ЮГРАИНФОРМ: Православие и школа: как рассказать детям о Боге
11.02.2015|06:25
Введение в школу курса «Основы православной культуры» вызывало много разногласий в обществе. И даже после включения данного предмета в школьную программу Минобрнауки России споры не прекратились. Как рассказывать о непреходящих ценностях в светской школе, как готовить учителей по ОПК и каким содержанием наполнять учебники – все эти вопросы не перестают волновать чиновников и священнослужителей.
Тем не менее, в целом многие югорские школьники имеют достойные знание об истории и традициях православной культуры. Потому что в каждом муниципалитете региона открыты воскресные школы, а в крупных городах – православные гимназии. Более того, в Югре действует несколько православных детских садов и духовно-просветительских центров, а это уникальный и редкий опыт в России.
Мария Никитина из Нижневартовска и Кирилл Диденко из Сургута будут представлять Югру на заключительном этапе 7-й общероссийской олимпиады школьников по «Основам православной культуры», который будет проходить в Москве с 7 по 10 марта.
Ежегодно олимпиада организуется Свято-Тихоновским гуманитарным университетом при поддержке министерства образования и науки России и Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. Стоит отметить, что в прошлом году вартовчанка Мария Никитина заняла почётное третье место среди российских школьников и стала обладательницей президентской премии поддержки талантливой молодёжи.
О том, как в Ханты-Мансийском автономном округе готовят будущих победителей олимпиады по основам православной культуры, рассказал председатель отдела религиозного образования и катехизации Ханты-Мансийской митрополии, иерей Димитрий Губанищев.
— Отец Димитрий, как вы оцениваете прошедшую олимпиаду? Её итоги оправдали ваши ожидания?
— В этом году более чем в два раза увеличилось количество участников олимпиады, и это не может не радовать. Будем надеяться, что каждый раз численность будет возрастать. Хочется отметить, что олимпиады по ОПК, организованные Свято-Тихоновским православным университетом, предусматривают участие и более младших школьников, и даже дошколят. Поэтому, я надеюсь, что мы в этом направлении тоже преуспеем, и в последующие годы Югру на всероссийском уровне будут представлять больше ребят.
— Большую роль в любом предмете играет учитель. Как вы считаете, как должен быть подготовлен педагог и какими качествами наделён, чтобы разговаривать с детьми о духовных ценностях?
— Православная церковь постоянно говорит о том, что педагог, читающий курс «Основы православной культуры», должен быть носителем этой культуры. Тогда он сможет достаточно живо рассказывать о традициях, с которыми он лично знаком и в которых воспитан. Учитель по ОПК сам должен жить церковной жизнью, чтобы донести до слушающих глубину и красоту этой культуры, которая стала основополагающий, доминирующий в нашем государстве.
— Как вы считаете, какие следует предпринять шаги, чтобы повысить уровень преподавательских кадров в сфере ОПК?
— Вопрос подготовки преподавателей по ОПК – один из краеугольных камней, который пока не даёт повысить качество преподавания. В Югре подготовка педагогов осуществляется на базе окружного института развития образования, где есть специалисты, которые хорошо знакомы с православной культурой. В частности, данное направление курирует доцент кафедры духовного и эстетического воспитания Евгений Тельманов, который является выпускником Тобольской духовной семинарии.
Но, тем не менее, очень сложно за 72 часа рассказать о тысячелетней истории православия на Руси, зажечь человека, заинтересовать. Ситуация усложняется иногда тем, что один педагог читает в школе несколько модулей комплексного курса религиозных культур и светской этики, а иногда и все модули (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики).
Занятия по ОПК введены в общеобразовательных организациях в рамках комплексного курса основ религиозной культуры и светской этики. Этот модуль преподают в четвёртом классе, поэтому чаще всего готовят педагогов начальной школы, у которых своя специфика. Таким образом, прочитав это курс в течение одного года, учитель фактически на последующие три года забывает о нём, так как набирает и растит новый класс. Поэтому сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы обучать данному курсу педагогов-предметников, то есть учителей истории, обществознания, мировой художественной культуры, которые могли бы читать этот курс из года в год.
— Тем не менее, никто не расскажет о религии лучше её представителей. Как происходит взаимодействие образовательных и церковных структур?
— Такое взаимодействие происходит в рамках существующих соглашений между окружным департаментом образования и молодёжной политики и Ханты-Мансийкой митрополией. В рамках данных соглашений священники ходят в школы, беседуют с ребятами, принимают участия в мероприятиях. Иногда сами школьники с согласия родителей посещают храмы, ходят на экскурсии. Те священники, которые имеют педагогическое образование и прошли соответствующую курсовую подготовку, ведут предмет ОПК. Конечно, процент посещаемости факультативов с таким педагогом гораздо выше.
— Расскажите об учебнике по ОПК. По поводу его содержания в образовательной и церковной среде велось много споров. Как вы считаете, он удовлетворяет запросы предмета?
— Методические пособия и учебники, рабочие тетради, в которых рассказывается о религиозной культуре, не должны готовиться без участия представителей конфессий. Поэтому Синодальный отдел религиозного образования и катехизации настаивает на необходимости конфессиональной экспертизы учебных пособий по ОПК, которые включены в федеральный перечень учебников на 2014-2015 год.
На сегодняшний день всего 6 учебников по ОПК прошли данную экспертизу, получив одобрение Русской православной церкви. Мы настоятельно рекомендуем использовать именно эту учебную литературу, поскольку с точки зрения экспертной комиссии, она отвечает всем требованиям, отражает полноту вероучения и нравоучения, соответствует тем задачам, которые ставит перед собой курс ОПК, и задачам, которые видит в этом курсе Русская православная церковь.
К сожалению, часть учебных пособий из федерального перечня данную экспертизу не прошло. Но со временем в Министерстве образования и науки России начинают понимать, что такая процедура необходима. Невозможно говорить о православной культуре, не учитывая мнение Русской православной церкви, точно также как невозможно говорить об исламской культуре, не учитывая интересы официальных представителей мусульманской общины. Поэтому мы настаиваем, чтобы все учебные пособия по ОПК проходили проверку, получали соответствующий гриф и только тогда были допущены к использованию.
Этот курс вызывает много вопросов, но со временем приходят решения. Для многих сейчас очевидно, что невозможно за 34 часа рассказать четвероклассникам о православной культуре. Поэтому в Минобрнауки говорят о расширении курса. Если планы реализуются, то необходимо организовать соответствующую подготовку специалистов. Но готовить учителя для того, чтобы он в течение 34 часов прочитал этот курс и потом забыл, – нецелесообразно. Поэтому планируется распространить предмет на начальные классы, всю среднюю школу и часть старших классов.
Анастатия Соломатина
[portfolio_slideshow]