюменьрыбстрой», которая занималась строительством рыбопитомников, объектов соцкультбыта, дорог, жилья. Владимир Семенович 20 лет проработал в этой организации: начинал инженером-гидротехником, закончил начальником ПМК-17, председателем совета трудового коллектива. В 1989-м г., будучи депутатом горсовета, был назначен первым заместителем председателя горисполкома. С января 1992 по 1998 гг. работал заместителем главы администрации города Ханты-Мансийска по капитальному строительству.

В 50 лет Владимир Семенович пришел к вере. С 1993 г. стал заниматься строительством храмов. С его участием построена первая в Ханты-Мансийске Знаменская церковь, восстановлена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1997-м г. Владимир Семенович создал благотворительный фонд по восстановлению этой церкви. В 2000-м г. организовал строительство окружного храмового комплекса в честь Воскресения Христова, который был возведен при непосредственном участии Владимира Семеновича[1].

Приход к вере

Атеистических взглядов у меня никогда не было, потому что я рос с дедом и бабушкой, так получилось. Родной мой папа-немец из Ленинграда приехал в 1942-м г., встретился с мамой, и уже через полтора-два года они разошлись. Он жил в Ханты-Мансийске, я с ним общался, его зовут Эрнст Семен Николаевич.

Поэтому я рос у бабушки, она была воцерковлённая, постоянно молилась, и я это видел. Когда я начал вести себя очень плохо в четвертом классе школы, бабушка собралась со своими единомышленницами, и меня вместе с моим другом окрестили. Это произошло в 1954-м г.

Я уже потом понял, что это было Крещение. Оно проходило без священника. Его просто не было в те времена в посёлке Выкатное, где мы тогда жили. Это не старообрядческая вера. Бабушка была православной. По матери была родом из деревни Усалка, близ села Покровское, малой родины Григория Распутина. И когда я потом, уже в 1994-м г., пришел в Крестовоздвиженский храм в г. Кисловодске, то всё это рассказал священнику.

Во второй половине 1980 гг. из всех периодических изданий самым насыщенным по подаче новостей, историческим статьям и разъяснениям основ православной веры был журнал «Огонёк», особенно мне нравились статьи главного редактора В.А. Коротича. Много выходило и других интересных изданий.

Первой иконой, которую я сделал для себя, была репродукция иконы преподобного Андрея Рублёва «Святая Троица». Я ее вырезал из «Огонька» и вставил в рамку, как икону. А вторая икона – картина художника Петрова-Водкина «Красная Мадонна», тоже вырезанная мною из «Огонька». Это были мои самые первые иконы, которые помогали мне и в семейной жизни, и в работе.

Работа у меня была очень напряженная, поскольку я работал в передвижной механизированной колонне. Её главная задача была – обеспечить рыбодобывающие предприятия округа необходимыми постройками, различными работами по содержанию рыбоугодий, где они ловили рыбу, также мы их чистили и т.д. Самая главная проблема нашей работы – это поднимающийся весной уровень воды, иногда достигающий 10 метров. Сначала все затопит, а потом, когда вода спадает, надо было очищать рыбоугодия. Вот такой работой мы занимались: строили, чистили, где надо – взрывали. Очень разносторонняя деятельность была Ханты-Мансийской ПМК 17.

Кроме Бога, не на кого было надеяться. Вот так тяжёлый труд привёл к осознанной вере в Бога

В начале 1980-х у меня под руководством была взрывная группа, дноуглубительная группа, водолазы, строители. Строили «холодильник» в Октябрьске, цеха в Березово и Сургуте, хозяйство по выращиванию карася в Кондинске. Практически дома жил полгода, остальные полгода – в командировках. В связи с такой работой была насущная потребность в Божьей помощи. Кроме Бога, не на кого было надеяться. Вот так тяжёлый труд привёл к осознанной вере в Бога.

Окончательно к православной вере пришел в 1994-м г., когда мне исполнился 51 год. Тогда таинство Крещения было восполнено, а также было совершено надо мною таинство Миропомазания. Это произошло в г. Кисловодске, где я был в отпуске. Придумал так отметить свой день рождения. Родился я 9 мая 1943 г., а 9 мая 1994 г. решил покреститься.

Первый храм

Храм в честь иконы Божией матери «Знамение»Храм в честь иконы Божией матери «Знамение»

К этому времени я уже занимался строительством Знаменской церкви[2] в городе, и как заместитель Главы города по капитальному строительству, и в то же время по своему внутреннему убеждению и понимаю важности того, что мы делали. Я был готов к этому шагу. Непосредственно к этому меня сподвигли наши верующие бабушки, которые в основном составляли тогда православную общину города.

По своей работе я совершал поездки один-два раза в неделю с осмотром улиц города: кто что строит, есть ли разрешение на строительство. Смотрю – на улице Калинина, напротив поликлиники, стоит домик, который по завещанию его хозяина был передан местной православной общине. Администрация решила вопрос с претендующими на этот дом наследниками, предоставив им другое жильё. Вижу, бабушки хозяйничают возле дома, что-то копают[3]. Принял решение, что надо их вызвать, поговорить и выяснить, что происходит. Вызвали старосту общины Степаниду Ипатьевну Иванову[4]. Она пришла в кабинет и объяснила, что «у нас был батюшка Зосима (Горшунов)[5] из Тобольска, и мы решили строить новый храм. Батюшка Зосима расставил колышки, и мы начали земельные работы».

Пришлось им объяснить, что сначала надо получить разрешение на строительство, без этого какие-либо строительные работы проводить запрещено. Объяснил, что нужен план строительства, проект будущей церкви, и попросил пригласить на прием батюшку Зосиму. Через пару недель батюшка Зосима приехал, и я совместно с православной общиной включился в это дело. Глава города Владимир Георгиевич Яковлев[6] активно поддержал это строительство, отметив, что оно необходимо городу. И мы начали строить Знаменскую церковь. С этого времени начал регулярно ходить на службы.

Кроме отца Зосимы, до того, как у нас появился свой постоянный священник, к нам приезжал ещё отец Алексий Сидоренко[7], ныне уже почивший. Оба священника приезжали из Тобольска. Отец Зосима был как родной для наших верующих бабушек. Ездил он в сопровождении Акилины Евгеньевны Ясняцкой[8]. Она была его помощницей, и в то же время, будучи женщиной инициативной, она активно помогала в делах строительства церкви Знамения. Именно она предложила взять план строящейся церкви в Увате и по этому проекту построить церковь Знамения.

Батюшка Зосима был первым наставником женщин из православной общины и первым священником, зашедшим в мой кабинет заместителя главы города по капитальному строительству. С ним я решал все вопросы по строящемуся храму. На первых порах, до приезда отца Сергия, батюшка Зосима оказывал и молитвенную помощь в начинающемся строительстве. Батюшка Зосима до сих пор жив. Я с ним встречаюсь. Сейчас он служит в г. Тюмени архимандритом Свято-Троицкого мужского монастыря.

Иерей Тарасий Борозенец в Знаменском храмеИерей Тарасий Борозенец в Знаменском храме

Он не только окормлял Ханты-Мансийск, но и вместе со вторым священником – отцом Алексием Сидоренко – ездил по всему округу. У них было такое благословение. Тогда, после завершения атеистического периода, главной задачей было проповедь и распространение Православия в Югре, восстановление старых и строительство новых храмов.

В 1995-м г., когда мы достроили и подготовили к освящению Знаменскую церковь, постоянного священника еще не было. Я писал письма в Тобольско-Тюменскую епархию епископу Димитрию[9] с прошением о направлении священника.

7 декабря 1995 г. приехал владыка Димитрий с хором семинаристов. Возникла проблема, где расположить гостей. Пришлось селить по прихожанам. 8 декабря была литургия, и был освящен первый храм в истории Ханты-Мансийска – не Самарово, которое сейчас стало частью города, а именно на территории самого города. Церковь была освящена в честь иконы Божьей Матери «Знамение». Символично, что это оказалось подарком ко дню рождения округа, который традиционно празднуется 10 декабря. Епископ Димитрий остался на празднование дня рождения округа, и была организована встреча с Александром Васильевичем Филипенко, губернатором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры[10].

Праздновали прямо на улице Мира, напротив военкомата стояли четыре чума, в каждом предлагали различные интерактивные программы. Удивили здорово владыку Димитрия. После этого мы договорились, что он направит к нам священнослужителя.

По воспоминаниям первого постоянного священника в г. Ханты-Мансийске, отца Сергия (Кравцова)[11], в феврале, когда он сопровождал владыку в окружную столицу, он начал присматриваться к городу и к «товарищу Ленину» (прозвище Семенова В.С. среди семинаристов, сопровождавших владыку – ред.). Отец Сергий тогда учился в семинарии на последнем курсе. В 1996-м г. у него был выпуск, при распределении в июне отец Сергий получил направление в наш город. 2 сентября 1996 г. отец Сергий с супругой Лидией приехал к нам для служения.

Я от руководства города совместно с Верой Викторовной Романенко, которая представляла православную общину, встречали отца Сергия с супругой. Естественно, что я их повез по Ханты-Мансийску, показал все значимые достопримечательности. Сразу появились заботы об обеспечении семьи священника всем необходимым. Самое первое – жилье. Вот таким образом я начал вживаться в православную жизнь и помогать становлению общины.

Храм второй

Храм Покрова Пресвятой БогородицыХрам Покрова Пресвятой Богородицы

Про историю села Самарово есть замечательная книга Хрисанфа Мефодиевича Лопарева, которая так и называется – «Самарово»[12]. В ней он на основе документов описал, что село было образовано ещё в 1637-м г. по указу Царя Михаила Федоровича Романова. Царь повелел посадить (установить) два яма (почтовые станции) для передачи государевой почты из Тобольска до Обдорска. Лопарев описал быт и жизнь села и то, какие храмы были на его территории.

Когда приехали ямщики, они на месте современной площади Свободы поставили деревянный храм в 1749-м г. в честь Святителя Николая Чудотворца. Все знали, что покровителем всех путешествующих и строителей является Николай Чудотворец. В 1805–1810-м гг. была деревянная церковь, которая к тому времени уже сильно обветшала. Поэтому жители начали обсуждать необходимость строительства нового храма. Обратились с письмом в канцелярию епархии, где дали задание собрать деньги. Деньги собирали 2 года. Было собрано 1800 рублей. И вот, на эти деньги из Тобольска был послан в Самарово архитектор Шаньгин, который и выбрал место для нового храма рядом с существующим. Начали рыть фундамент для церкви. Жители вырыли фундамент на глубину 1,5 метра, как под деревянный храм. Архитектор сказал, что необходимо копать на глубину 3 метров. Жители возмущались, отказывались, побросали лопаты. Однако Шаньгин сумел их убедить, и жители всё-таки вырыли котлован на нужную глубину, с учётом промерзания грунта. Вот именно тот каменный фундамент, который был заложен в этом котловане, и сохранился до наших дней. Именно на нём был восстановлен нынешний Покровский храм, на этом самом фундаменте, который сделали наши предки. Фундамент был выполнен к 1812-м г., а уже в 1815-м г. был построен кирпичный храм, по виду такой же, как и современный.

Потом, уже по собранным документам из архивов Новосибирска, Тобольска, Тюмени, наши проектировщики всё восстановили так, как было в ХIХ в. церкви Покрова Божией Матери[13] была восстановлена к 2000 г. Это уже всё происходило под непосредственным руководством отца Сергия.

В советское время на месте церкви располагалась спортивная площадка. Еще ранее коммунисты построили здесь Дом рыбников. Снесли полностью кирпичный храм где-то в конце 1920-х годов. Не стали взрывать, потому что храм был построен из штучного кирпича. И все эти строительные материалы пошли на строительство рыбоконсервной фабрики, которая находилась там, где сейчас находится поликлиника, в начале объездной дороги. Вот так был построен Рыбоконсервный комбинат. И после того, как разобрали церковь, на этом месте построили Клуб рыбников. С 1930-х до 1980-х это здание использовалось как клуб, далее его передали под спортивный зал школы. В конце 1980-х из-за ветхости его снесли и сделали спортивную площадку.

И вот тогда мы, я, уже в должности заместителя мэра по капитальному строительству, и главный архитектор проекта Николай Захарович Казаков[14] (г. Новосибирск), начали расчищать площадку и прямо за два дня наткнулись на эти фундаменты и расчистили их. 21 сентября 1996 г., в Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, отец Сергий после службы их освятил. А мы их подготовили для строителей, для начала восстановления храма.

Вот таким образом начал отец Сергий свою деятельность в г. Ханты-Мансийске. И, естественно, что ему приходилось решать вопросы, где найти подрядчика, где взять деньги, как обеспечить стройку стройматериалами. Слава Богу, люди помогали! И администрация округа, и администрация города, и предприятия города. Никто не оставался равнодушным.

Что я как замглавы сделал? Создал благотворительный фонд «По восстановлению церкви Покрова Пресвятой Богородицы» и зарегистрировал его 18 февраля 1997 г. Нашёл директора этого фонда Петра Ефимовича Ладыженского[15], привлёк наших руководителей в качестве учредителей этого фонда. В него вошли иерей Сергий Кравцов, Букаринов Андрей Геннадьевич, Мигулин Владимир Павлович, Нуждин Юрий Геннадьевич, Першин Александр Павлович, Першин Николай Павлович, Рыжов Николай Григорьевич и я как председатель совета учредителей фонда.

Подрядчиками строительства стали: ЗАО «СМУ-3» г. Нефтеюганск, руководитель Герасимчук Владимир Николаевич, ЗАО «Конверсия» г. Нефтеюганск, руководитель Антонов Валерий Павлович, ЗАО «Грин», руководитель Шульгин Виктор Геннадьевич, ЗАО «ЮграСибСтрой», руководитель Вараксин Василий Дмитриевич.

Учреждения и организации, которые участвовали в восстановлении храма: администрация Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Дума и администрация г. Ханты-Мансийска, Дума и администрация Ханты-Мансийского района, инвестиционный фонд «Титул», «Ханты-Мансийская нефтяная компания», нефтяная компания «Юкос», ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция», ЗАО «Держава», общество ОА ОАО ХМСУ «Строительный», строительная организация города, речной порт г. Ханты-Мансийска, ОАО «Обьгаз» г. Ханты-Мансийска, торговый дом «Югра-Трейд», «Городские электрические сети», МУП УПТВиС, Дорожно-эксплуатационное предприятие, ЗАО «ВНСС», ЗАО «Спец ЛТД», УГПС ХМАО, ЗАО «Югра-Сервис». Все эти предприятия очень активно участвовали в сборе средств, оказывали материальную и организационную помощь.

Весь город знал, что мы восстанавливаем храм. По сути, строили всем миром

Единственная трудность была в нехватке средств, чтобы рассчитаться со строителями. Для решения этой проблемы были заказаны 14 ящичков для сбора наличности. Кстати, эти ящички изготавливали ребята из Межшкольного учебного комбината, участвовали даже дети. Весь город знал, что мы восстанавливаем храм. По сути, строили всем миром. Ребятишки приходили в магазины, находили там свои ящики для пожертвований и говорили: «Мама, папа, – вот этот ящик я делал!»

К 2000 г. мы полностью завершили все работы. Планировали к Рождеству, но не получилось с отделкой, затянулись работы. 14 октября 2000 г. приехал владыка, уже тогда архиепископ, Димитрий, и наш трёхпрестольный Покровский храм был освящён.

По строительству Покровского храма мы с отцом Сергием подвели итоги, и 19 человек были представлены к награждению Архиерейской грамотой за активное участие в восстановлении церкви Покрова Пресвятой Богородицы: Букаринов Андрей Геннадьевич, генеральный директор ООО «ХМСУ», Вайсбург Александр Михайлович ЗАО «ВНСС» генеральный директор, Герасимчук Владимир Николаевич, начальник СМУ-3, Джурич Джон, президент фирмы «MDG Интерпрайзес». Кстати, он здесь и похоронен. Он приехал к нам из Канады со своим краном и здорово помогал нам этим краном. Казаков Николай Захарович, который был главным инженером проекта из Новосибирска. Кандалян Петрос Вильгельмович, директор ООО «Контакт», Леонова Людмила Андреевна, которая вела технадзор от УКСа г. Ханты-Мансийска, Лозутов Николай Павлович, начальник УПТО, Мигулин Владимир Павлович, генеральный директор ЗАО «Мигулин и Ко», Нуждин Юрий Геннадьевич, генеральный директор «Сибирский привоз», Першин Николай Павлович, генеральный директрор ЗАО «НГР». Попов Юрий Николаевич, начальник СМУ -3. Рыжов Николай Григорьевич, директор ООО «Держава». Семенов Александр Павлович, начальник Управления округа по энергоснабжению. Судейкин Валерий Михайлович, генеральный директор «Обьгаз», Царегородцев Сергей Станиславович, управляющий инвестиционным фондом «Титул», он был первым, кто по просьбе Александра Васильевича Филипенко выделил нам деньги. На эти средства мы поверх старого фундамента сделали железобетонный пояс. Шульгин Виктор Геннадьевич, директор ООО «Грин», Выдрина Галина Антоновна, референт губернатора по делам национальностей и общества. Глава Ханты-Мансийского района Манчевский Юрий Тимофеевич.

Храм третий

Собор Воскресения ХристоваСобор Воскресения Христова

Место под строительство Воскресенского собора[16] было выбрано так. В 1989-м г., когда решался вопрос об управляющем новообразующейся Тобольско-Тюменской епархией, к нам на ознакомление приехал епископ Антоний (Черемисов)[17]. Впоследствии ненадолго он стал первым её руководителем. Естественно, что он встретился с губернатором Александром Васильевичем Филипенко. У них зашла речь о строительстве в столице округа собора. Архитектору города и мне было дано задание показать владыке город. Мы показали ему самые высокие точки местности. Это, конечно, над Самарово и в центре города, по улице Гагарина.

Потом при разговоре с Александром Васильевичем владыка предложил, чтобы будущий собор был построен на улице Гагарина, поскольку это самое примечательное место для его строительства.

Интересно, что владыка Антоний пробыл на кафедре Тобольско-Тюменской епархии около 6 месяцев и в итоге стал руководителем Красноярской и Енисейской епархии, а место для собора осталось. 4 ноября 1990 г. в Тобольско-Тюменскую епархию был назначен владыка Димитрий[18].

Так вот, на выбранном месте тогда были частные жилые дома. У каждого дома был огород по 10–15 соток. Люди жили себе спокойно, выращивали картошечку, обеспечивали себя всем необходимым, по японской программе «Обеспечь себя сам». И тут вдруг Семенов вызывает одного, второго, третьего и просит предъявить документы на использование этих земель. Вот так и начали заниматься этим участком. Мне дали задание, чтобы я потихоньку готовил этот участок для строительства храма, занимался выяснением правового статуса участков, переселением людей для освобождения места под строительство собора.

Тогда мы ещё занимались Покровским храмом, которого ещё не было, но уже велась подготовка к строительству собора. Потом, конечно, после Знаменского в приоритете было восстановление Покровского храма. Работа шла. У Александра Васильевича вопрос был на контроле.

Поэтому сразу после освящения Покровского храма на торжественном ужине в гостинице «Миснэ» губернатор предложил: «Ну, что, будем собор строить?» Я отвечаю, что не готов. Тяжело мне далось строительство Покровского храма. Ведь мы строили его хозспособом. Это очень трудно.

– Почему не соглашаешься? – говорит Александр Васильевич. – УКС округа будет заказчиком.

– Ну, если так, надо подумать, – отвечаю. – Но вообще я переезжаю в Тюмень.

Я собирался переехать в Тюмень, так как в 1998-м г. уже вышел на пенсию.

– Нет, – возразил губернатор, – ты же мне сам говорил: надо четыре храма.

А до этого было заявление Патриарха, что на каждые 10 000 человек нужен хотя бы один храм в любом поселении.

Я согласился, создал фонд, который стал застройщиком, а УКС округа стал заказчиком. Фонд назывался «Во имя Воскресения Христова», ведь сам храм был в честь Воскресения Христова. На открытый конкурс по выбору генподрядчика, который объявила администрация округа, подали заявки семь предприятий. Выиграла этот конкурс омская фирма «Архитектурно-строительный комплекс». А они перед этим, в 1999-м г., сдали в Омске храм в честь Рождества Христова. Вот так и сформировался этот руководящий и исполнительный состав: заказчик, застройщик, генподрядчик.

Автором и архитектором проекта собора был Казаков Николай Захарович. Мы как заключили договор с его фирмой в 1996-м г. при строительстве Покровской церкви, так и продолжали сотрудничать. При строительстве собора понадобился очень глубокий математический расчет для установки несущих конструкций, той нагрузки, какую они должны выдержать. Помогали мостовики. И потом эти сваи 18-метровые прямо на месте готовились, по той технологии, по которой работают мостовики. Учитывался рельеф местности, состав грунтов. Гора-то наша живая, там есть подземные источники и т.д. Все это было предусмотрено и учтено. И, слава Богу, вот уже 20 лет наш красавец собор стоит, притягивая к себе взоры жителей и гостей города, укрепляя нас в вере и надежде на силу и помощь Божию.

В 2001-м г. мы начали строительство прямо с января. Сразу же все уперлось в фундаменты. Проектировщики запланировали около 800 свай под это сооружение. Александр Васильевич Филипенко переговорил с мостостроителями. Они в то время строили мост через реку Иртыш. С их помощью заменили 800 свай на 79 своих глубоких свай, которые обещали выполнить сами.

Трудности тогда заключались главным образом в квалификации и умении строителей, качестве работ. Ведь строительство собора – это всегда штучная, индивидуальная работа. Это не строительство дома, где нужно просто кирпичи уложить. Срок был определён по договору 3 года.

Следующая трудность – финансирование. Первоначально смета строительства оценивалось в ценах 1999 г. в 365 миллионов рублей, а через 3 года она уже выросла до 600 миллионов, поскольку по ходу возникли новые строительные задачи.

В 2001-м г. я, отец Сергий и генподрядчик съездили и посмотрели храм Христа Спасителя в Москве. Там мы увидели, что на склоне Москва-реки, под собором, построен конференц-зал на 2000 мест. Это же мы предложили сделать нашему губернатору Александру Васильевичу Филипенко, что сразу же усложняло проект строительства и умножало его стоимость. Озвучили 98 миллионов. Он дал согласие. Начали проектировать этот зал. Естественно, что если появляется новый объект, надо менять инженерные сети и т.д.

Большой и очень трудный вопрос возник с перекрытием этого конференц-зала, которое должно было быть очень мощным и водонепроницаемым. И этот вопрос решился с помощью Господа, усилиями и трудами губернатора. Перекрытие сделали только со второго раза. Опять помогли мостовики. Дали нам балки, которые они привозили для того чтобы по ним спустить мостовую конструкцию к реке и погрузить её на баржи для последующей транспортировки. Я приехал к мостовикам, осмотрел эти мощные балки толщиной около 45 сантиметров в диаметре, понял, что они нам подойдут. Обратился к Александру Васильевичу Филипенко, он договорился с мостовиками. Они эти балки привезли и смонтировали, как нам было нужно.

Строительство всего храмового комплекса во имя Воскресения Христова практически заняло 5 лет

Строительство всего храмового комплекса во имя Воскресения Христова практически заняло 5 лет. Здание православной гимназии, часовня и колокольня были запланированы изначально вместе с собором. Колокольня первоначально была запроектирована высотой 30 метров, примерно на уровне собора. Александр Васильевич посмотрел и дал задание увеличить высоту колокольни, сказав: «Надо, чтобы колокольня была выше храма». Интересно, что на эту идею его натолкнуло изображение колокольни и церкви Святого Иоанна Предтечи в Ярославле на тысячной рублёвой купюре.

В 2003-м г. было закончено строительство собора с установкой куполов. На стадии завершения строительства были колокольня и конференц-зал. Здание гимназии было почти полностью завершено.

Самым трудоемким оказалось насыщение собора оборудованием, имуществом и всеми богослужебными принадлежностями. На это ушёл примерно год. В итоге весь соборный комплекс был полностью готов в 2006-м г.

Малое освящение собора в честь Воскресения Христова 24 мая 2006 г. совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий[19], он также освятил памятники святителям Иоанну и Филофею, митрополитам Тобольским, скульптуры святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Возникла непредвиденная ситуация. Александр Васильевич Филипенко и министр культуры РФ Александр Сергеевич Соколов[20] договорились о проведении в мае 2006 г. Кирилло-Мефодиевских чтений[21] в Ханты-Мансийске. Патриарх Алексий II[22] должен был приехать и освятить собор. Но он тогда тяжело заболел и был увезён в Германию на лечение. Поэтому направили владыку Ювеналия.

Великое освящение планировалось провести в 2010-м г., когда уже сменились и губернатор, и Патриарх. Святейший совершал поездку на Восток, на обратном пути должен был остановиться в Ханты-Мансийске и провести освящение. Это был сентябрь 2010 г., все уже было согласованно. Мы готовились к встрече. Но из-за опасных метеоусловий аэропорт Ханты-Мансийска полностью закрыли на сутки. Самолеты не принимались, самолёт со Святейшим Патриархом Кириллом не мог приземлиться и улетел в Москву. На всё воля Божья, что тут скажешь.

Поэтому Великое освящение было совершено Патриархом Кириллом[23] 19 сентября 2013 г., уже при владыке Павле, трудами которого храм к тому времени был полностью расписан[24].

Храм четвёртый

Храм в честь Преподобного Сергия РадонежскогоХрам в честь Преподобного Сергия Радонежского

В 2010-м г., еще до того, как была создана наша Ханты-Мансийская епархия, я участвовал в экономическом совете города. Увеличилось количество жителей, кладбище начало разрастаться, и некие предприниматели в сфере ритуальных услуг предложили организовать магазин.

Тогда я спросил: «Почему только магазин? Кладбище у нас основное. Надо строить церковь!» Предприниматели согласились, но сначала предложили построить магазин. Я не согласился. И вот, в 2011-м г., когда уже приехал наш епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел[25], я организовал с ним встречу этих предпринимателей. Владыка тогда уже договорился с нефтяниками о передаче под управление епархии здания «Юкоса» под размещение епархиальных служб[26]. И вот, в этом здании мы собрались, обо всём договорились. Однако когда стал вопрос об отчислении денежных средств на строительство церкви, предприниматели пошли на попятный. Пришлось расторгнуть наши договорённости, искать новых подрядчиков.

Владыка Павел предложил самостоятельно спроектировать храм. Начали готовить проектно-сметную документацию. Я, как мог, помогал. Владыка сам участвовал и в проектировании, и в строительстве. В итоге всё, что было запланировано, было построено: здание церкви и помещения для организации поминальных церемоний. Строили хозяйственным способом.

Владыка посчитал, что я, недостойный, заслужил церковную награду, и неожиданно к моему 80-летнему юбилею вручил мне патриарший орден Сергия Радонежского II степени «Смирением возвышаемый».

Проектирование храма Преподобного Сергия Радонежского[27] началось в 2011-м г., а достроили мы его в 2018–2019-м гг. Строили долго, потому что всё упиралось в проектирование, подготовку площадки, финансирование. Автор проекта – владыка Павел. Это главным образом его детище, да и не только этот объект.

В конце хочется, во-первых, поблагодарить Господа за то, что при всех моих грехах и болячках Он дал мне возможность и силы сделать что-то полезное для Церкви Христовой; во-вторых, поблагодарить всех, с кем вместе довелось трудиться в благом деле строительства храмов Божиих. Слава Богу за всё! Да помилует и спасёт нас Христос!

Рейтинг: 10 Голосов: 50 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Архивный отдел управления культуры Администрации города Ханты-Мансийска Фонд 116. Опись 4. Дело 20.

[2] См. Xрам в честь иконы Божией Матери «Знамение» г. Ханты-Мансийск (Источник: https://ugraeparhia.ru/xram-v-chest-ikonyi-bozhiey-materi-znamenie-g-hantyi-mansiysk/).

[3] «В 1991-м году – открыт Молебный дом в перестроенном жилом доме по ул. Калинина, 61. В июне 1991 года – освящен Престол Молебного дома. В июле 1991 года – на территории Молебного дома начато копание траншей под фундамент деревянного храма». (Источник: https://ugraeparhia.ru/hram-v-chest-ikonyi-bozhiey-materi-znamenie-g-hantyi-mansiysk/).

[4] См. Рассказ Степаниды (Источник: https://proza.ru/2013/07/30/1202).

[5] В настоящее время исполняет обязанности Наместника (настоятеля) Свято-Троицкого монастыря г. Тюмени. Духовник Тобольско-Тюменской епархии. (Источник: https://vk.com/wall-184040642_8682). См. также Отец Зосима о своей жизни (Источник: http://tobolsk-eparhia.ru/newslist.php?id_new=5939).

[6] С 1991–1996 гг. глава администрации г. Ханты-Мансийска. Источник https://www.dumahmao.ru/history/I/detail.php?ID=10339

[7] См. Жизнь и труды протоиерея Алексея Сидоренко (Источник: https://scienceforum.ru/2017/article/2017040010).

[8] См. Памяти матушки Акилины (Источник: https://ugraeparhia.ru/pamyati-matushki-akilinyi/).

[9] См. Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин) (Источник: http://tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t01_2).

[10] Александр Васильевич Филипенко в 1989-м г. избран Председателем Ханты-Мансийского окрисполкома, в 1991-м г. назначен Главой Администрации автономного округа. С 1995 г. по 2010 г. – губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. С марта 2010 года – аудитор Счетной палаты Российской Федерации. Деятельность А.В. Филипенко по разработке и совершенствованию окружного и российского законодательства, формированию государственной политики в области природопользования, развитию системы органов местного самоуправления, укреплению межрегионального сотрудничества, реализации эффективной социально-экономической политики во многом определяет лидирующие позиции Югры среди субъектов Российской Федерации, способствует созданию условий для достойной жизни людей. Награжден орденами: «За заслуги перед Отечеством» II, IV степеней, Почета, Дружбы народов и другими государственными и общественные наградами, почётными званиями. (Источник: https://admhmao.ru/ob-okruge/pochetnye-grazhdane/114837/).

[11] См. Протоиерей Кравцов Сергий Владимирович (Источник: https://ugraeparhia.ru/protoierey-kravtsov-sergey-vladimirovich/).

[12] Хрисанф Мефодиевич Лопарев родился в с. Самарово в бедной крестьянской семье. Учился в сельской школе. На деньги, собранные местными жителями по случаю проезда через с. Самарово Великого князя Алексея Александровича, в 1882-м году окончил курс в Тобольской гимназии с серебряной медалью. В 1886-м году – историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1896-м году поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил до 1918 года.Автор более ста научных работ. Живя в г. Петербурге, Х. М. Лопарев был тесно связан с родным сибирским краем, часто приезжал в г. Тобольск, с. Самарово, вел большую переписку с земляками. Написал книгу «Самарово: село Тобольской губернии и округа: хроника, воспоминания и материалы о его прошлом», выдержавшую два издания (1892, 1896). Более десяти лет был действительным членом Тобольского губернского музея, членом общества изучения Сибири и улучшения ее быта при Музее этнографии и антропологии Академии наук. С 29 декабря 1907 года – член-сотрудник Императорского Русского географического общества. Печатался на страницах «Ежегодника Тобольского губернского музея». В последние годы жизни учредил в Тобольской гимназии стипендию им. Х. Лопарева. В исторической части г. Ханты-Мансийска – Самарово – ему установлен памятник (2010). Похоронен в г. Санкт-Петербурге. (Источник https://okrlib.ru/history-events/3485 Государственная библиотека Югры).

[13] См. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Ханты-Мансийска (Источник: https://ugraeparhia.ru/hram-pokrova-presvyatoy-bogoroditsyi-g-hantyi-mansiysk/).

[14] См. Казаков Николай Захарович (Источник: http://temples.ru/architect.php?ID=2051).

[15] См. Ладыженский Пётр Ефимович (Источник: https://вдпо.рф/veteran/76).

[16] См. Воскресенский кафедральный собор г. Ханты-Мансийска (Источник: https://ugraeparhia.ru/kafedralnyiy-sobor-voskreseniya-hristova-g-hantyi-mansiyska/).

[17] «22 апреля 1989 г. в Троицком соборе Данилова монастыря хиротонисан во епископа Виленского и Литовского. 25 января 1990 г. переведен на Тобольскую кафедру, 20 июля – на Красноярскую и Енисейскую». См. Антоний, митрополит (Черемисов Иван Иванович) (Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/31240.html).

[18] См. Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин) (Источник: http://tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t01_2).

[19] См. Ювеналий, митрополит (Поярков Владимир Кириллович) (Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/31765.html).

[20] Соколов Александр Сергеевич (Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/80019.html).

[21] См. Славянский мир: общность и многообразие, VI Межрегион. науч.-практ. Кирилло-Мефодиев. чтений, г. Ханты-Мансийск, 22-24 мая 2006 г., [Всероссийские дни славянской письменности и культуры, материалы междунар. конф. «Славянский мир: общность и многообразие» (Источник: https://rusneb.ru/catalog/000202_000054_313388/).

[22] См. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. (Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/54129.html).

[23]См. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. (Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/31754).

[24] В августе 2012 года с благословения управляющего Ханты-Мансийской епархией епископа Ханты-Мансийского и Сургутского Павла, началась роспись храма Воскресения, которую в сербско-византийском стиле выполнили иконописцы из художественной мастерской Томского Союза монументалистов, скульпторов и дизайнеров. Объем работы – 4100 квадратных метров фресковой росписи. (Источник: https://sobory.ru/article/?object=06733).

[25] См. Высокопреосвященнейший Павел, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский. (Источник: https://ugraeparhia.ru/biografiya/).

[26] См. Епархиальное управление (Источник: https://ugraeparhia.ru/eparhialnyie-otdelyi/).

[27] См. Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского г. Ханты-Мансийска. (Источник: https://ugraeparhia.ru/hram-v-chest-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-g-hantyi-mansiysk/).