Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» г. Ханты-Мансийска
Настоятель храма
Адрес: 628012, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Калинина, 61
Web-сайт: prihod—znamenie.ru
Тел: (3467) 332-739, 330-539
E-mail: info@prihod-znamenie.ru
Из рассказа псаломщицы, миссионерши Акилины Евгеньевны Есняцкой о строительстве Знаменской церкви: «…В 1988 году мы вместе с отцом Михаилом Вивчаром (сейчас протоиерей, служит в Омске) по благословению архиепископа Омского и Тюменского Феодосия поехали в Ханты-Мансийск организовывать общину. Из Ханты-Мансийска к владыке часто ездил раб Божий Геннадий Закалин, который жил в доме, где сейчас расположена трапезная. Он обещал владыке, что отдаст свой дом под церковь….в начале 90-х годов Геннадий скоропостижно скончался. В его доме, который он всё обещал под храм, осталась старушка, его тетя. Мы пошли в администрацию, всё рассказали, просили помочь нам оформить приход и передать этот домик для храма. Старушке дали квартиру, а домик передали нам под церковь. За вечер мы поставили иконостас из ДВП. Через год, в июле 1991 года, новый епископ Димитрий освятил полным архиерейским чином этот дом с престолом. Отслужили литургию, крестили людей. Владыка Димитрий благословил прихожан строить храм. В то время в Увате мы строили храм, батюшка там служил. К нам приезжали прихожане из Ханты-Мансийска и говорили, что тоже хотят строить храм. Как-то по осени они звонят мне: нужна ваша помощь. А у нас своих проблем хватает – гвоздей надо, не можем найти. «Приезжай, – говорят. – Дадим тебе гвоздей». Я на «Метеор» и сразу туда. Строить храм решили на том месте, где у прежних хозяев был огород. Поставили забор. Среди прихожан были геодезисты, они разметку сделали. Сразу начали копать траншеи под фундамент. Каждый прихожанин копал лопатой, кто сколько мог. Копать траншеи под фундамент помогли солдаты из воинской части, стоявшей тогда на солдатском поле (ныне там территория 8-й школы). Цемент и гвозди давали Ремстрой и ХМСУ, транспорт – АТП, подъемный кран дала электростанция, деньгами помогали все организации города – от рыбокомбината до налоговой инспекции. Хороший качественный лес нашли в Горнореченске. Надо фундамент заливать, а кто это будет делать? Я говорю: давайте молиться. Отслужили обедницу – и сразу подходят мужчины и говорят: мы вахтовики, вахта закончилась, и думаем, чем бы помочь церкви? Оказалось, это бетонщики, Сам Господь их послал. За два дня всё было готово. При строительстве использовали проект храма в селе Уват. Меня отпустили, когда уже последний «Метеор» уходил, весь обледенелый. Потом мы приехали с батюшкой к Рождеству. Они нашли лес, стали привозить уже готовый кругляк к церкви. Следующий раз мы приехали туда где-то на Сретение. На новостройке уже пять венцов выложили до окон. Я сказала строителям, чтобы окна делали узкие, тогда храм будет выглядеть выше. Но прораб был своевольный, и когда мы приехали на Пасху, увидели, что окна сделали по-своему, широкие. Уже не переделаешь, стены под крышу подвели. Потом меня вызвали 26 июня, как раз в день моего Ангела. Надо было делать внутреннюю отделку. Покрыли олифой, так как тогда больше ничего не было. Однако хорошо получилось: если олифу использовать горячую, прямо кипящую, то дерево выглядит как под лаком. Полы в храме положили в черновую, в алтаре уже окончательно. Рабочие подозрительно суетились, и когда вечером они ушли, я позвала знакомых ребят, попросила их вскрыть черновой пол. Там оказалась жижа, если бы так оставили, пол сгнил бы за год. И мы всю ночь эту жижу вытаскивали. Позвонили заместителю главы города по строительству Владимиру Семеновичу Семенову, он приехал, показали ему эту жижу. Он договорился, чтобы привезли пушки высушить подполье. В алтаре крест валялся обломанный, который стоял на месте престола. Выпилили люк в полу – там было сухо, только щепки пришлось выгребать, там же нашли и обломанную часть креста. Естественно, первое время в храме многого не хватало. Не было подсвечников – их заменили большие консервные банки с песком; не было аналоев и подставок – несли из дома тумбочки; иконы несли из дома, делали сами, вставляя репродукции в рамки и под стекло. Принялись потихоньку облагораживать прилегающую территорию. В церкви открылась церковная лавка. Литературу, свечи, иконы – всё это первые прихожане сумками везли из Тобольска, чтобы жители города могли купить необходимое в церковной лавке. Васса Григорьевна Гаврилова, которая в то время работала в церковной лавке, всех встречала приветливо, старалась деликатно объяснить что-то, ответить на вопросы».
1. Ковчег с мощами святителя Святитель Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский), передана протоиереем Владимиром Леванчуком в сентябре 2012 года. Досталось несколько частиц о. Владимиру Василенко от наместника Троице-Илинского монастыря г. Чернигова.
2. Ковчег с мощами преподобного Нила Столбенского. Передана осенью 2012 года Кирпичевым Антоном Александровичем, референтом епископа Ханты-мансийского и Сургутского Павла.
3. Ковчег с мощами святого Мученика Александра Римского. Передана осенью 2012 года – в дар о. Андрею Зотову настоятелем Костромского храма, где он служил ранее.
4. Ковчег с частичкой мощей преподобного Нестора Летописца. Передана Киевским Приходом храма в июне 2017 года иерею Леониду Барткову.
5. Ковчег с частичкой мощей преподобномученика Василия Печерского, иеромонаха. Передана Киевским Приходом храма в июне 2017 года иерею Леониду Барткову.
6. Ковчег с частичкой мощей преподобного Алипия Печерского, иконописца. Передана Киевским Приходом храма в июне 2017 года иерею Леониду Барткову.
7. Ковчег с частичкой мощей преподобного Агапита Печерского, врача безмездного. Передана Киевским Приходом храма в июне 2017 года иерею Леониду Барткову.
8. В храме хранится чудесным образом обновленная икона Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В конце 90-х годов житель деревни Цингалы Ханты-Мансийского района передал настоятелю Знаменского храма Ханты-Мансийска, ныне благочинному, протоиерею Сергию Кравцову, хранившуюся у него большую икону Трех святителей. В 2015 году заметили, что лики на старой иконе преобразились, просветлели, стали четкими и яркими. По распоряжению настоятеля храма иерея Леонида Барткова образ был помещен в новую рамку и выставлен в храме для молитвенного почитания.