В Ханты-Мансийске состоялся региональный этап XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

6 декабря 2021 года в Ханты-Мансийске состоялся региональный этап XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».
Организаторами чтений являются Ханты-Мансийская митрополия Русской Православной Церкви, Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры, «Центр подготовки граждан к военной службе» и «Культурно-просветительский центр «Гармония». Заседание и работа секций чтений проходила в дистанционно-очном формате.
Участников чтений приветствовал Директор Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Алексей Дренин.

В своём докладе на пленарном заседании митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, глава Ханты-Мансийской митрополии отметил:

«Мы и сегодня в целом продолжаем жить в системе координат, заданной Петром Первым. Современное российское общество также имеет светский характер, оно также разделено на высший элитарный слой и народную массу. Разница лишь в том, что нынешняя постсоветская элита по преимуществу не дворянского происхождения, и народ в своём подавляющем большинстве проживает в городах, а не в деревне. В русском обществе сохраняется и разделение на прозападное меньшинство и патриотическое большинство.
Основой существования России продолжает оставаться сильное централизованное государство, опирающееся на мощные вооруженные силы, науку и промышленность. К источникам могущества страны добавились ещё огромные нефтегазовые ресурсы.
Духовной основой нашей страны всё так же является Русская Православная Церковь вместе с другими традиционными религиозными организациями. При этом как в Петровские, так и в нынешние времена Церковь духовно окормляет все слои общества, пытается просвещать, умиротворять, соединять и исцелять всех разобщенных.
Существенным отличием современной России от Петровской является реальная автономия Церкви, её свободное и ответственное соработничество с государством и обществом ради блага страны и людей. Слава Богу, Церковь уже не гонима и не подчинена государству. Она имеет все необходимые правовые, информационные, экономические и политические условия для своего полнокровного самостоятельного существования.
Безусловно масштабные комплексные реформы, военные, экономические, политические, образовательные, культурные нововведения Петра Великого способствовали усилению, укреплению, развитию и возвышению Российского государства, его приобщению к числу великих держав Европы и всего мира. Однако у этого была и обратная, теневая сторона. Ради успешной модернизации Российского государства и общества пришлось пожертвовать автономией Церкви, приверженностью высшего общества православным религиозным традициям и единством народа. Можно сказать, что Петр I укрепил тело государства, за счет ослабления его души.
Нарушение же равновесия между телом и душой, разлад между ними, если не будет исцелён, всегда приводит к смерти. Таков фундаментальный закон духовной жизни.
Главный исторический урок, который нам следует вынести из изучения реформ Петра Великого и их исторических последствий — общество не может полноценно и стабильно существовать без своих традиционных духовно-религиозных ценностей — души и духа этого общества. Личность, семья и общество хиреют, примитивизируются, деградируют и гибнут без веры в Бога. Когда русские люди об этом забывают и отрекаются от православной веры, они разрушают свой собственный духовный фундамент.
Научно-технический прогресс, экономическая и политическая деятельность способны на время облегчить земное человеческое существование, повысить уровень материального комфорта, отвлечь нас от мучительных «проклятых вопросов» о смысле жизни. Но они не в силах удовлетворить бесконечную духовную жажду человеческого сердца, заполнить внутреннюю душевную пустоту. И об этом лучше других писал великий знаток человеческих душ Федор Михайлович Достоевский. Кроме рацио, «эвклидова ума», порабощающего человека земному, человеку нужен дух или сердце, необходима благодать, освобождающие нас для вечноблаженной жизни с Богом. Правды ради нужно отметить, что Петровские преобразования имели и позитивное влияние на русскую душу. Открывшись западной культуре, Россия приняла в себя её ценности. Однако это принятие не стало бездумным и пассивным заимствованием, но творческим и критическим освоением и переработкой, пересадкой на русскую почву. Западные ценности были трансформированы и русифицированы. Благодаря творческой открытости и переработке родилась великая русская культура, которая для нас по сей день является классическим выражением русского духа. Она воплотилась в великой русской литературе, русской живописи, русской музыке и балете, не говоря уже о русской науке и образовании».

В ходе пленарного заседания прозвучали доклады:

  • «О главных направлениях системного развития программы “Социокультурные истоки”». Игорь Алексеевич Кузьмин, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, профессор РАЕН, автор и руководитель программы «Социокультурные истоки», г. Москва.
  • «О системном развитии программы “Социокультурные истоки” в г. Ханты-Мансийске». Ирина Александровна Черкунова, заместитель Главы г. Ханты-Мансийска, председатель Координационного совета по реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в городе Ханты-Мансийске.
  • «Слово и человек. «Семейная культурная традиция как важнейший механизм сбережения языка и культуры народа, исторической памяти, передачи базовых социокультурных ценностей нашего Отечества». Ирзабеков Василий Давыдович, писатель, публицист, г. Москва.

Также в ходе работы регионального этапа XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» состоялись: заседание Координационного совета по реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», круглый стол «Живая традиция», открытая молодёжная площадка «Судьба в имянаречении славян», VIII молодёжные Кирилло-Мефодиевские чтения.

В рамках чтений работали секции: «Русская народная культура в системе общего образования», «Социокультурная среда как фактор воспитания и личностного развития обучающихся», «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества».

Также состоялось подписание соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между некоммерческой Организацией Обь-Иртышское отдельское казачье общество Сибирского войскового казачьего общества и Ханты- Мансийской митрополией.
В дистанционном формате состоялся ежегодный епархиальный съезд сестричеств и братств Ханты-Мансийской епархии «Служение ближнему в современных условиях».

Slide 1
Slide 2
Slide 3
Slide 4
Slide 5
Slide 6
Slide 7
Slide 8
Slide 9
Slide 10
Slide 11
Slide 12
Slide 13
Slide 14
Slide 15
Slide 16
Slide 17
Slide 18
Slide 19
Slide 20
Slide 21
Slide 22
Slide 23
Slide 24
Slide 25

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться в социальных сетях: