logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Уверение нашего воскресения

22.04.2016|10:01

1209
1

“Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша”

(1 Кор. 15:13–14)

Лазарева суббота — суббота перед Вербным воскресеньем, в этот день Православная Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря.

О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — апостол Иоанн Богослов.

В церковном календаре Лазарева суббота непосредственно предшествует Входу Господню в Иерусалим. Как можно заметить, в этом случае богослужебное время не совпадает с историческим: чудо воскрешения святого Лазаря произошло за месяц или два до того, как Господь въехал в Иерусалим на молодом осле.

Святой Лазарь был братом Марфы и Марии и жил неподалеку от Иерусалима в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом.

Однажды случилось так, что Лазарь тяжело заболел. Узнав об этой печальной новости, «Иисус прослезился» (Ин. 11:35) и сказал: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».

«Из Писания мы знаем о том, что Христос плакал трижды в земной жизни, сейчас это были слезы «о том, что Лазарь должен был умереть, потому что мир во зле лежит и всякий человек смертен из-за того, что грех владеет миром. Христос тут плакал о Своем друге Лазаре, и в более широком смысле — об этом ужасе: Бог дал всей твари вечную жизнь, а человек грехом ввел смерть, и вот светлый юноша Лазарь должен умереть, потому что когда-то грех вошел в мир» — пишет митрополит Сурожский Антоний. В этих слезах и последующем чуде, как и в молении в Гефсиманском саду, как и в страданиях на Кресте, мы видим подтверждение того, что Христос наш Спаситель был не только Богом или не только человеком, но Богочеловеком.

Зная, что Лазарь болел и умер, Иисус Христос словно нарочно медлил и не приходил в Вифанию. По пути в дом умершего друга, Он встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа отвечала: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Только спустя четыре дня после смерти Лазаря Христос прибыл в скорбящий дом, где Его так ждали и удивлялись, почему Он так долго не приходил.

Вместе с учениками Иисус подошел к пещере и приказал «отнять» камень, закрывающий вход в гробницу. На это Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень был отвален.

Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». Уже смердящий покойник воскрес и вышел из погребальной пещеры.

Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. Многие тогда уверовали во Христа.

Во время Своей земной жизни Христос воскрешал людей трижды. Сначала Он воскресил сына Наинской вдовицы, которого уже несли хоронить. Второе чудо воскрешения было совершено Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира. И третье чудо — воскрешение четверодневного Лазаря. Именно после этого чуда первосвященники приняли решение убить Иисуса.

Согласно церковному преданию, после своего воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и стал епископом Китийским — служил на острове Кипр, в городе Китионе (сейчас Ларнака).

Сама Пресвятая Богородица посещала святого Лазаря на Кипре. Он очень желал видеть Пресвятую Мать Иисуса Христа, так как Она была «избранный Сосуд, больший всех» и оставалась на земле поддержкой и духовной радостью для святых апостолов и их учеников, но боялся сам отправиться к Ней в Иерусалим, боясь гонений от иудеев. Тогда Пресвятая Дева отправила утешительное послание, чтобы он отправил за Ней корабль, а сам не приходил в Иерусалим – такое смирение было у Пречистой!

Как повествует Стефан Святогорец, по пути на Кипр мореплавателей застал шторм, и их прибило к берегу острова, на котором процветало дикое идолопоклонство. Но во время появления корабля, таящиеся в идолах бесы невольно были принуждены Богом возопить: «Вы, люди, обольщенные Аполлоном! Поспешите сойти с горы, ступайте в Климентову пристань и примите Марию Матерь великого Бога Иисуса!» Здесь много чудес сотворила Пресвятая Богородица. После крещения народа, оставив учителем на острове одного из Своих спутников, Она сказала: «Место сие да будет моим жребием, который дан мне Сыном и Богом моим!» Сейчас мы знаем это место как Святая гора Афон. Вот так святой воскрешенный Лазарь косвенно повлиял на появление такого места на земле, для которого Сама Богородица лично является «Заступницей и Ходатаицей к Богу».

После этого, Пресвятая Мария отправилась дальше на Кипр, где в волнении и тревогах ожидал ее Лазарь. Святой епископ был утешен появлением долгожданной Гостьи и принял от Нее великолепные дары — святительский омофор и поручи, вышитые Ее же пречистыми руками.

В 1972 году в Китионе были обретены святые мощи епископа Лазаря. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Такова была жизнь человека, дважды испытавшего смерть и послужившего нам доказательством и надеждой на всеобщее воскресение.

В тропаре праздника есть слова: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря». Это означает, что воскрешение Лазаря было сотворено ради уверения всех нас в грудящем всеобщем воскресении из мертвых. «И сие буди и буди. Аминь» (Флп. 2:10).

Екатерина Ранинен