Социокультурные истоки

В посланиях Президента России Федеральному собранию, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральном законе «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, проекте Стратегии воспитания в Российской Федерации (2015–2025 гг.) определен современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

Именно на воспитание такого гражданина России нацелена образовательная программа «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название — программа «Истоки»), которая имеет устойчивую тенденцию к развитию ценностноориентированного пространства, основанного на социокультурном опыте, и дает подрастающему поколению благоприятную среду, из которой можно почерпнуть главное — любовь и уважение к своим родителям, родной земле, богатым духовным и культурным отечественным традициям.

Главные цели, принципы, основные направления, содержание, программно-методическое обеспечение и образовательный инструментарий программы «Социокультурные истоки» полностью соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования всех уровней в

— постановке стратегических целей;

— содержании духовно-нравственного развития и воспитания личности;

— формировании социокультурной идентичности;

— организации воспитательного пространства;

— интегративности программ духовно-нравственного воспитания.

Истоки — стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России; апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций; соединение научения ума с воспитанием души и возрастанием духа; уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурный приоритет образования и общества в России; программа активного «восполнения питания» от Истоков отечественной цивилизации. Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию.

Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 года, была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы.

Программа «Истоки» объединяет общественные силы, заинтересованные в стабилизации и единении нашего общества на основе устойчивых ценностей и идеалов российской цивилизации.

Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и методические материалы, сопутствующие издательские программы обладают большим воспитательным потенциалом. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании.

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Программа «Истоки» может стать концептуальной основой для разработки программ образовательных учреждений, муниципальных систем образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в контексте Федерального государственного образовательного стандарта.

Учебный курс разработан для использования в системе общего образования: в дошкольном образовании, в начальной, средней и старшей ступенях школы.

Программа «Истоки» оснащена учебно-методическим комплектом (учебные пособия, рабочие тетради, научно-методические издания — сборники «Истоковедение», методические пособия для учителей, книги для развития детей дошкольного возраста (3–7 лет) и учащихся общеобразовательной школы, система активных форм работы с родителями).

В 2002 г. учебный комплект программы получил гриф Министерства образования РФ.

В рамках программы сложилась система активной подготовки и консультирования педагогов. В 2003 г. на I Всероссийской конференции «Стратегии и технологии в программе «Истоки» в Академии повышения квалификации работников образования (г. Москва) программа получила поддержку представителей 21 региона России.

В рамках Международных Рождественских образовательных чтений проведено четырнадцать Всероссийских научно-практических конференций (г. Москва) по Истоковедению.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ программы «Социокультурные истоки» — преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

— формирование и развитие духовно-нравственных основ образования;

— интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;

— формирование гражданской ответственности и осознанного понимания обучающимися, родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;

— приобщение в равной степени всех участников образовательного процесса, вне зависимости от их национальности, вероисповедания и социального статуса, к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;

— укрепление статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации общества.

Программа «Истоки» развивается от Калининградской области до Камчатского края и от Тюменской области до Ставропольского края.

В настоящее время программа «Истоки» на региональном, муниципальном уровнях или в отдельных образовательных организациях успешно реализуется на протяжении 20 лет в 63 субъектах Российской Федерации, что является показателем ее эффективности.

В Ханты-Мансийском автономном округе программа «Социокультурные истоки» более 10 лет успешно реализуется во всех образовательных учреждениях  г. Сургута. Приступили к реализации программы образовательные организации г. Ханты-Мансийска, г. Нижневартовска, г. Югорска.

В нашем регионе методическим сопровождением по реализации программы» Социокультурные истоки» по общеобразовательной школе занимается методист Истоковедения, председатель Региональной общественной организации ХМАО-Югры «Центр духовно-нравственного развития «Истоки», Заслуженный учитель РФ

Белик Надежда Сергеевна

Адрес:
628422, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Сосновая, д. 57.

Тел. 8-922-796-73-62

        8-926-345-33-34

Е-mail: obraz080308@rambler.ru

Издательский дом «ИСТОКИ»

Т./ф.: (495) 737-41-94

(495) 225-15-71

Е-mail: istoky@col.ru

Вестник Истоки Сентябрь 2015 г.

Вестник Истоки Октябрь 2015 г.

Презентация Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Презентация Формирование системы ценностей у детей и их родителей в рамках реализации программы Истоки

Презентация Главные социокультурные ценности

Презентация Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Презентация Интеграция программы Социокультурные истоки

Презентация Внедрение программы в МБОУ СОШ № 4

Презентация программы Социокультурные истоки

Рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Информационное письмо Издательского дома «Истоки» по вопросам реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Письмо Минобрнауки России о рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР 01.09.2016 №08-1803

Поделиться в социальных сетях: