Великая победа Христа
08.05.2016|00:03
День Победы в Великой Отечественной Войне! Это один из самых любимых, самых понятных, самых настоящих праздников для всех и каждого. Праздник героического самопожертвования, памяти, благодарности и любви.
В этот мирный день мы вспоминаем подвиг всех павших на полях той страшной войны, всех пострадавших и потрудившихся для победы над нацизмом. Вспоминаем для того, чтобы низко склониться перед нашими дедами и бабушками, отцами и матерями, чтобы от всего сердца поблагодарить их за то, что они дали нам возможность появиться на этот свет. Это также повод задуматься о том, как мы живем. Достойно ли мы проживаем свою жизнь, купленную такой огромной ценой ‑ десятками миллионов погибших, искалеченных, не рождённых, выживших, но отдавших все свои силы победе?
Война 1941‑1945 гг. по праву называется Великой и Отечественной. Великая и Отечественная она потому, что еще никогда прежде мы не подвергались такой страшной опасности. Ведь от исхода этой войны зависело само существование нашего народа, само существование Русской Православной Церкви. Это значит: от результата этой войны, без преувеличения, зависело существование всего человечества, всего мира. Если бы победила фашистская Германия, если бы планы Гитлера были осуществлены, история русского народа пришла бы к своему завершению, он перестал бы существовать. В эту войну, как ни в какую другую, решался вопрос: быть или не быть Святой Руси? В этом плане Отечественная Война 1812 г., как и все прошлые войны нашей страны, была слабым предзнаменованием Великой Отечественной Войны 1941‑1945 гг.
Итак, Великая Победа – это праздник не только и не столько государственный, светский, но прежде всего наш, родной, православный, церковный. Это праздник Победы Божией, Победы Церкви Христовой над всеми Ее врагами. В самый первый День Победы 9 мая 1945 г. Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Алексий (Симанский) сказал: ««Если мы забудем о духовном и религиозном измерении Победы, то это будет кощунством по отношению к Богу. В ответ на наши неимоверные усилия, в ответ на высочайший героизм народа, в ответ на напряжение всех сил Господь даровал Победу, и из Его спасающей десницы мы получили избавление». Будем же помнить об этом.
Перед войной Русская Православная Церковь оказалась в смертельной опасности, в жерновах между двумя тоталитарными режимами – откровенно атеистическим, богоборческим советским и языческим, сатанинским нацистским, лукаво прикрывающим свою агрессию пропагандой крестового похода против большевизма. Годы революции, гражданской войны, «мирное» предвоенное время большевистской власти принесло Православной Церкви больше мучеников, чем вся история христианства. В ходе Большого террора 1937‑1938 гг. было репрессировано или убито множество духовенства и активных православных мирян Советского Союза. «Имя Бога должно быть забыто на территории страны» ‑ такую цель ставили перед собой творцы нового коммунистического рая на земле.
Перед войной наши предки согрешили и отступили от Бога и Его Церкви. Так они навлекли на себя праведный гнев Божий, Его наказание. Гитлер и его воинство стали для русских людей воплощением сатанинских злых сил, бичом Божиим, попущенным Господом для вразумления, обращения и спасения своих заблудших сыновей и дочерей.
Всемилостивый Бог наказывает свое творения не для того, чтобы его уничтожить, но чтобы обратить к спасению. Слово «наказание» происходит от слова наказ, то есть урок для вразумления и научения. Великая Отечественная Война стала таким наказанием, уроком, вразумлением для впавших в безверие людей. Стала той «очистительной грозой», содрогнувшись от которой русский народ вновь обратился к своей матери Церкви.
Церковь благословила русский народа на Великую Отечественную Войну и это благословение было утверждено Самим Господом. Известно, что Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Сергий (Страгородский) в первый же день войны еще до каких-либо официальных обращений светских властей написал и собственноручно отпечатал на машинке знаменитое «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал всех православных на защиту Отечества. Он первый со всей ясностью осознал, что это не только и не столько государственная, политическая, экономическая, светская, но именно Великая Отечественная Война, Война Духовная, Война Православная.
«Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов Православного Христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится Русскому народу выдерживать такие испытания, С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу… Вспомним святых вождей Русского народа Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг… Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя«» (Ин. 14:13).
Страшные испытания вызвали у миллионов людей искренние чувства обращения, покаяния и веры. Война стала очистительной крестной «баней пакибытия» для России и всего мира, их крестной смертью и воскресением. Началось православное возрождение, православные храмы вновь наполнились народом. Советская власть повернулась к Церкви, от гонений перешла к сотрудничеству с Ней. Прекратилась антирелигиозная пропаганда. Многие запреты на веру 30-х гг. были отменены, распущен нечестивый Союз воинствующих безбожников, а его председатель Губельман скончался от рака в страшных мучениях. Были вновь открыты 20 тысяч храмов. Возобновили свою работу духовные учебные заведения. Начали выходить церковные издания. Пережив страшные муки и страдания, наш народ понял великую истину: жить нужно с Богом и по Его закону. Чтобы справляться со всеми житейскими трудностями и испытаниями, необходимо по настоящему верить, беря в этом пример с наших предков, справившихся по милости Божией со смертельной опасностью.
Церковь не умерла, выжила и стала сильней, чем прежде. Так была явлена сила Божия. В который уже раз в истории была доказана та непреложная истина, что Церковь Христова пребудет до конца времен и по Его всесильному обетованию «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16:18). Гонения, какими бы страшными они не были, не ослабляют, не уничтожают, но лишь усиливают и обновляют Церковь, а мученики – это семя Церкви, из которого Она черпает Свои святые силы и жизнь. Сохранив нас от гибели, Господь явил Свой праведный суд, Свою милость, Свою мудрость, Свое всемогущество, Свою всесвятую любовь. Как в свое время Мамаю на Куликовом поле, так всем нашим врагам, всему неправославному миру было явлено, что «велик Бог Земли Русской!»
Церковь в лице Своих небесных и земных святых угодников, всех верующих вымолила эту победу во время войны. И сегодня каждый год 9 мая она продолжает молитвенно поминать усопших воинов, за веру, отечество и народ жизнь свою положивших, всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны (1941‑1945 гг.).
Война началась в день, когда Русская Православная Церковь отмечала День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Для православных людей это стало знаком великого упования на победу русского оружия в только что начавшейся войне. 6 мая 1945 г. весь православный мир праздновал Пасху. Эта дата также является днем ежегодной памяти святого великомученика Георгия Победоносца – небесного покровителя России, образ которого изображен на ее гербе. 7 мая в г. Реймсе был подписан предварительный протокол капитуляции Германии. 8 мая представители немецкого главнокомандования в присутствии представителей Верховного Командования союзных войск и Верховного Главнокомандования советских войск подписали в Берлине окончательный акт капитуляции, исполнение которого началось с 24 часов 8 мая. Так День Победы 1945 года совпал с Православной Пасхой – Днем Победы Христовой над лукавым, грехом, тлением и смертью.
Во всем этом верующее сердце не может не усматривать премудрого Промысла Божия. Для нас День Победы в Великой Отечественной Войне – это исторический прообраз Победы в самой главной войне, в которой, по словам Федора Михайловича Достоевского, «диавол с Богом борются, а поле битвы сердца людей». Эта война еще не закончилась. Она длится на протяжении всей земной жизни каждого человека, с момента его зачатия и до последнего вздоха. Вся человеческая история, начиная с грехопадения прародителей человеческого рода Адама и Евы и до Второго Славного Пришествия Христова – это война между Жизнью и смертью, между Светом и тьмой, Святостью и грехом, которая завершиться окончательной победой Бога над всеми Его и нашими врагами. Тогда, в грядущем Царствии Небесном не будет ни смерти, ни болезни, ни страданий, ни разлуки, ни времени. Тогда «отрет Бог всякую слезу с очей» (Откр. 21:4), будет «новое небо и новая земля» (см. Откр. 21:1) и «Бог будет все во всем» (1Кор. 15:28). Тогда будет вечноблаженная радость и любовь во Христе Иисусе.
Все мы, православные верующие – солдаты этой войны. И Церковь наша есть Церковь воинствующая, единая, святая, соборная, апостольская армия, возглавляемая единым Военачальником Богочеловеком Иисусом Христом. Устав этой армии – Богооткровенное православное вероучение, Христовы заповеди, каноны и догматы. Наше знамя – Крест Христов. Наше непобедимое оружие против всех врагов спасения – те благодатные средства, которые сообщены Церкви Спасителем (Таинства, пост, молитва, все христианские добродетели). Будем помнить об этом, будем воевать за наше спасение, будем послушно следовать крестным путем Христовым, чтобы вместе с Ним победить и воскреснуть. И не дай нам Бог подобно Иуде оказаться предателями, дезертирами, перебежчиками и тыловыми крысами.
Слава Богу, сегодня для нашего православного народа нет войны внешней. Мы наслаждаемся благами внешнего мира и благоденствия. Однако каждый православный христианин ежесекундно пребывает на войне внутренней, духовной. От ее исхода зависит вечная участь каждого. Время нашей жизни, по святым отцам, ‑ это время апостасии, время массового отпадения от веры в Бога, стремления подменить веру в небесного Богочеловека верой в земного человека. Церковь же являет Собой иной, противоположный путь – путь анастасии, то есть восстания, воскресения от греховной смерти с сатаной к святой жизни с Богом. Секулярному человекобожию, ведущему к смерти, Православная Церковь противопоставляет Богочеловечество Христа, ведущее к вечноблаженной жизни в Пресвятой Троице.
Итак, День Победы учит нас героическому самопожертвованию ради Бога и ближних, учит памяти Божией и памяти смертной, учит благодарности Богу за все Его благодеяния, учит усердной молитве к Творцу, учит смирению перед непостижимым по своей премудрости Промыслом Божиим, учит любви ко Христу, верному служению Его единой, святой, соборной, апостольской, Православной Церкви, учит не унывать, не опускать руки, но вознося их в крестном знамении православно веровать во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ибо «Сия есть победа, победившая мир, вера наша!» (1Ин. 5:4).
Сегодня для каждого православного человека как никогда актуальны слова Митрополита Сергия (Страгородского), сказанные в первый день Великой Отечественной Войны: «Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу!» Непременно дарует! Ибо если мы со Христом, мы не можем потерпеть поражения. Со Христом мы непобедимы!
«Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь» (свят. Иоанн Златоуст).
Тарас Борозенец