logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Свет Преображения Христова

18.08.2016|09:13

2013
1

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе

(Тропарь)

 

В Своем пресветлом Преображении Господь явил Себя как «истинный и невещественный Свет, сияние славы, естественный образ ипостаси Бога Отца» (Евр. 1:3).

«Нынешний день на Фаворе очами человеческими, ‑ богословствует прп. Иоанн Дамаскин, ‑ было видено невиданное: видено было тело земное, сияющее Божественным светом, — тело смертное, источающее славу Божества. Ныне слухом человеческим слышано было неслыханное: поскольку Тот, Кто являет Себя человеком, объявляется от Небесного Отца Сыном Божиим, единородным, возлюбленным, единосущным. Ныне Творец и Господь всего из снисхождения к рабам облекшийся в образ раба и ставший по естеству и по образу человеком, — ныне именно являет в этом образе красоту Свою»[1].

В Своем преображении Христос как Новый Адам таинственно охватил, исцелил и преукрасил весь род человеческий, весь состав человеческой сущности. Историческое событие Преображения Господня имеет глубочайшее онтологическое и экзистенциальное значение для всех людей и на все времена. Оно открывает перед нами эсхатологическую перспективу – указывает не только на то, каким является Сам Богочеловек Иисус Христос, но и на то, какими мы сами станем в конце времен, если будем православными христианами. По словам святого Прокла, Спаситель не просто преобразился Сам, но тем самым показал людям будущее преображение человеческого естества[2].

Поэтому Православная Церковь в своих Богодухновенных песнопениях уделяет Преображению большое внимание, раскрывая перед верующими его истинное богословское содержание. Состарившееся, почерневшее в грехах человеческое естество было приобщено к обожению, потому что его целиком охватил Фаворский свет Христова Божества: облекшись во всего Адама, Христос почерневшее издревле естество человеческое просветил, преобразив его, и обожил преображением Своего тела[3]. Своим чудесными воплощением и славным преображением Господь обожил человеческую природу[4] ‑ природу того, к кому некогда были обращены слова: «Земля еси, и в землю отидеши» (Быт 3:19).

В Праздник Преображения мы славим обожение человеческого естества, его чудесный переход от противоестественного и безобразного (греха) к сверхъестественному и сверхобразному (святости). Все это Господь соделал Своим Божеством[5]. Благодаря Преображению Спасителя искаженный, изуродованный грехом образ Божий в человеке обновился и заблистал в своем изначальном, божественном сиянии и красоте[6]. Душа засияла как солнце, а тело – как свет этого солнца. Ведь, человеческая душа светоносна по своей природе; она есть отблеск, отражение Божественного света. Тело же, как храм души и духа, также должно преисполняться светом Божиим. В этом состоит истинный смысл его жизни, цель существования всего материального сущего. По Своему неизмеримому снисхождению и милосердию, взяв на Себя образ раба, Творец неба и земли спасает Своим преображением образ Божий в человеке, его душу и тело, от древней помраченности, просияв лицом и явив свет Божества в теле Своем[7].

Из Священного Писания мы знаем, что Господь – Свет мира, что Своими светоносными энергиями Он всегда пребывает в сотворенном Им сущем. Однако на Фаворе этот свет был явлен в ослепительном изобильном преизбытке, был явлен как спасающая благодать, избавляющая мир от греха, тления и смерти[8]. Желая изменить естество человеческое из дурного в доброе, из греховного в святое, из темного в светлое, Христос взошел на Фавор и показал ученикам Свое Божество, Которым Он и спасает человеческую природу[9].

Об этом говорит и Сам Господь в Новом Завете. Он благовествует Никодиму о новом рождении «от воды и Духа». Призывает учеников к совершенству по образу совершенства Своего небесного Отца: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5:48). По слову апостола Павла, кто во Христе, тот новая тварь (2Кор. 5:17). Люди должны носить образ Адама небесного (1Кор. 15:49). От славы в славу преображаются они от Духа Господня (2Кор. 3:18). Происходит облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4:24).

Преобразившись, Господь показал, что спасения не бывает без преображения. Преображение человеческого естества благодатью Божией ‑ необходимое условие спасения человека от греха, тления, смерти и рабства диаволу. Собственно, спасение и состоит во всестороннем преображении оскверненного грехом человека, всего его существа в том вечном свете, который был явлен Богочеловеком на горе Фавор. Преображение является неотъемлемым связующим звеном восхождения и соединения с Богом; оно связывает между собой обращение, очищение, освящение человека и его распятие, воскресение и обожение.

«Живя Господом Христом как своей непрерывной и вечной жизнью, ‑ говорит прп. Иустин Попович, ‑ Православная Церковь всем существом своим чувствует незаменимое значение преображения Спасителя в деле спасения рода человеческого и всей твари…»[10] Таким образом, преображение Христово имеет не только антропологическое, но и универсально-космическое измерение. Оно преображает не только человечество, но все тварное сущее. Поэтому мы и поем Господу: Преображается тварь ясно Твоим преображением, Христе[11]. «Будет новое небо и новая земля!» (Ис. 65:17) — пророчествовал Исаия. Нового неба и новой земли мы ожидаем по слову первоверховного апостола (2Пет. 3:13). Святой Иоанн Богослов свидетельствует: «Увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом; и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Апок. 21:1‑4). Преображение человеческого естества и всего творения будет осуществляться до тех пор, пока Сидящий на престоле не скажет: «Се, творю все новое! Совершилось! Я есмь Альфа и Омега» (Откр. 21:5‑6). Тогда все покорится Сыну, а Он Сам покорится покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (1Кор. 15:28).

Итак, «востаните ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, ‑ призывает нас Христова Церковь, ‑ возмитеся и возвыситеся на высоту Божественнаго восхождения»[12]. «Приидите же, поревнуем и мы послушанию апостолов, ‑ вторит ей преподобный Иоанн Дамаскин, ‑ последуем с готовностью на голос Христов, исповедаем непостыдно Сына Бога живого, взойдем на гору добродетелей — и мы узрим славу и услышим неизреченные тайны: ибо воистину блаженны очи, которые видят, и уши, которые слышат то, что многие пророки и цари желали видеть и слышать, но не получили желаемого (Мф. 13:16–17)»[13].

[1] Св. Иоанн Дамаскин Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа / Избранные проповеди святых отцов Церкви и современных проповедников. СПб., 1912. С. 226.

[2] Oratio in Transfigurat. Domini, 2. P. gr., t. 65, col. 768 B.

[3] 7 августа, на утрени, Канон, песнь 3: Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее изменив просветил еси древле естество, и изменением зрака Твоего богосоделал еси.

[4] 5 августа, предпразднество Преображения Господа нашего Иисуса Христа, на утрени, на стиховне стихиры.

[5] Свт. Андрей Критский Oratio in Domini nostri transfigurationem. P. gr., t. 97, col. 933 A.

[6] 9 августа, На Господи воззвах, стихиры праздника: …безобразие бо человека, всех Владыка ныне преобразующийся, просвещает ясно зарею светлости неизреченныя, паче зари солнца сияние испущающа светло.

[7] 9 августа, На Господи воззвах, стихиры праздника.

[8] Там же. И ныне: Иже светом Твоим всю вселенную освятив, на горе высоце преобразился еси, Блаже, показав учеником Твоим силу Твою, яко мир избавляеши от преступления.

[9] 11 августа, на вечерни, на стиховне стихиры: Естество, еже во Адаме, Христос изменити хотя, на гору ныне восходит Фаворскую обнажая учеником Божество.

[10] Архим. Иустин (Попович) Тайна Спасителевого Преображения и тайна спасения http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/tajna-spasitelevogo-preobrazhenija-i-tajna-spasenija/

[11] 9 августа, на вечерни, на стиховне стихиры.

[12] Икос на Преображение.

[13] Св. Иоанн Дамаскин Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа / Избранные проповеди святых отцов Церкви и современных проповедников. СПб., 1912. С. 226.