Выбор жизненного пути по учению прп. Паисия Святогорца
25.03.2018|14:09
«Не постигший смысла жизни похож на исправный механизм с остывшим двигателем. Это человек без идеалов, без жертвенного духа. Сердце его скованно льдом»1.
Прп. Паисий Святогорец
В определенный момент в жизни каждого человека встаёт вопрос: какой выбрать жизненный путь: монашество или семейную жизнь? Каждый христианин испытывает затруднения в этом выборе. Прп. Паисий Святогорец старался помочь людям правильно выбрать свой путь.
Старец говорит: «Прежде всего, следует им понять, каково предназначение человека и в чем смысл его жизни»2. Цель и смысл жизни православного христианина, по словам старца, состоит в том, чтобы достичь Царствия Божьего. Оба данных пути благословлены Богом и ведут к одной цели. Каждый человек свободен выбрать тот путь, по которому он хочет идти. Старец приводил такой пример: один человек идет по большой наезженной дороге, а другой по маленькой тропинке. Оба пути ведут в одно и то же место. Только остаётся путникам не завидовать друг другу3.
Исходя из этого, семейная или монашеская жизнь не делает человека святым наследником вожделенного рая. Каждый путь имеет свои трудности и проблемы. От каждого человека требуется усердное стремление подвизаться добрым подвигом на каждом из путей, только так семьянин или монах может освятиться и достичь цели. Отец Паисий говорил: «Ему хочется вступить в брак? Пусть женится, но с усердием постарается стать добрым главой семьи и жить свято. Ему хочется принять монашество? Пусть уходит в монахи, но усердно старается стать монахом хорошим»4.
Многие молодые люди в наше время хотят переложить ответственность выбора жизненного пути на своего духовника или старца. Чтобы он решил за них, какой им выбрать путь. Один юноша спросил старца Паисия, какой ему избрать жизненный путь, чего от него хочет Бог? Геронда ему ответил: «Дитя мое, Бог хочет того же, чего и ты хочешь. Бог никого не принуждает следовать тем или другим путем. Бог – это духовный начальник, Он уважает свободу человека. Он не военный, чтобы всех строить в одну шеренгу. Бог хочет вот чего: чтобы ты исполнил честно то, что выберешь. Если выберешь стать монахом – будь хорошим монахом. Если выберешь семейную жизнь – будь хорошим отцом семейства»5.
По моему мнению, человек, который хочет стать монахом, должен убедиться, действительно ли он хочет послужить Богу, или его желания направлены на то, чтобы удовлетворить свой эгоизм. Если человек в молодости предавался плотским утехам и не создал семью, а сейчас решил стать монахом, то, скорей всего, такой человек не преуспеет и в монашестве. Такой человек не сможет заполнить пустоту своего сердца. Старец советует тем, кто хочет стать монахом: «Собираясь принять иноческий постриг, нельзя иметь ни капли сомнений. Как жених говорит о девушке, которую любит, что жить без нее не может и не возьмет в жены никого другого, так должно быть и с монашеской жизнью. Если склоняешься к ней на 99 процентов, но на один процент сомневаешься и пребываешь в нерешительности, не достигнешь успеха. Диавол может повернуть все на 180°, и потом ты не пожелаешь монашества на 99 процентов»6.
Исходя из этого, следует, что молодые люди должны делать свой выбор решительно и не иметь в себе гордости и эгоизма, потому что иногда молодежь считает себя какой-то особенной и бережет себя для чего-то исключительного, не такого, как у всех. «Можно подумать, что они золотые и боятся, что их — словно простую железку — используют в железобетонной конструкции»7, — говорил старец.
Старец советует молодым: годы проходят быстро, и людям, когда они уже в возрасте, принять решение о выборе жизненного пути становится не просто. Лучше, когда человек изберет один из путей в молодости в соответствии со своим призванием, имея доверие ко Христу. После тридцати лет выбор жизненного пути сделать уже не просто. Взрослый человек начинает все мерить, руководствуясь здравым смыслом. У него характер похож на бетонную конструкцию, — такой не просто изменить. А юному легче приспособиться, будь то брак или монашество.
Девушкам важно принять решение до двадцати пяти лет. Если она затянет с решением, то потом начинает думать: «Зачем я буду подчиняться чужой воле?» Чем старше она становится, тем больше у нее капризов и прихотей. И если годы упущены, то девушка уже выходит замуж не для создания семьи, а для того, чтобы быть под чьей-то защитой, опекой. Молодым людям нужно постараться избежать поверхностной восторженности от монашества или семейной жизни. По словам старца, только духовная жизнь человека может раскрыть человеку его возможности, и благодаря ей он больше познает себя. Это является большим преимуществом в будущем. Если даже путь будет сложный, например, монашество, то человек уже будет подготовлен к этому пути, и Господь даст ему сил. Каждый из путей имеет свои скорби и трудности. Нужно понять, каковы эти пути.
Путь монашества
Монашество – это особый благодатный путь, на который человека призывает сам Бог. Прп. Паисий Святогорец много писал о монашестве, в чем заключается его смысл и призвание.
Старец особенно радовался за тех, кто выбирает путь монашества. О таком человеке он говорит, что это мудрый человек, который идет к совершенству и не попадается на диавольскую удочку, где на крючок в качестве наживки насажен мир. Но нужно быть весьма осторожными, нельзя всех равнять под одну гребенку. Христос не принуждал всех к монашеству, не дал заповедь о монашестве. А только сказал тем, кто хочет стать совершенным, что нужно следовать по Его стопам8.
Старец наставлял: «Монахи суть радисты Матери-Церкви, и, следовательно, если уходят далеко от мира, то делают это из любви. Они уходят от радиопомех мира, чтобы иметь лучшую связь и больше и лучше помогать миру»9. Безрассудное требование, которое предъявляют некоторые, чтобы монахи шли в мир, предъявляют также некоторые несмысленные командиры. Они призывают радистов оставить рацию. Однако разумные радисты не слушают, когда их поносят, но борются, пока не выйдут на связь. Когда выйдут на связь с генеральным штабом, то прилетает воздушная авиация и всем помогает. То же самое монах, он помогает только молитвой, а не своими ничтожными силами.
Исходя из этого следует, что тому, кто выбрал путь монашества, важно до конца овладеть своим сердцем, чтобы в нем не было каких-либо чувств к какой-либо девушке (юноше). То есть, избирая монашество, молодой человек или девушка не должны иметь ни капли сомнения. При этом необходимо отличать сердечные чувства, присутствие которых закрывает вход в монастырь, от обычной плотской брани, которая не является препятствием к вступлению на монашеский путь.
Пока молодой человек еще в миру, главной задачей для него является найти хорошего монахолюбиваго духовника. Многие духовники нашего времени являются монахоборцами и выступают против монашества. Монахолюбивый духовник должен всячески помогать и наставлять вас, пока вы находитесь в миру. Можно иметь духовника женатого, главное, чтобы он любил монашество10.
Молодому человеку или девушке перед вступлением в монастырь необходимо внутренне повзрослеть, потому что каждый монах (или монахиня) призывается к тому, чтобы иметь отеческую любовь к приходящим за советом из мира, а также быть внимательными к младшим монахам (монахиням). Это важно, потому как не повзрослевший монах всегда будет требовать заботы о себе, а заботиться об окружающих, как ему и полагается, не станет.
Если обратить внимание на современное монашество, то можно увидеть, как оно теряет свою духовность, не говоря уже о духовном делании и преемстве. В современном обществе пренебрежительно относятся к духовным людям. И если инок будет постоянно слышать «Что ты тут забыл?.. иди в мир работай» и при этом видеть иноков, живущих как мирские люди, то он невольно будет заражаться мирским духом. Инок должен быть иноком, а не светским человеком. Юные иноки хотят выглядеть в глазах других хорошо, руководствуются при этом светскими принципами. Сейчас многие монастыри имеют много удобств и комфорта, все это отнимает много времени. Молодые люди, уйдя в монастырь, видят тот же дух, который царит в светских офисах, и не обретают душевного покоя11.
Старец Паисий говорит: «Цель монаха – превратиться во вместилище Святого Духа. Чувствительность его сердца должна быть тонкой, как листок сусального золота. Вся жизнь инока есть любовь, и на этот путь он вступил только ради любви к Богу, которая вбирает в себя и любовь к ближнему. Монах думает о страданиях людей, его сердце и душа болит за мир, и из сердца текут потоки слез и молитвы. И такая молитва склоняет Господа помиловать людей и весь мир»12.
Путь семейной жизни
Тому, кто хочет выбрать семейный путь, предстоит непростое дело – выбор невесты. Отец Паисий давал ценные советы, как правильно найти невесту и на что, прежде всего, нужно обратить внимание.
Он говорил: «Единственная ценность в мире – это семья. Когда будет разрушена семья, то и мир погибнет. Прояви свою любовь в первую очередь в своей семье. Когда погибнет семья, тогда будет разрушено и духовенство, и монашество»13.
Прежде всего, нужно найти хорошую девушку, которая будет по сердцу. Не стоит смотреть на красоту и богатство, а прежде всего, нужно обратить внимание на внутренний мир, который должен быть украшен простотой и смирением. Если девушка наделена мужеством и имеет страх Божий то, как говорит прп. Паисий, они вместе с будущим супругом могут, взявшись за руки, перейти на противоположный берег злой реки этого мира14.
Большое внимание отец Паисий уделял разнице характеров молодых людей. Небольшая разница помогает создать гармоничную семью, потому что один из супругов дополняет другого. Например, машина имеет газ и тормоз и тем самым она двигается к конечной цели. Господь устраивает так, чтобы добрый человек вступил в брак со строптивым и тогда второй супруг может получить пользу. Одной паре старец сказал: «Вы оба на одну ногу и поэтому не подходите к друг другу». Они были очень впечатлительные, когда что-то случалось дома, то оба начинали причитать «Ох, какая же с нами случилась напасть!» — причитает муж. «Ох, что ж это за горюшко горькое!» — всхлипывает жена. Таким поведением супруги впадали в еще большее отчаяние. Поэтому ни жениху, ни невесте ни в коем случае не надо ломать свой характер — просто его надо начать правильно использовать, так, чтобы он приносил пользу семье.
Старец Паисий настаивал: если молодой человек смотрит серьезно на свою будущую невесту, то ему нужно известить родителей девушки о своем намерении. Потом самому поговорить с родителями и сказать девушке о своем намерении. Когда они будут обручены, хорошо, чтобы время между свадьбой и обручением не было долгим. В это время необходимо сохранить девство и целомудренное отношение друг к другу15.
Нет на земле вещи сложнее, чем человеческие взаимоотношения. А взаимоотношения между мужем и женой вдвойне сложны. Мужу и жене необходимо усвоить и явить в своей жизни все те добродетели, которые необходимы всем православным христианам. В основании жизни супругов, в сердцевине их взаимоотношений, всегда должны быть любовь и смирение, духовное благородство, жертвенность, терпение, которое начинается с любви и боли за близкого человека, постоянное возделывание добрых, кротких помыслов. Терпение нужно, чтобы терпеть причуды друг друга и хранить семью от распада. Смирение — чтобы быть снисходительными к недостаткам и немощам супруга. Хорошо, когда у супругов есть, как выражался старец, «добрая ссора», то есть когда супруги постоянно стремятся перехватить обязанности друг друга, больше потрудиться, чтобы другой мог больше отдохнуть. Когда у старца спрашивали, кто в семье должен заниматься домашними делами, он отвечал: «Кто успевает первым, тот приобретает»16.
Муж должен любить жену. Это любовь должна быть такой сильной, чтобы могла переливаться через край и передаваться всем окружающим. Муж является главой семьи, который дает уверенность жене в том, что она находится под его покровом. Жена – хозяйка дома и хранительница его очага. Жене не подобает перечить мужу, потому что это развязанный нрав, недостойный истинной христианки. Супруги если будут иметь очищенную любовь, то они будут получать взаимное утешение и исполнять свои духовные обязанности. Если супруги будут иметь истинную христианскую любовь между собой, то им не будут помехой дальние расстояния. Но если нет любви между супругами, то находясь рядом, будут далеки друг от друга. Старец Паисий предостерегает всех супругов, что любить мужа или жену нельзя больше Бога. Такая любовь может привести к разводу. При этом супруги думают, что они имели сильную любовь между собой. Не понимая при этом, что они нарушают заповедь по отношению к Богу.
Причинной развода может быть измена одного из супругов. Старец, насколько возможно, уговаривал пострадавшую сторону, не доводить дело до развода. Насколько возможно нужно терпеть, молиться, и вести себя по-доброму по отношению к тому, кто изменил. Нередко такое сострадательное отношение приводит на добрый путь падшего супруга, и сохраняет семью от распада. К измене нужно относить духовно, даже когда на твоей стороне правда, ты не должен твердить «я прав». Супруги, даже будучи правыми, не имеют права быть правыми. Самое главное это не навредить своему супругу, сохранить при этом добрые отношения.
«Рождение детей – это благословение Божье». Старец советует возлагать проблему рождения детей на Бога. При этом не планировать, сколько будет детей. Некоторые пары предохраняются, в связи с трудностями жизни, хотят при этом воспитать одного ребенка. Отец Паисий был против предохранения, поскольку это является большим грехом против Бога, супруги хотят устроить свои дела лучше, чем Господь. Лучше всего, как говорит старец, положиться на Промысел Божий, а не руководствоваться своими человеческими планами. Сейчас много семей, которые страдают бесплодием, здесь могут быть разные причины, как говорил старец. Возможно из-за того, что девушка медлила с решением о браке и вышла замуж в преклонном возрасте, сейчас, она по состоянию здоровья не может родить. Но не всегда причиной может быть грех. У Господа на каждого человека свой план спасения. Кому-то Он сразу дает ребенка, а кому-то медлит дать. Супружеская пара к тому, что у нее нет детей, должна относиться с большим смирением»17, «видя, что у супругов, испытывающих трудности в связи с рождением детей, есть смирение, …Господь может не только дать им ребенка, но и сделать их многодетными»18.
Родителям хорошо хоть какое-то время молиться вместе. Детям тоже полезно присутствовать на молитвенном правиле, но при этом не нужно давить на них. Детская молитва зависит от возраста. Хорошо вместе садиться за стол и при этом прочитать совместно молитву. Если же у супругов разное духовное развитие, им следует подстраиваться друг под друга и вместе стремиться к совершенству с рассуждением.
Сам отец Паисий именно молитвой больше всего помогал людям, как семейным, так и монашествующим. Вместе с тем он всячески наставлял приходящих к нему. Изучая его труды, можно заметить, что старец был духоносным человеком, стяжавшим от Господа благодать Святого Духа. К нему приходило множество людей за духовной помощью, и большинство из них были семейные люди. Советы старца или его рассказы всегда попадали точно в цель. В какой-то степени его можно назвать семейным врачом. Почти в каждом его труде есть много рассказов и советов православным семьям. Советы старца помогли не только тем людям, которые лично приходили к нему, но и многим православным людям, читающим его труды сегодня.
1 Дионисий Тацис, свящ. Архондарик под открытом небом. – М.: Изд-во сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2000. С. 19.
2 Паисий Святогорец, старец. Слова. Т. IV. Семейная жизнь. М.: Святая Гора, 2001. С. 19.
3 Паисий Святогорец, старец. Слова. Т. IV. Семейная жизнь. М.: Святая Гора, 2001. С. 19.
4 Паисий Святогорец, старец. Слова. Т. V. Страсти и добродетели. М.: Святая Гора, 2001. С. 36.
5 Тацис Д., свящ. Когда чужая боль становиться своей: Жизнеописание и наставление преподобного Паисия Святогорца. Предис. автор – 4-е изд., исправленное, дополненное. – М.: местная религиозная организация Православный приход храма Святого Духа сошествие на Лазаревском кладбище гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви, 2016. С. 127.
6 Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. – М.: «Ковчег»,2015. С. 209.
7 Паисий Святогорец, старец. Слова. Т. V. Страсти и добродетели. М.: Святая Гора, 2001. С. 44.
8 Паисий Святогорец, старец. Слова. Т. IV. Семейная жизнь. М.: Святая Гора, 2001. С. 24.
9 Старец Паисий Святогорец. Письма. – Сергиев Посад: Свято – Троицкая Лавра, 2007; Издательский дом «Святая гора», 2008. С. 16.
10 Старец Паисий Святогорец. Письма. – Сергиев Посад: Свято – Троицкая Лавра, 2007; Издательский дом «Святая гора», 2008. С. 21.
11 Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. – М.: «Ковчег»,2015. С. 214.
12 Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. – М.: «Ковчег»,2015. С. 211.
13 Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. – М.: «Ковчег»,2015. С. 344.
14 Паисий Святогорец, старец. Слова. Т. IV. Семейная жизнь. М.: Святая Гора, 2001. С. 39.
15 Паисий Святогорец, старец. Слова. Т. IV. Семейная жизнь. М.: Святая Гора, 2001. С. 40.
16 Паисий Святогорец, старец. Свидетельство паломников. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. С. 81.
17 Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. – М.: «Ковчег»,2015. С. 319.
18 Паисий Святогорец, старец. Слово о родителях и их обязанностях. М.: Святая Гора, 2011. С. 15.
Шабанов Антон