Торжество Православия – победа Истины над ложью
19.03.2016|10:52
Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:31‑32).
Праздник Торжества Православия был установлен в Греции в 9 веке и празднуется в первое воскресение Великого поста. В этот день прославляется победа над иконоборчеством и утверждение чистоты и полноты вероучения и канонического строя Церкви от посягательств мирской власти.
Православие – Богооткровенное учение Духа Святого, а не земного человеческого ума, открытый замысел Господа о нас. Однако люди, ослепленные и поглощенные тщеславием и гордостью, ставят свои мудрствования выше учения и жизни Богом дарованной Церкви. Когда за одним таким горе-предводителем увлекаются и другие, тогда из малой беды произрастает великое горе – ересь или раскол. Люди, отрицающие или извращающие Боговдохновенное учение Церкви, хулят Духа Святаго, сами себя предают анафеме и отрываются от Источника Жизни.
Одним из древнейших и традиционных символов Церкви является лодка. Не даром в ранних христианских памятниках архитектура храма напоминала корабль – ковчег спасения, а срединная часть храма до сих пор называется нефом (от лат. navis – «корабль»). Это и есть та самая рыбацкая апостольская лодка, та самая Апостольская Церковь со Христом, которая спасает всех плывущих на ней от житейских бурь.
Грех богохульства, который составляет сущность всякой ереси, является самым тяжелым грехом, ибо посягает на то, чтобы разрушить церковный корабль спасения. Этот грех является определяющим для падших ангелов, составляет их жизненный выбор и способ существования. Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам (Мф 12:31) – предупреждает Господь. Горе тем умам, которые под льстивым и благовидным покрывалом «очищенного» христианства не разглядели, вернее, не захотели разглядеть, смертоносное учение! Попадаются на эту приманку не только своевольные и себялюбивые, но и простецы, поверхностно исповедующие Православие и не стремящиеся к изучению его. Да что и говорить, даже некоторые святые были завлечены в еретические учения, но потом раскаялись и освободились от их сетей. Торжество Православия напоминает нам о важности знания догматов православной веры, которая является необходимым основанием православной жизни во Христе и Его Церкви, означает победу истинного Богопознания, правильного прославления Бога над ложным и неправильным.
Осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели… Они заменили истину Божию ложью… Потому предал их Бог постыдным страстям (Рим. 1:21‑22, 25‑26).
Страсти постыдные – это разнообразные блудные страсти. И вправду, поведение многих лжеучителей было крайне развратным (например, Апполинария, Евтихия, Ария). Это показывает как нельзя лучше, что все ереси исходят от падших духов, цель которых – расколоть, уничтожить Церковь и увести от спасения как можно больше людей.
«Бегайте безбожных ересей, ‑ говорит святой Игнатий Богоносец, ‑ суть бо диавольскаго изобретения начало – злобнаго онаго змия». «Искреннее и решительное предание ереси анафеме, ‑ пишет святитель Игнатий Брянчанинов, ‑ есть врачевство, окончательно и вполне освобождающее душу от ереси. Без этого врачевства яд богохульства остается в духе человеческом и не престает колебать его недоумениями и сомнениями, производимыми неистребленным сочувствием к ереси; остаются помыслы, взимающиеся на разум Христов (2 Кор. 10:5), соделывающие неудобным спасение для одержимого ими, одержимого непокорством и противлением Христу, пребывшего в общении с сатаною».
В неделю Торжества Православия Церковь произносит слово «анафема» всем основным ересям, чтобы напомнить православным христианам об их губительной ложности. Но празднуя этот день, православные христиане не забывают и горестные события VIII‑IX вв., которые после множества бед и напастей увенчались Победой Православия.
Движение иконоборчества началось, казалось бы, вполне невинно, с попытки сделать христианство немного «чище». Началось не извне, но внутри самой Церкви, от лица православных византийских императоров. Желание очистить Православие от существовавшего в некоторых местах иконопоклонства, практически граничащего с идолопоклонством, в итоге обернулось жестокими гонениями против иконопочитателей. Движение иконоборчества из богословского, религиозного движения очень быстро стало движением политическим, приобрело массовый характер. Императоры-иконоборцы рассчитывали с помощью отказа от икон обратить в христианство многочисленных мусульман, вера которых категорически запрещает делать и почитать изображения каких-либо живых существ и негативно относится к иконам; полагали что иконоборчество позволит укрепить государство. В результате народ оказался на грани гражданской, братоубийственной войны, гонения от еретиков были даже более жестокими, чем гонения от язычников.
Первым актом иконоборчества было уничтожение чудотворного образа Спасителя над входом в императорский дворец. Уничтожение это вызвало народное волнение, и чиновник, посланный императором, чтобы разбить икону, был убит народом. Император жестоко отомстил за это убийство. Защитники образа Христова стали первыми жертвами иконоборцев. Это были девять человек вместе с иноком Феодосием. Началась жесточайшая борьба, запечатленная кровью мучеников и исповедников.
В 726 году вступил в силу закон о запрете почитания икон и укрывания их у себя в доме. Ярким пламенем повсюду горели костры, сжигая многочисленные святые лики. Защитниками православия в это тяжелое время оставались патриарх Герман Константинопольский, папа Римский Григорий II, отлучивший от Церкви императора-иконоборца, преподобный Иоанн Дамаскин и другие.
В 760-х годах гонения на христиан были особо жестокими. Тюрьмы были переполнены, людей топили, разбивали головы, положив их на икону, а иконописцам сжигали руки. С особой жестокостью преследовали монашество, которое в большинстве своем встало на защиту икон.
Гонения длились около ста лет, и, когда главные богохульники-мучители отправились на суд Божий, к власти пришла благоверная царица Ирина. В 787 году она с помощью Патриарха Константинопольского Тарасия созвала VII Вселенский Собор в городе Никея, где было осуждено иконоборчество и выработано правильное догматическое учение об иконах.
«Сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения, так как это согласно с историею евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам, потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения, и доказывают взаимно друг друга. На таком основании мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению святых Отцов наших и преданию кафолической Церкви, — ибо знаем, что в ней обитает Дух Святый, — со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как и изображение честного и животворящего Креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться в святых церквах Божиих на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освящать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения честного и животворящего Креста, святых ангелов и других священных приношений и как, по благочестивому стремлению, делалось это обыкновенно и в древности; потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Такое учение содержится у святых Отцов наших, то есть в предании кафолической Церкви, которая приняла Евангелие от концов до концов [земли]… Итак, мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено Церкви, будет ли то Евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно (дерзающие) с хитростью и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое-либо из находящихся в Кафолической Церкви законных преданий, и наконец (дерзающие) давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, — определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы» (Орос VII Вселенского Собора).
Хотя иконоборчество было официально запрещено, еретическая смута продолжалась. В 842 году уже другая благоверная царица Феодора созвала поместный Константинопольский собор, на котором были подтверждены решения VII Вселенского собора и был установлен праздник Торжества Православия, который мы, православные христиане, празднуем до сих пор.
Служба, установленная в честь этого дня, являет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. И в наши дни не мало заблудших, ослепленных своей гордостью умов, полагающихся на себя, а не на Господа, Который есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14:6). Спросим у всех таковых словами выдающегося защитника Православия, святого Иринея Лионского: «Зачем искать Истину на стороне, когда в Церкви, как в огромной сокровищнице, собраны Духовные Истины?» Зачем тратить свою драгоценную земную жизнь на бесплодные мудрования, когда Истина уже явлена и открыта во Христе Иисусе Господе нашем?!
«Посылая Апостолов на проповедь, Господь говорил: Идите, научите все народы (Мф. 28:19). Он не ограничил их в способах учения. Не написано, чтобы создавать иконы. Но не написано, и чтобы писать книги, ‑ объясняет протоиерей Вячеслав Резников. ‑ История не отмечает момента, когда началось иконопочитание. Это потому, что оно было в церкви всегда. Наши иконы, это – торжественное свидетельство обо всем, что видела церковь от воплощения Господа Иисуса Христа, и до сего дня. Потому что все, о чем говорит Евангелие, действительно происходило в определенное время и в определенном месте… И наши иконы, это наше боевое, походное знамя, которое всегда впереди. Это – видимое свидетельство нашей веры. Это – изобразительное предание нашей церкви. Но знамя победы только тогда – знамя победы, когда оно в руках радостных победителей, а не в руках уныло отступающей толпы».
Екатерина Ранинен, Тарас Борозенец