logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Преподобный Паисий Святогорец о греховных помыслах

18.05.2018|10:30

3414
1

Антон Шабанов

Молитва Иисусова «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» является самым сильным оружием против диавола и греховных страстей; она сдерживает наш ум, контролирует помыслы.

Диавол не нападает на человека, если не испортит сперва его помысла”1.

Учение преп. Паисия Святогорца о греховных помыслах и борьбе с ними находиться в полном согласии с аскетическим учением других святых отцов и всей Православной Церкви.

Греховные помыслы — это мысли, которые зарождаются в уме людей посредством врага рода человеческого диавола или от павших духов. Помыслы греха несут в себе образы явлений и предметов чувственно воспринимаемого мира виде греховных наслаждений. Эти духи пытаются подчинить себе ум, но в тоже время стараются воздействовать на сердце человека, испорченное греховными страстями, и именно на ту страсть, которая преобладает в человеке. Показатель духовного преуспеяния человека – «качество» его помыслов2. Как учили святые отцы, есть три начала наших помыслов: от Бога, от диавола и от нас. Различать помыслы могут только святые люди. Подвижники советовали не доверять недобрым помыслам, которые в конечном итоге могут привести к духовной прелести.

Православное аскетическое учение учит, что мысленная брань или борьба, сопровождаемая победой или поражением, происходит в нас различно: сперва возникает представление помысла или предмета – прилог; потом принятие его – сочетание; за ним порабощение от него – пленение; и, наконец – страсть.

Сущность прилога – рождение представления в человеческом мышлении благодаря органам чувств или появление образа, навязанного врагом. Он приходит помимо воли человека, без его произволения и участия. Человек может принять или отринуть прилог, но если начнет обдумывать его, то перейдет к следующей стадии, которая называется «сочетание». Старец Паисий Святогорец приводит многочисленные образы прилога и сочетания с ним. Помыслы подобны самолетам, которые летают над монастырем и нарушают безмолвие, при этом они не спрашивают на это разрешение. Они подобны перелетным птицам, которые, паря в вышине, смотрятся очень красиво, и ты, разинув рот, ими любуешься. Эти помыслы от диавола. Также помысел подобен карамельке, которая снаружи покрыта сахарной глазурью, а изнутри полна ядовитой горечи. Если ты начинаешь сосать и услаждаться вкусом карамельки, то тут происходит сочетание. Но мы должны не отчаиваться и понимать, что злые и недобрые помыслы не приходят только ангелам и людям, достигшим совершенства.3 Важный момент – когда именно происходит согрешение от греховного помысла. Старец Паисий говорит: «Когда приходит помысел, и ты его немедленно прогоняешь. Это не падение. Но вот он приходит, и ты собеседуешь с ним. Это – падение»4.

Какими должны быть наши действия при появлении прилога? Главное, на что обращает внимание преподобный Паисий Святогорец, это то, что не должно удивляться возникающим в нас греховным мыслям, мечтаниям, ощущениям, движениям, не стоит этого бояться. Им естественно возникать в нашей падшей природе, точно так же, как сорнякам стало естественно произрастать из земли после грехопадения людей. Это действия дьявола из-за зависти к роду человеческому.

Вот с этого момента и начинается невидимая брань. Первое, на что мы должны обратить внимание, по совету отца Паисия, что это действия врага, и мы не должны принимать их на свой счет. Второе – не открывать перед ними дверь, другими словами, иметь хладнокровное к ним отношение, безо всякого собеседования. А также важно обратить внимание на то, когда и где пришли плохие (или недобрые) мысли. Например, если это происходит на богослужении в храме, то, по мнению святых отцов, там все мысли следует отгонять, в том числе и богословские, ибо они отвлекают от молитвы.

Что такое сочетание с помыслом и как бороться с ним? Сочетание – это благосклонный прием помысла и собеседование с ним, после чего пленяется ум, и человек думает, как совершить задуманный грех. Об этом старец говорит: «Человек принимает на посадку вражеские самолеты – то есть бесов. Если такое вдруг случится, необходимо немедленная исповедь, вспашка вражеской полосы и ее засадка плодоносными деревьями – чтобы сердце вновь превратилось в райский сад»5. Выходит, как говорит преподобный Паисий, чтобы очиститься – нужно потрудиться. Мы можем признавать свое состояние скверным, но этого недостаточно. Если мы не принимаем лукавых помыслов, не мыслим лукаво сами, включаем в работу добрый помысл обо всем, что нам говорят и что мы видим, то ум и сердце очистятся. Конечно, искуситель не прекратит время от времени посылать нам свои лукавые «телеграммы». Стрелы диавольских искушений будут продолжать лететь в нас – даже если мы избавимся от наших собственных [злых] помыслов. Однако, если наше сердце будет чистым, то диавольские приражения не будут к нему прилепляться6. И мы вернемся на первую стадию – прилога врага. Напомню слова старца о том, что злые помыслы не приходят только ангелам и святым.

После сочетания не борющийся с грехом человек быстро достигает стадии пленения, за которой следует страсть. Под пленением подразумевают принятую человеком или часто посещающую его греховную мысль, которая действует как привычка. Помыслы обращаются как бы в естество души, и человек приходит в состояние греховной страсти произвольно и самоохотно. Что такое страсть? Это страдание человеческой души от совершаемых человеком грехов. Сначала они служат удовлетворению греховных потребностей, а потом люди сами начинают служить им. Ничто так не мучает людей, как укоренившиеся греховные наклонности: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8, 34). По словам старца, помысел подобен лукавой телеграмме, которая опускается от ума в сердце человека и делает его зверем. Лукавые телеграммы (помыслы) оскверняют человека – «Хра́м Духа Свята́го», – и от нас удаляется Благодать Божия, в результате чего мы [духовно] слепнем. Действия диавола направлены на больное место человека, а именно на ту страсть, которая преобладает в человеке. По учению преп. Паисия Святогорца, “страсти – это силы души. Бог даёт человеку не пороки, но силы. Но если мы не употребляем эти силы во благо, то приходит тангалашка (бес), начинает сам их направлять, и они становятся страстями”7. Нужно правильно пользоваться силами души, которые в конечном итоге помогут в духовном преуспеянии. Старец наставлял, что если в нас живет страсть, то в определенный момент она проявится. Страстный помысел подобен змее, которая может ужалить тогда, когда человек ничего не подозревает и живет беззаботно. Этим старец показал, что когда человек не следит за собой и не знает своих страстей, то ввергает себя в опасное духовное состояние.

Как противостоять страсти и пленению врага? Старец говорит, что нужно укреплять заставу, на которую воздействует враг, то есть усиливать борьбу с той страстью, которая чаще подвергается его воздействию.

Таким образом, грехопадения людей происходят постепенно. Его первая стадия – это прилог, когда помимо воли человека в душу приходит греховная мысль или представление через внешние и внутренние чувства. Пока это все безгрешно, но есть уже повод к греху. Всем людям приходят греховные помышления. Если душа приняла прилог, то она переходит к сочетаниюдобровольному принятия и размышлению над грехом. Это уже начало греха, за которое человек несет ответственность. Предпоследняя стадия невидимой брани – это пленениеневольное и принужденное состояние души, которое наводит ум на худые мысли и действия. Последняя стадия невидимой брани – это страсть, то есть рабство греху, когда страстный помысел является уже как привычка, и человек услаждается им и может по своей страсти перейти к действию от одной мысли врага.

Душа человека открыта для влияния злых духов, которые внушают нам разные греховные помыслы, желания, образы и стремятся влиять также и на наше поведение, подчинить нас своему губительному воздействию. Именно здесь – в нашем сознании – происходит та невидимая брань, о которой говорит преподобный Паисий Святогорец. Он выработал в своих аскетических подвигах систему духовного трезвения (бодрствования, бдительного самоконтроля), защищающую нас от воли бесов. Кто хочет вести духовную брань, тот должен выработать навык различения, где его помыслы, а где помыслы, внушаемые врагом. Сознание этого различия далее нужно передать чувству, возродить в сердце неприязнь к греховным помыслам. Это – самое спасительное средство к прогнанию греха.

Мы грешим по причине незнания действий невидимой брани, бесовской войны, которая непрестанно ведется против нас, доводит нас до страсти, разрушения и вечной гибели. Очень часто люди не желают и не умеют бороться с греховными помыслами. Это происходит от незнания цели своего существования, которая состоит в спасении и соединение с Богом через Христа. Человек должен изучать невидимую брань, постигать свою душу, законы ее существования, совершенствоваться в борьбе с невидимым врагом и употреблять те средства, которые дают победу. Это самая главная наука и самое главное искусство, которым должен овладеть человек в своей земной жизни. Ибо от этого напрямую зависит его спасение и обожение.

1 Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. III. Духовная борьба. – Суроти. Салоники: Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая гора», 2003. С. 41

2 Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. III. Духовная борьба. – Суроти. Салоники: Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая гора», 2003. С. 213

3 https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/1_4_4

4 Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. III. Духовная борьба. – Суроти. Салоники: Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая гора», 2003. С. 50

5 Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. III. Духовная борьба. – Суроти. Салоники: Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая гора», 2003. С. 51

6 Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. III. Духовная борьба. – Суроти. Салоники: Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая гора», 2003. С. 46

7 Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. V. Страсти и добродетели. – Суроти. Салоники: Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая гора», 2008. – С. 9