logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

В Ханты-Мансийске состоялся региональный этап XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

06.12.2021|21:45

1094
27

6 декабря 2021 года в Ханты-Мансийске состоялся региональный этап XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».
Организаторами чтений являются Ханты-Мансийская митрополия Русской Православной Церкви, Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры, «Центр подготовки граждан к военной службе» и «Культурно-просветительский центр «Гармония». Заседание и работа секций чтений проходила в дистанционно-очном формате.
Участников чтений приветствовал Директор Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Алексей Дренин.

В своём докладе на пленарном заседании митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, глава Ханты-Мансийской митрополии отметил:

«Мы и сегодня в целом продолжаем жить в системе координат, заданной Петром Первым. Современное российское общество также имеет светский характер, оно также разделено на высший элитарный слой и народную массу. Разница лишь в том, что нынешняя постсоветская элита по преимуществу не дворянского происхождения, и народ в своём подавляющем большинстве проживает в городах, а не в деревне. В русском обществе сохраняется и разделение на прозападное меньшинство и патриотическое большинство.
Основой существования России продолжает оставаться сильное централизованное государство, опирающееся на мощные вооруженные силы, науку и промышленность. К источникам могущества страны добавились ещё огромные нефтегазовые ресурсы.
Духовной основой нашей страны всё так же является Русская Православная Церковь вместе с другими традиционными религиозными организациями. При этом как в Петровские, так и в нынешние времена Церковь духовно окормляет все слои общества, пытается просвещать, умиротворять, соединять и исцелять всех разобщенных.
Существенным отличием современной России от Петровской является реальная автономия Церкви, её свободное и ответственное соработничество с государством и обществом ради блага страны и людей. Слава Богу, Церковь уже не гонима и не подчинена государству. Она имеет все необходимые правовые, информационные, экономические и политические условия для своего полнокровного самостоятельного существования.
Безусловно масштабные комплексные реформы, военные, экономические, политические, образовательные, культурные нововведения Петра Великого способствовали усилению, укреплению, развитию и возвышению Российского государства, его приобщению к числу великих держав Европы и всего мира. Однако у этого была и обратная, теневая сторона. Ради успешной модернизации Российского государства и общества пришлось пожертвовать автономией Церкви, приверженностью высшего общества православным религиозным традициям и единством народа. Можно сказать, что Петр I укрепил тело государства, за счет ослабления его души.
Нарушение же равновесия между телом и душой, разлад между ними, если не будет исцелён, всегда приводит к смерти. Таков фундаментальный закон духовной жизни.
Главный исторический урок, который нам следует вынести из изучения реформ Петра Великого и их исторических последствий — общество не может полноценно и стабильно существовать без своих традиционных духовно-религиозных ценностей — души и духа этого общества. Личность, семья и общество хиреют, примитивизируются, деградируют и гибнут без веры в Бога. Когда русские люди об этом забывают и отрекаются от православной веры, они разрушают свой собственный духовный фундамент.
Научно-технический прогресс, экономическая и политическая деятельность способны на время облегчить земное человеческое существование, повысить уровень материального комфорта, отвлечь нас от мучительных «проклятых вопросов» о смысле жизни. Но они не в силах удовлетворить бесконечную духовную жажду человеческого сердца, заполнить внутреннюю душевную пустоту. И об этом лучше других писал великий знаток человеческих душ Федор Михайлович Достоевский. Кроме рацио, «эвклидова ума», порабощающего человека земному, человеку нужен дух или сердце, необходима благодать, освобождающие нас для вечноблаженной жизни с Богом. Правды ради нужно отметить, что Петровские преобразования имели и позитивное влияние на русскую душу. Открывшись западной культуре, Россия приняла в себя её ценности. Однако это принятие не стало бездумным и пассивным заимствованием, но творческим и критическим освоением и переработкой, пересадкой на русскую почву. Западные ценности были трансформированы и русифицированы. Благодаря творческой открытости и переработке родилась великая русская культура, которая для нас по сей день является классическим выражением русского духа. Она воплотилась в великой русской литературе, русской живописи, русской музыке и балете, не говоря уже о русской науке и образовании».

В ходе пленарного заседания прозвучали доклады:

  • «О главных направлениях системного развития программы “Социокультурные истоки”». Игорь Алексеевич Кузьмин, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, профессор РАЕН, автор и руководитель программы «Социокультурные истоки», г. Москва.
  • «О системном развитии программы “Социокультурные истоки” в г. Ханты-Мансийске». Ирина Александровна Черкунова, заместитель Главы г. Ханты-Мансийска, председатель Координационного совета по реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в городе Ханты-Мансийске.
  • «Слово и человек. «Семейная культурная традиция как важнейший механизм сбережения языка и культуры народа, исторической памяти, передачи базовых социокультурных ценностей нашего Отечества». Ирзабеков Василий Давыдович, писатель, публицист, г. Москва.

Также в ходе работы регионального этапа XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» состоялись: заседание Координационного совета по реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», круглый стол «Живая традиция», открытая молодёжная площадка «Судьба в имянаречении славян», VIII молодёжные Кирилло-Мефодиевские чтения.

В рамках чтений работали секции: «Русская народная культура в системе общего образования», «Социокультурная среда как фактор воспитания и личностного развития обучающихся», «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества».

Также состоялось подписание соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между некоммерческой Организацией Обь-Иртышское отдельское казачье общество Сибирского войскового казачьего общества и Ханты- Мансийской митрополией.
В дистанционном формате состоялся ежегодный епархиальный съезд сестричеств и братств Ханты-Мансийской епархии «Служение ближнему в современных условиях».

Галерея