Радость всей вселенной!
20.09.2016|17:30
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный»[1].
Сегодня Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Для православных – это день всемирной радости и Божией славы. Это первый двунадесятый праздник в церковном календаре. Рождество Божией Матери – та дверь, через которую верующие переходят от Ветхого Завета к Новому, от обетований и ожиданий – к осуществлению и исполнению.
Ветхозаветные иудеи жили ожиданием предсказанного пророками Мессии. В период римской оккупации (с 63 г. до Р.Х.) эти мессианские ожидания достигли своего апогея. Они были единственным утешением, давали надежду на скорое избавление от языческого плена. Потомки царя Давида надеялись стать родителями Мессии-Освободителя. Остальные иудеи надеялись на свое участие в Его будущем вечном Царстве. Поэтому бесплодие рассматривалось не только как физический недостаток, но как наказание Божие за явные или тайные грехи. Не оставивший потомства, по мнению иудеев, был проклят, он был обречен бесследно исчезнуть с лица земли и из памяти людей.
Предание повествует, что к праведному Иоакиму, хотевшему однажды принести жертву в Иерусалимском храме, подошёл некий храмовый книжник по имени Рувим и сказал: «Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомство в Израиле!» Иоаким огорчился и решил посмотреть родословную двенадцати племен народа, чтобы выяснить, не он ли один не дал потомства Израилю. И, действительно, выяснилось, что все праведники оставили потомство. Тут он вспомнил об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака. «И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва»[2].
Остававшаяся дома Анна, узнав о бесчестии, постигшем супруга, вышла в смятении во двор и увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенчиками. Этот зримый укор ее бесплодию стал последней каплей, переполнившей чашу страдания несчастной женщины. Рыдая, Анна возвысила голос к Богу: «Господи Боже всемогущий, давший потомство и плодородие всякой твари, и зверям, и змеям, и рыбам, и птицам, давший им радоваться на своих детенышей! Я приношу Тебе благодарность, ибо Ты приказал мне одной быть лишенной милостей благости Твоей, ибо Ты знаешь, Господи, тайну моего сердца, и я сотворила обет от начала пути моего, что если Ты дашь мне сына или дочь, я посвящу их Тебе в Святом храме Твоем».
Исполненная скорби и благодарности молитва была услышана. Анне явился ангел и объявил о предстоящем рождении от нее Дочери. Возблагодарив Бога, Анна поспешила в Иерусалим, чтобы у Золотых ворот встретить Иоакима, получившего одновременно с ней такое же благовестие.
Родившуюся вскоре дочь назвали именем, данным ей ранее ангелом, – Мариам (Мария), что значит «госпожа» или «княгиня». Девочка, вымоленная у Бога, должна была по обету родителей пребывать с Ним в Его храме, в условиях исключительной ритуальной чистоты и благочестия. Там ей предстояло подготовиться к величайшему в человеческой истории служению.
Празднуя Рождество Пречистой Девы, мы празднуем рождение «новой Евы». Подобно тому, как Христос – это «новый Адам», освободивший всех от греха, проклятия и смерти, так и Его Пречистая Матерь – «новая Ева», всей свой жизнью послужившая этому освобождению. В отличие от матери всего человеческого рода, через грехопадение которой в мир вошли тление и смерть, Мать Господа стала образцом святости, дверью спасения, путем избавления от тления и смерти, дорогой вечноблаженной Жизни.
«Иоки́м и А́нна поноше́ния безча́дства и Ада́м и Éва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, во святе́м рождестве́ Твое́м. То пра́зднуют и лю́дие Твои́, вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, внегда́ зва́ти Ти: непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу Жи́зни на́шея»[3].
Согласно святым отцам вся ветхозаветная история имела своей целью рождество Той, Которая сможет вместить Невместимого, станет Матерью Самого Бога Творца и Вседержителя, «нас ради человек и нашего ради спасения» воплотившегося и вочеловечившегося. В Рождестве Пресвятой Богородицы Ветхий Завет достигает своего истинного завершения, своей полноты. Богородица ‑ вершина и конец всего Ветхого Завета. К Ней и Ее Сыну относятся все его прообразы и пророчества. Она есть самый чистый, самый прекрасный цветок на древе человеческого рода. Из этого Цветка Промыслом Божиим суждено было родиться воплощенному Господу Иисусу Христу, Который является всесовершенным Плодом мировой истории.
Пресвятая Дева содействовала домостроительству нашего спасения и обожения больше всех святых. Больше всех людей Она послужила Богу. Лишь Она одна – пресвятая, пречистая, преблагословенная Матерь Божия. Поэтому только к Ней одной мы молитвенно обращаемся словами «Пресвятая Богородица, спаси нас!»
«Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим рождество́ Твое́!»[4]
[1] Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы.
[2] Протоевангелие Иакова.
[3] Кондак Рождеству Пресвятой Богородицы.
[4] Величание Рождеству Пресвятой Богородицы.
Диакон Вячеслав Фомин, Тарас Борозенец