Доклад митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла на региональном этапе XXVI Международных Рождественских образовательных чтений
18.11.2017|20:13
Дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые участники конференции, сердечно приветствую всех вас от лица Ханты-Мансийской митрополии Русской Православной Церкви. Ежегодное проведение регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений уже стало нашей доброй традицией. В этом году уже двадцать шестые Чтения посвящены чрезвычайно актуальной теме «Нравственные ценности и будущее человечества».
Сегодня мы живем в условиях глубочайшего кризиса личности и общества. Этот кризис проявляется в глобальных проблемах человечества – экологической и техногенной угрозах, проблеме оружия массового уничтожения, несправедливого распределения материальных благ, бедности и голода, от которых страдают целые народы и континенты. Все они являются вызовами для самого существования человечества, для самой жизни на земле.
Причиной всех этих проблем, по моему глубокому убеждению, является ужасающее падение, разрушение нравственных устоев современных людей. Это произошло в силу массового отпадения от веры в Бога, от жизни по заповедям Божиим. Безнравственность была порождена безрелигиозностью и бездуховностью. Случилось то, о чем еще в девятнадцатом веке предрекал наш великий писатель Федор Михайлович Достоевский: «Если Бога нет, то все позволено».
Философы называют современное состояние человечества антропогенным кризисом. Этот глобальный кризис в любой момент может перерасти в непоправимую катастрофу, когда будет уже поздно что-либо исправить.
Секуляризация, выход общества из-под влияния религии и Церкви, привела к безбожию, к неверию в Бога. Атеизм привел к явному богоборчеству, к массовым притеснениям и гонениям на христиан. В ХХ в. особенно жестокими они были в Советском Союзе и Албании, сегодня – на Ближнем Востоке и в отдельных западных странах. Богоборчество неизбежно ввергает человека в хаос безнравственности. Безнравственность лишает человека человечности, обесчеловечивает его. Таковы ступени, ведущие в бездну адову. К сожалению, миллионы, если не миллиарды, людей в прошлом и нынешнем веке предпочли их ступеням, ведущим в жизнь вечную, — страху Божию, вере во Христа, терпению, надежде и любви к Богу и ближнему.
Опыт отечественной истории прошлого века – опыт самых жестоких, беспрецедентных гонений на Православие за всю мировую историю. В нашей стране осуществлялся великий социально-политический эксперимент, воплощалась коммунистическая утопическая идеология, пытались построить рай на Земле, сделать человека счастливым без Бога, при этом не считаясь с потерями и жертвами. Три революции, одна гражданская война, государственный террор и репрессии, две мировые войны, масса локальных кровопролитных конфликтов, концентрационные лагеря, холодная война, угроза ядерного уничтожения человечества – таково наследство, доставшееся нам от ХХ в.
Отрекаясь от Бога, пытаясь убить Его в себе, человек убивает лишь самого себя. Безбожие неизбежно ведет к потере человечности, к потере самой жизни. Вот главный вывод, который нам следует сделать из истории прошлого столетия.Сделать, чтобы не повторять его ошибок в настоящем и с уверенностью смотреть в будущее.
В Священном Писании, в творениях святых отцов говорится о двух диаметрально противоположных путях, которые лежат перед человеком. Это путь жизни и путь смерти. Путь жизни – это путь исполнения заповедей Божиих, путь праведности и святости во Христе, вводящий человека в Царство Божие. Противоположный ему – путь греха, путь отступления от Христа, преступления заповедей Божиих.Никакого срединного пути между ними нет и быть не может. Или – или. Третьего не дано. Выбор – за каждым из нас. Господь говорит: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Я, который заповедую тебе сегодня – любить Господа, Бога твоего, ходить по путям его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: и будешь ты жить… Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь… погибнете, и не пробудете долго на земле» (Втор. 30:15-18).
Христианская нравственность – это, с одной стороны, самое естественный, с другой, самый совершенный путь человеческой жизни. Выше и одновременно естественнее христианских ценностей любви, верности, самопожертвования, смирения, прощения просто ничего нельзя помыслить. Главное же, что все эти ценности, — не просто теоретические измышления и прекрасные идеалы. Все они реально были воплощены в земной жизни Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, в жизни Его святых, в Его единой, святой, соборной и апостольской Церкви.
Церковь – хранительница и воспитательница христианской нравственности, наставница благочестия. Она не только учит всех приходящих к Ней высочайшему идеалу христианской жизни, но через Откровение Божие, Таинства, молитву, иерархию соединяет верующих со Христом, дарует им благодатные силы, необходимые для следования за Ним, для исполнения христианского идеала на земле.
Одним словом этот идеал можно определить как святость. Отрадно, что наша, русская национальная идея под прямым влиянием Русской Православной Церкви исторически сложилась как идеал Святой Руси. Идея Святой Руси выражает естественную потребность человека и общества быть святыми, стремление праведно жить в земных условиях, желание устроить личную и семейную жизнь, социум и государство как икону Царствия Божия.
Философы утверждают, что разум делает человека человеком, а нравственность делает его человечным, гуманным. Однако никакая человеческая мудрость, никакая человеческая этика не в состоянии сделать человека по-настоящему счастливым. Без Бога человек обречен влачить свое существование в суете и томлении духа.
Человек может достичь истинного счастья только тогда, когда он будет вместе с Богочеловеком Иисусом Христом. Только в Нем счастье обретает полноту и незыблемость, становиться не временным, но вечным.
Мы должны помнить, что нравственность – не автономна, что источником ее фундаментальных принципов и законов является не человек, не общество, но Сам Творец Неба и Земли, Создатель человека как образа и подобия Божия. Истинная нравственность не устанавливается людьми, но даруется Богом. Поэтому основанием всех наших законов и правил должен быть закон Божий, Его святые заповеди. Все мы должны предать себя на суд совести, которая есть глас Божий в человеке. Без Божественного закона нравственность лишается фундамента, неизбежно извращается и разлагается. Без веры в Бога и стремления жить по Его заповедям естественный для человека категорический императив любви в ближнему подменяется императивом вседозволенности, чувство долга – ложно понимаемыми правами и свободами.
К сожалению, сегодня зачастую говорят о правах человека вне его связи с Богом. Но ведь именно Бог создал нас разумными и свободными, то есть наделил нас возможностью поступать так, как мы хотим. Без Бога человеческие права и свободы превращаются в своеволие, в произвол; человек понимается не как образ Божий, но как самодостаточный субъект, индивидуум, который волен делать с собой что-угодно, вплоть до изменения пола, семьи, самой человеческой природы.
Мы христиане знаем, что вне Бога человек находиться в падшем духовном и физическом состоянии, что своими силами он не в силах себя исцелить, преодолеть свою греховность. Спасти человека может лишь Бог. Однако сделать это Он может, только если человек осознает всю опасность своего положения, поставит себе правильный духовный диагноз и свободно захочет излечиться. Права и свободы нужны нам не для удовлетворения своих эгоистических прихотей, но для того, чтобы мы могли наилучшим образом осуществить свое главное призвание – уподобиться Богу, исполняя свой долг перед Ним и Церковью, перед всеми нашими ближними.
Нравственность, которая во главу угла ставит не Бога, но человека, его индивидуальные права и свободы, его произвол, его Я, есть ложная нравственность. Опыт девяностых годов убедительно продемонстрировал, что эта либерально-антропоцентрическая мораль совершенно разрушительна и гибельна для нашего народа и страны. Опыт Нового и Новейшего времени еще более убедительно доказывает самоубийственность эгоизма как высшей ценности для всего человечества.
Истинная нравственность – это исполнение заповедей Божиих. Благодаря этому человек соединяется с Богом. Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди призывает нас к достижению полного соответствия с божественным законом, то есть к обожению: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
Православное христианство – это образ жизни, основанный на верном следовании за Христом. Христианин стремиться усвоить себе нрав Христа, уподобиться Ему в своей жизни, исполняя Его святые заповеди. Христианская нравственность не просто делает человека человечным, но ведет его гораздо дальше и выше – к преодолению своей земной ограниченности, к богоподобию, обожению и вечному блаженству.
Вопреки ожиданиям и действиям богоборцев в прошлом и настоящем Церковь продолжает существовать. Православие не стало прошедшим. Оно – основа нашего настоящего и будущего. Сегодня после жестоких уроков минувшего столетия мы понимаем, что без Бога не до порога. Если мы откажемся от нашей православной веры, от Церкви, от Христа, у нас просто не будет будущего, мы сами лишим себя не только земного будущего, но и небесного.
Для того, чтобы Россия не погибла, не разрушилась в огне очередных революций и смут, чтобы выстояла перед лицом тяжелейших вызовов современности, она должна следовать своей исконной духовной традиции. Имя этой традиции – русское Православие. Для того, чтобы Россия оставалась Россией, она должна быть православной. Именно в Православии – духовный залог сохранения нашей культуры, семьи, народа, государственности, их развития, благополучия и процветания в настоящем и будущем. Как сказал Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин «Российская Государственность не мыслима без Православия, это Душа России».
Как же заблуждаются те, кто сегодня во всеуслышание заявляет, что исконной традицией русского народа является славянское язычество; что именно из него мы должны воспринимать духовные силы и нравственные ценности для будущего развития России. Тщетны, абсурдны и беспочвенны сегодняшние попытки возродить русское язычество, сделать его системообразующей духовной традицией для русского народа.
В этом плане особенно показателен пример известного писателя-сатирика Михаила Задорнова. Как вы знаете, он долгое время пропагандировал язычество и выступал против Православия. Однако перед тем, как предстать пред Господом, он успел принести покаяние, отказался от своих языческих заблуждений и примирился с Церковью, по соборовался, причастился Святых Христовых Таин. Да упокоит Бог его душу в селениях праведных.
Тем, которые всё еще пребывают в своих языческих мечтаниях, напомним, что поганство (так называли язычество наши предки) никогда не было русской национальной традицией. Язычество навсегда осталось уделом далекого прошлого, когда уже была Русская земля, но еще не было русского народа. Вместо него существовали разрозненные восточно славянские племена, каждое со своими богами, без письменности, без высокой культуры, без устойчивой государственности.
Русские как единый народ родились в Киеве в крещальной купели Днепра в результате подвига святого равноапостольного князя Владимира, княгини Ольги, Бориса и Глеба, преподобного Антония и Феодосия Печерских, других русских святых. Русский народ изначально возник как православный. Его духовной матерью является Русская Православная Церковь. Она вырастила и воспитала все лучшее в нем. С Православием неразрывно связаны все успехи, достижения, победы нашего народа и страны. Именно Православие сохраняло Россию от гибели, дало ей силы терпения и стойкости во времена исторических испытаний.
Православие стало колыбелью не только для нашей страны, но и для великой русской цивилизации, Русского мира, охватывающего сегодня множество государств и народов.
Вопреки усилиям прошлых и нынешних богоборцев по искоренению веры, наш народ до сих пор остается православным. Православным он останется и в будущем. Согласно современной статистике около семидесяти пяти процентов россиян считают себя православными. Это, без преувеличения, стратегический духовный ресурс не только для Церкви, но и для государства, духовная основа нашей национальной стабильности и безопасности. Это не может не обнадеживать.
Однако успокаиваться рано. Как и сто лет назад российское общество расколото на богатых и бедных, на верующих и неверующих. В нем много внутренних противоречий, которыми могут воспользоваться враги России для того, чтобы разжечь очередной пожар революции и смуты. Главной нашей проблемой сегодня, по моему мнению, является несоответствие между нашими словами и делами. Это проблема так называемого номинального Православия. Из большинства называющих себя православными, лишь около десяти процентов являются таковыми по образу жизни, воцерковлеными.
Еще две тысячи лет назад апостол Иаков предостерегал от подмены христианской жизни словесными декларациями: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:17). К великому сожалению, в личной и семейной жизни наших соотечественников массово распространено детоубийство (аборты), измены, разводы; наше телевидение, интернет, СМИ все еще остаются рупорами пошлости, бездуховности, безнравственности, греха. Смертоносные человеческие пороки восхваляются в них как норма и образец для подражания. Положительные изменения происходят, но очень медленно и в недостаточных масштабах для того, чтобы коренным образом изменить ситуацию.
Если так будет продолжаться и дальше, если мы не покаемся пред Господом, если не приведем свою жизнь в соответствие с Его Благой Вестью, Россия снова может навлечь на себя гнев Божий, поставить себя на грань существования.
Милостью Божией по молитвам наших святых угодников, от святого равноапостольного Владимира до новомучеников и исповедников Российских, по молитвам ныне живущих в нашем народе праведников Русь ещё жива, у нас ещё есть будущее. Цель Церкви, чтобы этих праведников было больше, чтобы не прервалась живая преемственность русской святости, чтобы она стала магистральным путем отечественной истории, смыслом существования нашего народа.
Слава Богу, что наше государство, значительная часть нашей общественной и культурной элиты, образовательного и научного сообщества сегодня осознают всю бесценную важность Православия для России, понимают всю значимость христианского нравственного идеала для существования и развития нашего народа, прислушиваются к голосу Церкви по актуальным общественным вопросам. Именно эта позиция нашего президента и всех, кто его поддерживает, противопоставила Россию либеральному Западу, сделала ее защитницей традиционных нравственных ценностей во всем мире. Именно на наше государство, на нашу Церковь сегодня с надеждой взирают люди доброй воли по всей планете, преследуемые за свои традиционные убеждения.
Поэтому мы должны продолжать, усиливать сотрудничество между Церковью и государством, между всеми патриотическими и здоровыми силами нашего общества – ради спасения людей в России и во всем мире. Все мы кровно заинтересованы в таком сотрудничестве. Это вопрос нашего духовного и физического выживания, вопрос национальной духовной безопасности. Наша сила – в единстве. Без него мы обречены на гибель и саморазрушение. Пока мы будем в наших городах, как например, в нашей столице в Ханты-Мансийске возводить памятники В.И. Ленину, благодаря которому прямых потер 34 млн. человеческих жизней. Проводить Балы сатаны, праздники Красок, Хэллоуина с кровавым причастием, массово устраивать комнаты страха, колдовства и гадания, детям будем выдавать дипломы магов и колдунов мы действительно будем обречены на гибель. Православные сегодня возмущены всем происходящим. Время, когда нам нужно объединить усилие, а мы разделяем как будто специально не понятно с какой целью? Нет согласия в обществе, остановитесь! Нет говорят мне представители общественности нашего округа Любовь Александровна Чистова и иже с ней, будем драться за памятник! Кому эта драка будет на пользу? Считаю ни кому, только во вред. Да простит меня Господь, Не ведают что творят.
Завершить свой доклад я хотел бы словами Святейшего Патриарха Кирилла: «Евангельское учение заключает в себе такие ценности, усваивая которые, человек становится способным понять, почувствовать Божие присутствие в истории, в своей собственной жизни и принять в свое сердце Бога. Церковь всегда свидетельствовала о важности следования традиционным, богозаповеданным нравственным идеалам, ибо именно они обеспечивают духовный иммунитет, стойкость и жизнеспособность всего общества. На нас, христианах, лежит особая ответственность за сохранение и передачу духовных, нравственных ценностей будущим поколениям, чтобы не разрушилось человеческое общество, чтобы не исчезла гармоническая красота человеческого бытия и всего космоса».
Благодарю вас за внимание. Желаю участникам форума плодотворно потрудиться во славу Божию, во благо Христовой Церкви и нашей Родины. Призываю на вас Божие благословение.