Жертвоприношение Авраама – прообраз Креста и Воскресения Христова
02.05.2016|05:57
В пасхальном тропаре мы воспеваем Христа Воскресшего, Который даровал жизнь «сущим во гробех», то есть всем усопшим до первого пришествия Господа в мир, всем находящимся в Аду и верующим в обетованного еще в Раю Мессию. Одним из них был первый пророк Божий, праотец и патриарх Авраам.
Море язычества
В последнее время Интернет стал пухнуть от симпатизирующих славянскому язычеству и родоплеменному строю, на нем основанном. Современные неоязычники заявляют о достоинствах родовых отношений по сравнению с привычным нам обществом. С апломбом рассуждают о феноменальном превосходстве «исконного ведического язычества» над «иудо-христианством». В качестве финального довода собеседник непременно упомянёт мудрёное выражение «Авраамическое христианство». Вот, дескать, какие Вы все насквозь иудеи, у Вас даже пророк – еврей Авраам.
Сразу хочется спросить: А какие ещё разновидности христианства, помимо «Авраамического» Вам известны? Не хотите ли узнать, почему целый куст религий назван Авраамическими? Чем Вас не устраивает персона первого пророка? И кстати, знаете ли вы, сколько у Авраама было национальностей? И уж если Вас столь напрягает персона Авраама, самое время рассказать о ней. Тем более, что жил Авраам во времена того самого язычества, которое так восхищает некоторых обитателей Интернета.
Три религии
Термин «Авраамические» не является магическим, не отправляет нас прямиком в объятия нынешних иудеев, (как бы этого кому ни хотелось), а является констатацией того непреложного факта, что Авраам есть имя первого пророка Единого Бога на Земле, имя старейшего из трёх патриархов Ветхого Завета.
Между прочим, у этих трёх религий (христианство, ислам, иудаизм) есть и другое название – религии Откровения. Это имя — дань уважения тому, что Господь Сам открыл себя своему первому пророку. Давайте больше узнаем о жизни первого пророка Единого бога на Земле. Земле, битком набитой родными братьями нынешних язычников — идолопоклонниками.
Происхождение Авраама
Авраам— сын Тераха, потомок Ноя по линии Сима, сына Адама в десятом поколении. Родился в 2018 г. до нашей эры (обычно называют несколько дат, я привёл среднюю). Родом из Ура — одного из самых богатых халдейских городов, который находился в местности под названием Сеннар. Из этого города Господь позвал Аврама, обещая произвести от него великий народ. Это обещание стало основой союза (Завета) Бога и Авраама. Союз между Богом и Авраамом есть начало Древнего или, как его обычно называют, Ветхого Завета.
Имя Авраама
Вообще-то – Аврам. Вторая буква «А» была добавлена во второй слог имени по воле самого Господа весьма позже. А поначалу его звали просто — Аврам. Если угодно, патриарх Аврам, потому что соплеменники избрали его главою рода. Четыре тысячи лет назад у каждого племени была особая религия со своими праздниками и своим родовым кладбищем. Кстати, в Библии сказано о том, что Аврам купил у хетта Эфрона пещеру МахпелА для устройства родового кладбища. Когда в возрасте 175 лет Авраам умер, он был погребён рядом с Саррой в той самой пещере Махпела. Сейчас арабы свято блюдут эту гробницу, так как считают Авраама своим родоначальником. В честь родоначальника названа 14-я сура Корана. В исламе Авраам выступает под именем Ибрахим и почитается одним из величайших пророков Аллаха, о котором в Коране сказано: «Есть ли кто-нибудь прекраснее своей верою того добродеющего, кто полностью предался Аллаху и последовал за верой Ибрахима-ханифа? А ведь Аллах сделал Ибрахима [Своим] другом» (4:125).
Национальность патриарха Аврама
Национальностей у патриарха Аврама явно больше чем одна. Его считают своим родоначальником aрабы, арамеи, евреи… Старший сын Аврама Измаил – считается родоначальником арабов и арамеев. Второго сына Аврама – Исаака, (точнее, Ицхока), почитают как первого еврея. От следующего брака Аврама родилось ещё шестеро сыновей, которые, как и старший сын – Исмаил – стали родоначальниками разных арабских племён.
Можно ли утверждать, что Аврам первый еврей? Можно. Хотя, с тем же успехом и на том же основании, Аврама называют родоначальником арабы, арамеи, даже ассирийцы, которые переводят имя своего родоначальника, как «отца всех»… Почему бы и нет?
Соседи Аврама
Придя из Ура Халдейского, Аврам поселился в Ханаане. Соседи Аврама были людьми рациональными, жестокими и даже безжалостными. Вопрос выживания племени предельно обострял конкуренцию. Чужих и просто прохожих полагалось порабощать, преумножая средства своего рода. Вопрос нравственности или безнравственности не существовал в принципе. Это в нашем 21 веке мы ещё можем упрекнуть кого-то за бесчеловечность. Но 4 тысячи лет назад бесчеловечность была нормой поведения. Главной ценностью была жизнь рода, племени. Естественной функцией племенного божка, если угодно, родовой религии, было обеспечение благосостояния своего рода. В случае удачи родовому божку полагалась жертва от своего племени. Ритуальные убийства приветствовались.
Повелитель мух
Ближайших соседей Ханаана – финикийцев отличала склонность к жертвоприношению детей. Точнее к их сожжению. Вот как это выглядело. На центральной площади селения стоял тофет – закрытый дворик, а в нём громадный пустотелый идол из меди с головой быка – тотемного животного Баала. Под медным быком разжигали костер. Ритуал проходил ночью, под музыку флейт, тамбуринов и лир. Как свидетельствует историк I века до н.э. Диодор Сицилийский, детей, выбранных в жертву, подводили к раскаленной статуе и клали на её медные руки, по которым те соскальзывали вниз, в огонь. Глядя на смерть детей, их родители должны были радоваться, облачившись в яркие, нарядные одежды. Считалось, что любая слезинка, любой вздох умаляют ценность приносимой жертвы.
Кстати, одно из имён племенного божка Баал-Зебуб вошло в историю, как Вельзевул. Перевод прост – Повелитель мух.
Масштабы жертв потрясают
После жертвоприношения обгоревшие детские кости паковали в глиняный сосуд. В одной из множества финикийских колоний Моции, что на Сицилии, таких сосудов было найдено около тысячи трехсот. Сколько таких колоний было… Вокруг тофета финикийской столицы Карфагена археологи обнаружили останки примерно двадцати тысяч детей. По традиции в жертву приносили мальчиков-первенцев. В основном, младенцев. Антропологическое исследование останков, показало, что 85 процентов похороненных были моложе шести месяцев, как правило, всем было меньше двух лет, и лишь одному ребенку было около двенадцати лет.
Нынче принято возмущаться жестокостью Ветхозаветного Бога, потребовавшего истребить всех идолопоклонников до единого! В связи с вышеописанным примером возникает вопрос: а как ещё можно было остановить цивилизацию нелюдей, сжигавших детей заживо?
Нетолерантный Аврам
Судя по всему, Авраму было трудно мириться с нравами окружающего языческого моря. Когда-то Аврам разделил имущество со своим племянником Лотом. Он пошёл дальше, а Лот выбрал жизнь в цветущей долине Содома. Во время очередной межплеменной войнушки, когда победители захватили Содом, Лот оказался в числе пленников. Аврам вооружив 318 своих слуг, разгромил супостата, вернул всё имущество Лотово, а также его женщин и народ. Когда царь Содома предложил Авраму забрать всю военную добычу себе, Аврам отказался. Обращает на себя внимание формулировка отказа, употреблённая Аврамом: «Ни нитки, ни ремешка от сандалий от тебя не возьму, чтобы никто не мог сказать, будто Содом обогатил Аврама». Почему бы так, не догадываетесь? Опять будем говорить о жестокости Ветхозаветного Бога? А Вы бы взяли?
Проклята земля делами твоими
Когда читаешь описание свинцовых мерзостей, творившихся вокруг Аврама его соседями, нет-нет да и возникает вопрос: «Как вообще этих тварей земля носила?» Судя по всему, именно такие нравы хозяев земли и уничтожили землю, в смысле почву. Любопытная закономерность: следы самых древних цивилизаций обнаруживаются среди самых лютых пустынь планеты. Неужели древние земледельцы не могли выбрать более подходящего для земледелия места? Ведь в ту пору народу было куда меньше, а плодородной земли куда больше… Да в том-то и дело, что всё как раз обстояло наоборот – само существование этих обществ привело к появлению пустынь. Как и было определено Богом: «Проклята земля делами твоими».
Предсказание о будущем рабстве
Чтобы создаваемый от Аврама народ не стал губителем собственной страны, ему надо было пройти особую подготовку. Однажды в Ханаане Господь сообщил Авраму, что его (Аврама) потомки «будут четыреста лет жить в чужой стране, в рабстве и угнетении». «Лишь четвёртое поколение твоих потомков возвратится сюда, ибо грехи амореев», (тогдашних обитателей Ханаана), «ещё не достигли высшей меры». После освобождения из рабства, Господь обещал отдать Ханаан потомству Аврама. После обещания земля Ханаанская стала называться Обетованной. С этой поры род Авраама стал возводить жертвенники Единому Богу по всей территории Ханаана. Естественно, условием выполнения обещания было, чтобы потомки Аврама не вели себя в Ханаане так, как вели себя их предшественники. Было ли выполнено ли это условие? Судите сами.
Вера Аврама
От соплеменников и соседних племён Аврам отличался одним – живя среди языческого мира, он проповедовал Единого Бога. Аврам стал первым пророком веры в Единого Бога. Более того, он был связан с Господом личным Заветом. Это подтвердилось, когда Авраму было 99 лет. Господь напомнил Авраму про Завет и сказал: «Я беру тебя под своё покровительство. Ты станешь прародителем многих народов. И имя тебе будет не Аврам, но Авраам». Обычно это второе имя истолковывается как «отец народов» или «отец многих».
В знак Завета детородные органы всех мужчин рода Авраама подверглись процедуре обрезания. То есть чада, появившиеся от них, посвящались Единому Богу уже в момент зачатия.
В честь Бога, Который Есть Любовь, Авраамов род сооружал в Ханаане святилища.
Праведный Авраам служил Своему Богу гостеприимством. Ради простого путника, пересекающего племенные владения, Авраам устраивал праздничный пир. Не отбирал у него собственность, не превращал его в племенного раба, а угощал и провожал! С точки зрения окрестных соседей – сплошное расточительство и нерациональный расход пищи!
Вера потомков Авраама
И сегодня, среди арабских потомков Авраама и мусульман, гостеприимство является неукоснительной заповедью. Например, гость, приходящий в дом мусульманина, должен быть встречен с радушием и уважением, независимо от того, является ли гость родственником, чужим человеком, мусульманином или немусульманином. Даже злейший враг обязан быть пощажён, пока находится под кровом потомка Авраама! Это делается во имя Бога и в память первого пророка.
Встреча с Богом наяву
Однажды, в полуденный зной Авраам, как и подобает старому бедуину, сидел у входа в свой шатёр. Возможно, он думал над тем, какой иронией звучит его имя «Отец народов». Его – старика, чьим единственным ребёнком был сын от рабыни Агари. Внезапно вдали появились трое путников. По законам гостеприимства, ему следовало пригласить их к себе, но Авраам пошёл гораздо дальше, чем требовала вежливость: велел слугам омыть гостям ноги, распорядился испечь свежего хлеба и даже заколол упитанного тельца.
Поразительно, но сегодня, спустя неполных четыре тысячелетия с момента описанной встречи, мы уверенно знаем место, где произошла встреча первого пророка с Творцом Вселенной. Это было на опушке дубравы (то есть, дубовой рощи), Мамвре. От дубравы уцелел единственный дряхлеющий дуб возле города Хеврона. Уцелевшие ветви древнего дерева позволяют зримо ощутить какая толща времён отделяет нас от того дня.
Гостеприимство Авраама
Гостеприимство Авраама запечатлено в центральной иконе христианства – ТРОИЦА работы Андрея Рублёва. Считают, что явившись в виде трёх путников, Господь указал на троичность своих Лиц. Гости повели себя необычно. Один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя через год в это же время, и у Сарры, жены твоей, будет сын». Человеку, чьё имя «Отец народов», было обещано, что его бесплодный брак увенчается сыном. Наверное, жена Авраама Сарра слышала этот разговор и это обещание. Наверное, она с горечью подумала, какой уж от меня столетней старухи может быть ребёнок. Смех один! Видимо, потому, когда родился обещанный сын, она дала ему имя Ицхок – Смех.
Пророчество пророку
Потом Творец сообщил Аврааму, что идёт уничтожить Содом за творимые там мерзости. Он рассказал это пророку, ещё и потому что знал, как этот человек презирал содомских грех. Вместо одобрения Авраам неожиданно завёл странный торг с Господом о том, сколько праведников в Содоме достаточно, чтобы Владыка Времени пересмотрел своё решение о казни. Но мера зла уже преисполнилась. Как оказалось, кроме Лота, праведников в Содоме не осталось.
Казнь Содома
Двое ангелов вошли в Содом и, приняв приглашение Лота, остановились у него. А содомиты, угрожая выломать двери дома, потребовали от Лота немедленно предоставить своих гостей для интимной близости. Что тут скажешь? Содомиты! (Кто-то опять будет твердить о неоправданной жестокости Ветхозаветного Бога?!). Эта бесчеловечная выходка содомлян стала последней. Содом и Гоморра были залиты дождём из капелек горящей серы. На месте двух городов осталось выжженное голое место. Началась посмертная история Содома.
Любопытно отметить, но геологический анализ местности, проведённый спустя почти четыре тысячи лет, подтвердил обилие в почве катышков оплавленной серы. Поистине поразительно насколько тесно Ветхий Завет связан с нашими днями!
Жертвоприношение Авраама
Близилось последнее испытание любви Авраама к Своему Творцу. Конечно, Всеведущий знал, что Авраам выдержит испытание, но ему хотелось, чтобы об этом узнал и сам патриарх. Значит ему был нужен этот опыт и эта победа. Только после неё Авраам действительно стал отцом всех верующих в Единого Бога, то есть Патриархом.
Сказать, что Авраам любил своего позднего сына, значит, ничего не сказать. Но однажды услышал пророк, что надлежит ему принести сына в жертву. И отправился Авраам к месту жертвоприношения и даже в исступлении занёс руку с ножом. Но рука его была остановлена ангелом. Главное свершилось: своего второго сына и всё потомство его Авраам посвятил своему Богу. Именно это было смыслом жертвоприношения.
Святые отцы христианства согласны в одном: жертвоприношение Авраама стало прообразом той великой Жертвы, которую позднее принесёт за всё человечество Сын Небесного Отца по имени Иисус, прообразом Его Пресветлого и Преславного Воскресения.
Александр Быстров