Фото: culture.ru
https://pravoslavie.ru/163997.html
В основу статьи лёг текст доклада, прочитанного на ХI Съезде сестричеств и братств Ханты-Мансийской епархии 10 октября 2024 г.
Кризис семьи и человечности
Для нашего времени, наверное, самым точным определением является слово «кризис». Общественный кризис – это остро-проблемное, разрушительное состояние, которое, если ничего не менять, обязательно завершится катастрофой, то есть гибелью человека и общества.
Современный кризис является всесторонним и глобальным. Одним из главных его проявлений является кризис семьи, напрямую связанный с кризисом человеческой личности. Сегодня всерьёз и громко ставятся вопросы: что такое семья? Что такое женщина? Что такое человек? Для многих это совершенно не ясно. В этом плане весьма показателен американский документальный фильм 2022 года «Кто такая женщина?»[1]
Агрессивный современный либерализм ставит под сомнение, отвергает как традиционную семью, так и саму человеческую природу
Агрессивный современный либерализм ставит под сомнение, отвергает как традиционную семью, так и саму человеческую природу, настаивает на отказе от пола (ЛГБТК[2]), отца и матери (родитель 1 и родитель 2), от высшего положения человека по отношению к природе (радикальный экологизм, в котором права животных, растений и экосистемы в целом противопоставляются правам человека), на «пересотворении», создании нового, высшего человеческого существа за счёт научно-технического прогресса (трансгуманизм).
Всё это противоречит традиционным библейским представлениям о человеке и семье.
Понятие семьи
Семья – первичная община, люди, живущие сообща и непосредственно общающиеся друг с другом для воспроизводства, выживания и развития. Базовая ячейка общества. Людей в семье объединяет общий дом, общий быт, общие радости и беды, общая жизнь. Общая – на всех уровнях: духовном (религиозном), душевном (культурном) и телесном (природном). Если эта общность на том или ином уровне ослаблена или отсутствует, это свидетельствует о проблемах в семье, ставит под сомнение само её существование.
Особенно важно и характерно именно для семьи общение на телесном, интимном, близком, родственном уровне, которое делает нас родными друг другу, объединяет в единую плоть, по библейскому выражению (ср. Мф. 19, 5). По-настоящему родные люди – это люди, которые всецело принимают друг друга такими, какие они есть, между которыми нет никакой дистанции, никакого разделения.
Это выражено в этимологии семьи, которая происходит от слова «семя» и означает: люди одного семени, или одного рода. Потому семья – это не внешнее, механическое единство, но единство внутреннее и органическое.
В семейной жизни в идеале должны органично сочетаться общность телесная, общность душевная (интеллектуальная, эмоциональная, волевая) и общность духовно-религиозная. Третья, с одной стороны, является основой, источником для первой и второй, с другой стороны – их венцом, смыслом и целью.
Это делает семью триединым телесно-душевно-духовным целым, единым живым организмом. Семья – проекция человека, которая существует для его рождения и естественного полноценного развития.
Бог изначально создал первое человечество в виде одной семьи, мужа и жены, и дал им именно как семье Свою самую первую заповедь
Бог изначально создал первое человечество в виде одной семьи, мужа и жены, и дал им именно как семье Свою самую первую заповедь. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт.1, 27–28).
Таким образом, семья, как союз мужчины, женщины и рождённых ими детей, – это первозданное естественное состояние людей. Так же как Бог создал первую человеческую семью, так и люди всех последующих поколений призваны в этом уподобляться Богу, заключая брак и рождая детей. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [двое] одна плоть» (Быт. 2, 24). Это воля Божия и одновременно естественная общечеловеческая норма, заложенная в самом общественном образе жизни человека. «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18)[3].
Основные задачи и цель семьи
Задача телесная – обеспечить выживание, сохранение, продолжение и размножение рода, создать благоприятные условия для рождения и физиологического роста и развития детей.
Задача душевная – образование и воспитание детей, их первичная и базовая социализация, благодаря привитию детям общественных норм, ценностей, знаний и навыков.
Задача духовная – спасение и достижение вечного блаженства для всех членов семьи. Эта задача ставится только в христианских семьях, которые, как на свой идеал, ориентируются на взаимоотношения Христа и Церкви, на их единение в любви (ср. Еф. 5, 32).
Само продолжение рода, его преумножение уже даёт людям ощущение смысла жизни, ненапрасности их пребывания на земле, их полезности, нужности и важности для других, общества, страны, Церкви. Об этом – знаменитое высказывание: «Счастье – это когда ты кому-то нужен». Это ощущение нужности лучше всего даётся и сохраняется в семье. Наличие семьи успокаивает человека перед лицом неминуемой смерти, даёт ему надежду, что в своих потомках он будет жить дальше.
Семья – микрообщество. Общество – макросемья. Формируемое из семей общество существует по их образу и подобию, так же как каждая семья существует по образу и подобию своих членов. Ведь именно от семей зависит, какими будут граждане государства, какими интеллектуальными и нравственными качествами они будут обладать.
В свете веры семья есть малая Церковь, Церковь же – это большая семья. В религиозных семьях к человеческим личным взаимоотношениям добавляются ещё и личные отношения с Богом. Члены религиозных семей трудятся над тем, чтобы подчинить свои человеческие семейные отношения отношениям с Богом, согласовать свои воли – с Его волей, свои мысли – с Его мыслями, свои чувства – с Его чувствами.
Конечной целью семьи является произведение человечного человека и человечного общества. Высшая цель православных семей – произведение богочеловечного человека и общества, приобщённых к Божией благодати.
Состав семьи
Исходная структура традиционной семьи двоична. Она изначально состоит из представителей двух полов – отца и матери. Пол – значит половина. То есть изначальная целая семья – семья из двух половин, мужской и женской. Родительская пара – основа семьи.
С 1970-х гг. на Западе набирает силу движение за права геев и лесбиянок, с 1990-х гг. оно трансформируется в движение ЛГБТ (сегодня ЛГБТК). Его представители не относят себя к традиционным (биологическим) полам (мужскому и женскому), но к «гендерам» (произвольным социальным ролям). Их сегодня уже насчитывается около трёхсот.
В 1973-м г. Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуализм из перечня психических отклонений. С того времени «нетрадиционные роли и отношения» в психиатрии не считаются расстройствами, но нормой, наряду с традиционными.
Это дало толчок для юридического признания сожительства однополых людей как супружества. На данный момент 37 стран мира, общее население которых составляет более одного миллиарда человек, узаконили доступ однополых пар к браку. Целый ряд других государств создали альтернативные институты признания семейных прав однополых пар. Кроме того, права однополых пар признаны в Европейском союзе. Даже Римо-католическая Церковь в лице Папы Франциска благосклонно относится к однополым парам, пока что не венчает их, но разрешает их благословлять священникам[4].
Позитивное отношение к половым перверсиям полностью противоречит библейскому рассказу о Содоме и Гоморре (ср. Быт. 19, 1–14) и в целом христианскому отношению к сексуальным извращениям как содомским грехам.
Позитивное отношение к половым перверсиям полностью противоречит христианскому отношению к сексуальным извращениям как содомским грехам
К сегодняшнему времени ЛГБТК-повестка считается не просто нормой, но главнейшим выражением индивидуальной свободы, независимости личности, образцом для подражания, высшей ценностью, едва ли не «новой религией» Запада, которую пропагандируют и навязывают с детского сада. Это уже не просто нормально, но похвально, поощряемо и элитарно. Критика и неприятие ЛГБТК не только общественно осуждаемы, но и уголовно наказуемы в западных странах.
Права сексуальных меньшинств провозглашаются высшими, чуть ли не религиозными ценностями. Признание этих ценностей обществом и государством рассматривается как критерий их развитости, демократичности, прогрессивности, принадлежности к передовым странам.
Те, кто выступает против этой идеологии, осуждаются за нетолерантность (нетерпимость), фашизм, радикализм, экстремизм, религиозный фанатизм, подвергаются «политике отмены», травле и уголовным преследованиям.
Отрицание пола и утверждение гендера ведёт к отказу от традиционной семьи, к её замене или на «свободные отношения», или на «нетрадиционную семью», признанные государством формы сожительства однополых людей.
Если изначально эти вопросы считались личным делом каждого, то сегодня это уже вопросы государственного значения. США и их союзники пропагандируют, продвигают, навязывают эту повестку всему миру. Это ведёт к разделению мира на тех, кто за, и тех, кто против ЛГБТК, на мир либеральный и традиционный.
Сегодня это не просто глобальное идеологическое, культурное расхождение, но настоящее противостояние, война. Запад называет государства, которые против ЛГБТК, фашистскими, диктаторскими, авторитарными, тоталитарными режимами. В ответ традиционалисты осуждают Запад как цивилизацию лжи, сатанизма, либерального фашизма, античеловечности (антигуманизма), безбожия, содомии и разврата (аморилизма).
Наша страна сегодня, по сути, стоит в авангарде традиционалистского движения. У нас законодательно запрещена ЛГБТ-пропаганда, а само международное общественное движение ЛГБТК признано экстремистским.
Полнота семьи
Полной считается семья, в которой рождаются дети. Когда муж и жена становятся отцом и матерью, они реализуют себя как родители. Отец, мать, ребёнок – полная семья. Соответственно, неполные семьи – это семьи без одного из родителей. Если родителей нет вообще, то, по сути, нет и семьи. Остаются только дети-сироты.
По мысли апостола Павла (ср. 1Кор. 11, 3, 7; Евр. 1, 3) и некоторых святых отцов[5], полная человеческая семья, состоящая из отца, матери и детей, является образом Святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, – и по составу лиц, и по их изначальному происхождению, и по их естественным взаимоотношениям, и по их взаимопроникновенному единению в любви друг к другу.
Неполная семья – семья усечённая, ослабленная, неспособная приносить потомство. Неполные семьи способны только сохранять и растить тех, кто в них остался, но не способны увеличивать себя.
На 2023 г. в России почти 39 % семей являются неполными. Еще с 1990-х годов на 10 браков приходилось 7 разводов. Сегодня ситуация ещё хуже: на 10 браков приходится 10,5 разводов. Заключается 260 тыс. браков, а распадается в это же время 271 тыс., на 3,5% больше.
Это свидетельствует о глубоком кризисе семьи. И что с этим делать, как его решать, пока толком никто не знает.
Многодетность
Дети – плод семьи, выражение её полноты, богатства, здоровья, её согласия с волей Божией. «Вот наследие от Господа, – восклицает Псалмопевец, – дети; награда от Него – плод чрева» (Пс. 126, 3). Чем больше детей, тем плодовитее, богаче, больше, красивее, здоровее семья[6]. Так же как чем больше плодов у дерева, тем оно здоровее, красивее и совершеннее.
«Домашнюю Церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака», – утверждается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви[7].
Поэтому различие между многодетными и немногодетными семьями – это не только количественное различие. Многодетность – критерий полноты, совершенства и красоты семьи. Подчеркнём, в нормальном, традиционном религиозном сознании. Для христиан, избравших семейный образ жизни, нормально, естественно и благочестиво желать рождения стольких детей, сколько позволит Господь. Ведь дети – благословение Божие.
К сожалению, сегодня даже в нашем обществе преобладает сознание ненормальное и нетрадиционное, для которого многодетность – это антиценность, показатель невежества, нищеты и даже мракобесия. Одержимые духом эгоистического потребления и личного материального комфорта, люди сознательно и добровольно ограничивают рождение детей в своих семьях, а то и вовсе отказываются от него, тем самым идя против воли Божией.
Разумеется, это не относится к семейным парам, которым Бог по Своему таинственному и всеблагому Промыслу не даёт детей, – супругов, которые хотят, но не могут их иметь. Святая ценность такого брака нисколько не умаляется из-за отсутствия желанных чад, потому что последнее не является следствием греха и согласно с волей Божией. Благодаря смиренной вере и взаимной любви такая семья остаётся малой Церковью, независимо от наличия детей.
В плане рождаемости и плодовитости семьи могут быть бездетными, малодетными и многодетными. Малодетные семьи – семьи с одним или двумя детьми, количество детей в которых не превышает количество родителей. Такие семьи не дают демографического прироста. Многодетные – семьи с тремя и больше детьми, которые дают прирост, увеличение своего рода и в целом населения страны.
До начала ХХ в. многодетность была нормой в России. В СССР по мере индустриализации, коллективизации, урбанизации, легализации абортов и пропаганды атеизма рождаемость стала сокращаться. В итоге многодетные семьи стали исключением, нормой стало 1–2 ребёнка в семье. Многодетность стала ассоциироваться с необразованностью, неблагополучием, бедностью и нищетой. Появилось выражение: «Зачем плодить нищету?»
Вопрос многодетности семей – это вопрос выживания всего общества, народа
В результате сегодня мы переживаем демографическую катастрофу. Население России сокращается, поскольку количество рождаемых меньше количества умирающих. Сегодня у нас суммарный коэффициент рождаемости – 1,41 ребёнка на одну женщину. Для сохранения численности населения на одном уровне нужен суммарный коэффициент рождаемости около 2,1 рождения на женщину в течение жизни. А для роста населения – и того больше.
Поэтому вопрос многодетности семей – это не только вопрос личного выбора, вопрос жизни и выживания конкретных семей, но вопрос выживания всего общества, народа, страны, стратегический и базовый вопрос.
Причина демографического кризиса
Кризис семьи ведёт к демографическому кризису. Каковы его причины?
Главная и ключевая, по моему мнению, – это доминирование в обществе эгоистической потребительской идеологии жизни для себя, в угоду своим личным чувственным потребностям, без каких-либо размышлений о благе других, всего общества. В обществе, разбитом на атомы эгоистичных людей, априори не может быть полноценных семей и нормальной рождаемости.
Именно из потребительского эгоизма возникают нежелание создавать семью, предпочтение «свободных отношений» без обязательств, или выбор так называемого «гражданского брака» (сожительства без юридического оформления и обязанностей), или планирование семьи (учёт и контроль количества детей, которые человек желает иметь, включая выбор не иметь детей, и возраста, в котором он желает их иметь), или принципиальный отказ от рождения детей, вплоть до сознательной стерилизации, на основании потребительской идеологии личного комфорта (идеология чайлдфри, возникшая в США в 1960-е гг.). У последней сегодня, судя по соцсетям, в России до 100 тыс. последователей.
В Государственной Думе уже приняты в первом чтении законопроекты, устанавливающие административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения, а также запрещающие пропагандировать отказ от деторождения в сети «Интернет», средствах массовой информации, кинофильмах и рекламе. Церковь в целом поддерживает эти законодательные инициативы, но считает, что они нуждаются в детальной доработке, во избежание возможного приравнивания идеологии чайлдфри к монашескому образу мысли и жизни.
«Данные законопроекты заслуживают поддержки, поскольку они позволят очистить информационное пространство от пропаганды абортов и деструктивного репродуктивного поведения, – говорится в официальном Комментарии руководителя Правового управления Московской Патриархии игуменьи Ксении (Чернеги). – Вместе с тем законопроекты нуждаются в доработке, поскольку их принятие в действующей редакции приведет к тому, что под запретом окажется распространение информации о монашестве и монашеском образе жизни, исключающем деторождение.
В этой связи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в адрес авторов законопроекта направлено обращение с просьбой внести в них соответствующие поправки»[8].
Самое страшное последствие эгоизма, разрушающего семью, – это аборты вместе с другими средствами прерывания беременности, в результате которых мы ежегодно теряем около двух миллионов человек.
К сожалению, пока обращения Церкви и общественных организаций к государству с призывом хотя бы как-то ограничить возможность делать аборты, путём выведения их из системы ОМС, запрета их совершения в частных клиниках, запрета склонения к ним, не находят понимания и отвергаются. Цена отвержения этих спасительных инициатив – десятки, если не сотни, тысяч жизней нерождённых детей.
Традиционные семейные ценности
Ценности – то, что вызывает у человека позитивные эмоции и желания, от обладания которыми человек ожидает счастья, получает уверенность в смысле и полноте своей жизни.
Всю историю человечества традиционная семья со всеми её составляющими считалась необходимой для человеческого счастья. Быть человеком, то есть реализовать себя как человеческое существо, означало родиться от отца и матери, расти, воспитываться и образовываться в семье, потом оставить отца и мать, чтобы соединиться со своей половинкой, создать свою семью, рождать и воспитывать своих детей. Это было совершенно нормально, естественно, правильно. Быть полноправным[9] и счастливым человеком считалось невозможным без и вне семьи.
Сегодня в т.н. «развитых странах» считается наоборот: быть счастливым можно в одиночестве, без и вне семьи, не будучи ни мужчиной, ни женщиной, ни отцом, ни матерью, можно даже не считать себя человеком (каким-то переходным существом или животным). Связь между личностью, семьёй и счастьем не считается в «развитых странах» необходимой и очевидной. Тогда возникает вопрос: что это за развитие такое, если оно предполагает разрушение семьи, личности и всех тех ценностей, которые с ними связаны?
Связь между личностью, семьёй и счастьем не считается в «развитых странах» необходимой и очевидной
Традиционные ценности по своему истоку и существованию – это семейные ценности. По сути, традиционные – и значит семейные, и наоборот. В этом легко убедиться из самого перечисления этих ценностей. Вот главные из них:
- Семейность (ценность семьи как таковой). Отсюда возникают ценности общности, близости, родственности, единения. К сожалению, многие сегодня воспринимают семью как антиценность, обузу, угрозу комфорту, источник несвободы, ограничений и проблем. Тем самым они в итоге обрекают себя на одиночество, уныние и депрессию. Пугающая современная статистика психических расстройств прямо коррелирует с такой же огромной массой несчастных, неполных семей и людей.
- Материнство (ценность роли матери, желание стать матерью, радость и счастье материнства). К сожалению, эта ценность сегодня для многих девушек и женщин не является главной, первоочередной, как это было в прошлом. Зачастую материнству предпочитается комфорт, работа, карьерный рост, жизнь для себя.
- Отцовство (ценность роли отца, желание им быть, ощущение полноты отцовства). И эта исконная ценность сегодня многими юношами и мужчинами или отрицается, или задвигается куда-то подальше, чтобы не мешала жить в своё удовольствие.
- Ценность детей (дети – цветы жизни, благословение, полнота, счастье, радость, смысл существования). Не обуза, не источник проблем.
- Ценность порядка, иерархии (понимание того, что есть низшее и высшее, схожее и различное, но всё вместе дополняет друг друга и составляет единое целое).
- Ценность авторитета (непререкаемость авторитета отца, матери, старших, уважение к ним).
- Ценность послушания (необходимость слушать, слышать, смиряться и подчиняться старшим и более опытным, интересам семьи в целом).
- Ценность общения как средства социализации.
- Взаимопонимание.
- Доверие.
- Надежда.
- Терпение.
- Самоограничение и жертвенность ради ближних.
- Поддержка и забота.
- Доброта и милосердие.
- Ответственность.
- Альтруизм.
- Ценность мира.
- Ценность труда.
- Любовь.
- Человечность, наконец.
Все эти ценности изначально формируются и существуют в семье и впоследствии транслируются, переносятся из неё на всё общество, всю страну, всё человечество: от множества малых обществ – на одно большое.
Нездоровые семейные отношения транслируют в общество антиценности, подтачивая и разрушая его изнутри.
Нездоровые семейные отношения транслируют в общество антиценности, подтачивая и разрушая его изнутри
Естественные семейные ценности, которые впитываются с молоком матери, из общения с отцом, братьями и сёстрами, с бабушками и дедушками, являются органичной средой для ценностей сверхъестественных, богооткровенных, сообщаемых свыше. Вера, надежда, послушание, смирение и любовь к родным, которые формируются в семье, являются подготовительными прообразами для благодатных веры, надежды, послушания, смирения и любви к Богу и Церкви.
В верности традиционным семейным ценностям выражается не только наше отношение к семье, но и к Самому Богу. Ведь пятая заповедь Декалога и первая заповедь второй скрижали, в целом посвящённой любви к ближним, гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20, 12). Почитать родителей – значит уважать, слушаться, не осуждать, заботиться, благодарить, любить, равняться на них во всём благом, что они сделали[10], в том числе – в деле создания и построения своей собственной семьи, в деле рождения и воспитания своих собственных детей.
Семья – школа жизни. Каждый из нас такой, каким он сформировался в своей семье. Человек воспринимает и затем транслирует в своей жизни те модели поведения, которые были в его семье, строит свою жизнь по образу и подобию своей семьи. Всё хорошее и плохое в нас закладывается в семьях.
Сегодня вопросы создания семьи, её сохранения и преумножения являются насущно актуальными, с одной стороны, для людей с осознанно традиционными религиозными взглядами, с другой – для государства. Важнейшей задачей Православия, вместе с другими традиционными религиями и государством, является борьба с антихристианскими, антитрадиционными, антисемейными либеральными установками и ценностями в российском обществе. От исхода этой «духовной брани» зависит само существование нашей страны, общества, государства и Церкви.