Церковь, болезнь и исцеление: духовный взгляд
26.12.2018|23:19
Иерей Тарасий Борозенец
Церковь, болезнь и исцеление: духовный взгляд.
Я – Господь, целитель твой (Исх. 15:26).
Тема человеческого здоровья и медицины как искусства врачевания является одной из важнейших для христианского учения и практики. Она занимает центральное место в Священном Писании, творениях святых отцов, постановлениях церковных соборов.
Официальное отношение Русской Церкви к современному здравоохранению выражено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (далее ОСК РПЦ), а именно – в разделах XI Здоровье личности и народа и XII Проблемы биоэтики.
Читая, слушая Слово Божье и его церковные толкования, верующие обретают Богооткровенное знание о том, что есть здоровье и болезнь, каковы их критерии, что нужно сделать для исцеления личности и общества, к кому обращаться за помощью. Библия – Книга исцеления человека и мира, и даже шире – всего творения Божия.
Можно сказать, что христианский образ жизни заключается в достижении человеком истинного вечного здоровья путем исцеления через веру в Господа Иисуса Христа в основанной Им Церкви. Окончательное здоровое состояние человека в православном богословии называется обожение, понимаемое как личное нерушимое благодатное соединение с Богом. А ведущий к нему путь, путь исцеления, – спасением, которое понимается как избавление от греха, тления и самой смерти.
Всесвятой Бог изначально не сотворил ни тления, ни смерти. Они входят в человека и мир лишь вследствие грехопадения самих людей, по их личной вине. Грех, тление и смерть – это аномальные, паталогические, противоестественные для человека состояния, то есть болезни, от которых его необходимо излечить. Грех – это болезнь духовная, которая состоит в свободном нарушении заповедей Божьих, что ведет к отпадению от Него.
Тление и смерть – болезни душевные и телесные, порожденные духовной болезнью – греховным отпадением от Бога. Это прямые следствия грехопадения. Тление – это распад, разрушение природы человека в любых его проявлениях – душевных и телесных страданиях, болезнях, старении. Конечным результатом тления является смерть – последняя, пограничная болезнь – отделение души от тела. Таким образом, грех как отпадение от Бога закономерно приводит к внутреннему разладу человеческого существа в тлении, которое завершается противоестественным разделением человека на душу и тело в смерти.
Поскольку болезни возникли в результате грехопадения самих людей, излечение от них не может быть осуществлено без их свободного отказа от греха через обращение и возвращение к Богу, путем исполнения Его заповедей. Виновником болезней является сам человек. Поэтому без него, без его свободного участия, без его усилий, исцеление осуществиться не может.
Однако сам по себе, только своими силами человек исцелиться не может, поскольку не имеет здоровья в себе. Во-первых, наши внутренние ресурсы достаточно ограничены. Во-вторых, они не являются нашей собственностью, которой мы можем распоряжаться, как нам заблагорассудиться. Душа и тело, их здоровье – это дары Божьи. Источником и Подателем здоровья является один лишь Бог и никто, кроме Него.
Церковь изначально была и остается Лечебницей или Врачебницей всего человека – его духа, души и тела. Главный и единственный Врач этой Лечебницы – Господь наш Иисус Христос. Универсальное и потому единственное лекарство этой Врачебницы – всеисцеляющая благодать Божия – эдакая церковная панацея. Священнослужители, Таинства, обряды, Богослужение – лишь средства сообщения Божией благодати верующим. Книга рецептов – Священное Писание, которое объясняется и конкретизируется в творениях святых отцов, церковных догматических и канонических постановлениях.
Большинство людей издревле обращаются ко Христу как к Врачу душ и телес, приходят в Его Церковь, как Лечебницу, прежде всего, из-за проблем со здоровьем, просят у Господа исцеления для себя и своих близких.
Так было и во времена земной миссии Спасителя. Проповедуя словом и делом, Он исцелял людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге – о целостном составе личности. Господь врачевал «всего человека» (Ин. 7:23). Он Сам называл себя Врачом, а грех болезнью, говоря: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). Призыв этот звучит и сейчас. Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи. Были они неотделимы и от служения апостолов, и от проповеди святителей и других святых на протяжении всей истории Церкви. Церковь Христова изначально была общиной исцеления.
В Библии и у святых отцов мы находим множество конкретных предписаний, имеющих большое лечебное значение во все времена. Например, предписания о соблюдении поста, норм гигиены, карантина при заразных заболеваниях, ограничении рабочего времени и необходимости отдыха.
Среди прославленных Церковью святых особое место занимают святые врачи, целебники – апостол и евангелист Лука, бессребреники Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, мученики Орест и Диомид, великомученик Пантелеимон, преподобные Агапит, Алипий и Ипатий Печерские, праведный страстотерпец Евгений Боткин, святитель Лука Войно-Ясенецкий и другие. Свое врачебное призвание все они понимали и исполняли как христианский долг милосердия и любви.
Можно сказать, что Церковь и медицина занимаются одним делом – попечением о человеческом здоровье. Но занимаются они им по-разному, руководствуясь различными предпосылками и подходами.
Церковь смотрит на человека и его здоровье с точки зрения вечности, духовного высшего смысла земной жизни. В отличие от официальное медицины, кроме телесного и душевного здоровья Церковь выделяет и ставит на первое место еще и здоровье духа (греч. пневма) – высшей составляющей человеческого существа, отвечающей за Богообщение, за гармонические отношения с Богом. От состояния духа напрямую зависит состояние души и тела. Именно духовное здоровье – залог здоровья физического и психического. Если врачи говорят о психосоматике, то есть о прямом влиянии психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний, то священнослужители настаивают на естественной зависимости душевно-телесного единства человека (психосоматики) от влияния духовных факторов. Таким образом, христианский врачебный подход можно определить как пневмапсихосоматический.
Медицина смотрит на человеческую жизнь исключительно с точки зрения времени. Не зная о загробном существовании души, грядущем воскрешении тела, преображении всего человеческого существа, медики пытаются максимально продлить земную жизнь человека, сделать ее менее болезненной, более комфортной, отсрочить физическую смерть. Благодаря их усилиям, удается значительно увеличить среднюю продолжительность жизни, обеспечить выживание тем, для кого раньше это было просто невозможно, существенно уменьшить психические и физические страдания людей при неизлечимых болезнях. Однако, наша жизнь так и остается в тех возрастных пределах, о которых говорил еще псалмопевец Давид. «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10).
Христианство учит, что земная жизнь – это весьма краткое преддверие жизни вечной. Истинный смысл нашего существования на Земле – в подготовке к жизни на Небесах в Царствии Божьем. Свидетельствуя об этом, Церковь, во-первых, подчеркивает важность поддержания души и тела в здоровом состоянии для исполнения заповедей Божиих, во-вторых, указывает на страдания и болезни, как на жизненный крест, смиренное несение которого служит самопознанию и спасению человека, в-третьих, готовит человека к отделению от тела души и ее посмертному переходу к Богу на Его предварительный Суд, в-четвертых, предвещает грядущее всеобщее воскрешение умерших и окончательный Страшный Суд, благодаря которому верные Христу люди и все творение обретут вечную блаженную жизнь, то есть окончательное, непреходящее, совершенное, здоровое и счастливое состояние.
Добавим, что для христиан неприемлемо манихейское противопоставление души и тела, понимание последнего как злого по сущности, привходящего и чужеродного для человека как исключительно духовного существа. Бог изначально создал человека в единстве его духа, души и тела. Тело – не темница и не скверна, но храм духа и души, требующий благоговейной заботы.
Исходя из этих Богооткровенных истин, Церковь предостерегает верующих, с одной стороны, от пренебрежения своим земным здоровьем и врачебным искусством, с другой, от их абсолютизации и возведения в культ. Верующим предлагается путь золотой середины между этими крайностями – отношение к своему психофизическому здоровью и медицине как к относительным и инструментальным ценностям, которые должны служить вечным ценностям Евангелия.
Как сказано в ОСК РПЦ, «поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью». Здоровье – не цель, но средство. Человек живет не для здоровья самого по себе, но для того, чтобы с его помощью жить полноценной жизнью, суть которой – в служении Богу и ближним.
Для медицины болезнь – это лишь физическая, или психическая, или психофизическая патология, с которой нужно бороться, несмотря на неизбежность смерти. В духовном свете веры, болезнь, с одной стороны, прямое следствие греха и проявление общей поврежденности человеческой природы, с другой, благодаря воплощению, распятию и воскресению Христа неотъемлемая составляющая земного креста, смиренное несение которого служит человеческому познанию, очищению и спасению. «Ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).
В отличие от мирской точки зрения христианство не рассматривает болезнь и шире страдание как зло. В собственном смысле слова зло – это лишь грех, который отвращает и отделяет человека от Бога. Болезни же, напротив, являются благом. Ведь, они изымают нас из житейской суеты, заставляют задуматься о самом главном в жизни, пересмотреть свои эгоистичные установки, свою ложную самоуверенность и гордыню, способствуют сочувствию и состраданию к другим. Болезни смиряют человека, смягчают его душу, делая её способной обратиться к Богу с покаянием. Болезнь – школа сострадания и милосердия, смирения и покаяния, познания себя и Бога. Школа очищения и спасения.
Поэтому правильное духовное отношение к болезням, особенно если они неизлечимы, выражается в доверии и уповании на всеблагую волю Божию, смирении, терпении, благодарности и ожидании встречи с Господом. «Одр болезни бывает часто местом Богопознания и самопознания, — учит святитель Игнатий (Брянчанинов) – Страдания тела бывают часто причиною духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге. Во время болезни сперва надо себя принудить к благодарению Бога, когда же душа вкусит сладость и покой, доставляемые благодарением, – сама спешит в него, как бы в пристанище. Спешит она туда от тяжких волн ропота, малодушия, печали». По слову святого Иоанна Златоуста, «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости».
Безусловно, больные и врачи должны прилагать все усилия для борьбы с болезнями, какими бы тяжелыми они ни были. «Однако, когда человеческие средства исчерпаны, христианину надлежит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в самых глубинах страданий он способен встретиться со Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни (Ис. 53:4)» (ОСК РПЦ).
Церковь Христова признает великое значение врачебного искусства, благословляет труд врачей как служение и подвиг ради помощи ближним, призывает верующих бережно относиться к своему здоровью и в случае необходимости обращаться за медицинской помощью. Ибо врачи и лекарства – от Господа, это средства исцеления, через которые действует Сам Бог.
Вместе с врачебной общественностью Церковь осуждает любые формы псевдомедицины (шарлатанские и оккультно-магические), всевозможные теории и практики самоисцеления человека за счет раскрытия и активизации одних только внутренних, будто бы неограниченных ресурсов его природы.
Подобные техники сегодня достаточно популярны, пропагандируются в СМИ, рядятся как в псевдонаучные, так и в псевдорелигиозные одежды, и крайне опасны как с медицинской, научной, так и с духовной, богословской, точек зрения. Создавая иллюзию всемогущества, божественности человека, его способности самостоятельно решать все свои проблемы за счет самовнушения или деятельности самозванных гуру, они, по сути, уводят больного как от официальной медицины, так и от Церкви, да и от адекватного понимания реальной ситуации. Это всегда ведет к плачевным результатам и приближает летальный исход.
Церковное отношение к медицине ясно выражено в книге Иисуса сына Сирахова, написанной еще во II в. до Р.Х.: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышняго врачевание… Господь создал из земли лекарства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце… И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38:1–2, 4:6–10, 12–14).
Когда уже в христианские времена появились мнения, что обращение к земным врачам является признаком слабости веры в Господа, святитель Василий Великий вместе с другими святыми отцами выступил против этого заблуждения: «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога».
Таким образом, истинное исцеление – это всегда плод взаимодействия, синергии людей и Бога. От людей, больных и врачей, – осознанные решения, старания, действия, вера, покаяние, смирение, послушание и молитва. От Бога – благодатные силы, помощь и результат.
Как видим, Церковь, с одной стороны, ни в коей мере не противопоставляет себя официальной медицине, не стремится подменить ее собой, занять ее место, как это часто делают различные сектантские сообщества. С другой, ожидает, что и медицина не будет стремиться заместить собой Церковь, не будет претендовать на выполнение чуждых ей, духовно-религиозных функций. Оптимальная ситуация во взаимоотношениях Церкви и медицинского сообщества – это соработничество при взаимном уважении и невмешательстве во внутренние сферы компетенции друг друга.
При этом, являясь хранительницей Божественного учения о человеке и его нравственности, Церковь оставляет за собой право давать этические оценки медицинским подходам и методам, предостерегать врачей от действий, угрожающих душевному и психическому здоровью людей, призывать их руководствоваться в своей деятельности любовью к Богу и ближним.
В своей оценке практики современной медицины Церковь исходит из следующих принципов:
1. приоритет духовно-нравственных ценностей в жизни человека;
2. целостность его духовно-душевно-телесной природы;
3. достоинство личности;
4. уважение ее свободного выбора;
5. недопустимость любых форм манипуляции;
7. святость традиционного брака и семейных ценностей;
6. неприкосновенность Богоустановленного порядка происхождения и жизни человека.
Следование этим принципам позволит Церкви, государству и обществу выработать такое понимание «охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни» (ОСК РПЦ).