logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Слуга Христов Иоанн

26.05.2016|13:25

1466
1

27 мая мы чтим память святого праведного исповедника Иоанна Русского. Именно в этот день 1730 г. в далекой Малой Азии отошел ко Господу пленный русский воин. Его святые мощи сейчас находятся в хра­ме св. Иоан­на Рус­ско­го на ост­ро­ве Эв­бия и в Пан­те­ле­и­мо­новом мо­на­стыре на Афоне (отнимать часть своих мощей святой позволил только для Афона).

К Иоанну Русскому стекаются толпы паломников из Греции, России и со всего мира. Одни – чтобы получить помощь, особенно в тяжких заболеваниях, а другие – чтобы поблагодарить за великую помощь. Русского святого настолько чтят, что половина крещающихся детей в храме св. Иоанна и нарекаются Иоаннами. Так кто же такой этот Иоанн, ставший Русским приютом сердец в Греции?

Святой исповедник Иоанн родился в южной России около 1690 года от благочестивых православных родителей и был воспитан в любви к вере Христовой. Известно, что по до­сти­же­нии зре­ло­го воз­рас­та он был при­зван на во­ин­скую служ­бу, слу­жил про­стым сол­да­том в ар­мии Пет­ра Пер­во­го и участ­во­вал в рус­ско-ту­рец­кой войне. Во вре­мя Прут­ско­го по­хо­да 1711 го­да Иоанн вме­сте с дру­ги­ми во­и­на­ми был взят в плен та­та­ра­ми, ко­то­рые про­да­ли его на­чаль­ни­ку ту­рец­кой кон­ни­цы некоему Аге, родом из Прокопиона в Малой Азии, в 12-ти часах пути от Кесарии Каппадокийской. Этот Ага взял своего нового раба к себе в деревню.

С этого момента в жизни святого начались тяжелые испытания. В селении янычар среди жителей преобладали ревностные мусульмане, особо ненавидевшие христианство. Все выкупленные и захваченные рабы обращались в веру хозяев. Много ненависти, мучений, побоев и пыток стойко вынес св. Иоанн, не предав веру во Христа, но лишь умножив ее. Издевательства лились не только от хозяев, но и от рабов, насмехающихся над трудолюбием и тщательностью русского воина. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21) – по этим словам Христа он неустанно трудился телом в работе, а ночи проводил в молитве и пении псалмов, которые знал наизусть. Видя упорство, смелость и трудолюбие раба, хозяева смягчились и дозволили ему ухаживать за лошадями в конюшне и жить там же. Со времени пребывания русского молитвенника во дворе Аги, дела хозяина и обогащение его «пошли в гору». Начальник конницы уже чувствовал откуда исходит благодатная помощь и проникся доверием к Иоанну. Рабу были предложены более удобные условия, но он остался в своей конюшне, продолжая вести свой привычный аскетический образ жизни. По ночам он тайком уходил помолиться на паперти храма св. Георгия, где и причащался Святых Тайн.

Особенное отношение к Иоанну Русскому началось после случая, описанного в житии:

«Став состоятельным, Ага решил предпринять паломничество в Мекку. Трудно было в то время совершать такое далекое путешествие, но, преодолев все лишения и трудности дороги, хозяин Иоанна через некоторое время благополучно прибыл в святой для мусульман город.  В эти дни жена Аги пригласила в Прокопион на обед родственников и друзей мужа, чтобы повеселиться и помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Подавали любимое блюдо Аги — плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин,  Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Но хозяйка повелела своей поварихе приготовить Иоанну блюдо с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Она знала, что Иоанн часто отдавал свою еду бедным грекам. Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню. Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов хозяину. В своей простоте блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его молитву и что плов каким-то сверхъестественным образом попадет в Мекку. Иоанн верил, не сомневаясь и совершенно не рассуждая, по слову Господа, что Бог исполнит его просьбу. Как говорит великий подвижник преподобный Исаак Сирин: «Эти сверхъестественные знамения даются только самым простым по разуму и одновременно самым крепким в надежде». И, действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел и только в шутку рассказал им, что послал плов хозяину.  Но как же удивились все в доме Аги, когда тот, по прошествии некоторого времени, вернулся из Мекки и привез с собой домашнее медное блюдо. Только блаженный Иоанн не изумился. Своим домашним Ага рассказал следующее: «Однажды (а это было как раз во время званого обеда) я вернулся из большой мечети в дом, в котором остановился. Войдя в комнату, которая была заперта на ключ, я нашел там на столе блюдо с пловом. Я остановился в недоумении, соображая, кто же мог принести мне его? Я не мог понять, каким образом была открыта замкнутая дверь. Не зная, как объяснить это странное событие, я с любопытством рассматривал блюдо, в котором дымился горячий плов, и, к своему удивлению, заметил, что на нем выгравировано мое имя, как и на всей медной посуде в нашем доме. Несмотря на душевное волнение, вызванное этим происшествием, я съел плов с большим удовольствием. И вот я вам привез это блюдо. Оно ведь действительно наше. Ей, Аллах, никак не могу понять, как оно очутилось в Мекке и кто его принес».  Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Жена, в свою очередь, рассказала ему, как Иоанн выпросил блюдо с едой, обещая послать его в Мекку, и как все гости смеялись, услышав о затее Иоанна. Оказалось, что блаженный вовсе не шутил и все действительно так и случилось. Весть о чуде распространилась по всему селу и окрестностям. После этого все стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Со страхом и уважением смотрели на него. Никто больше не смел обижать русского раба».

Иоанн Русский – тот святой, который победил жестокие сердца не войной, но своим мужественным смирением. Об этом свидетельствует и его блаженная кончина, о которой святой был заранее предупрежден Господом. Перед смертью он просил причастия Святых Тайн. Их ему доставили спрятанными внутри яблока, так как священник побоялся гнева влиятельных турецких хозяев. Но после смерти, эти хозяева оказали большие почести своему любимому слуге, покрыв его дорогим покрывалом и созвав всех христиан на похороны святого Иоанна Русского. К месту захоронения – в храм св. Георгия ‑  его провожали и греки, и турки, и армяне. Там же через три с половиной года его мощи обнаружили нетленными и благоухающими. С тех пор много чудес и милости проистекает на верующих от раба Божия – святого Иоанна.

«Если мы внимательно посмотрим на икону святого Иоанна Русского, то увидим, что у него крестообразно сложены руки, в одной из них он держит крест. Эти скрещенные руки показывают, что святой – слуга. Чей он слуга? Он – слуга Христа и служит Ему. За каждым чудом Иоанна Русского стоит Христос» – говорит настоятель храма протопресвитер Иоанн Вернезос, несущий свое служение у святых мощей на протяжении пятидесяти лет.

Какими смелыми слышаться нам слова неустрашимого воина Христова, говорившего своему хозяину: «Ничтоже мя разлучит от любви Христовой: ни обольстительные обещания привременных благ, ни биения, ни раны, ни другие какие жестокие мучения. Имея перед собой Спасителя моего, благодушно принимаю за веру в Него палочные удары; представляя себе терновый венец, возложенный на Божественную главу, готов я с радостью претерпеть надевание раскаленного шлема, которым вы прожигаете до мозга головы христиан, противящихся неправым хотениям вашим, и на другие, более лютые, муки. Я усердствую о благодати Христа моего, научившего нас Своей смертью на кресте твердости, терпению, безбоязненности в самой лютой за Него смерти как виновной вечного неизреченного блаженства на Небеси. Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобой, но Небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь: в христианстве я родился, христианином и умру».

Екатерина Ранинен