Почему душа болит об алкоголиках, и каково это — провожать людей в последний путь
29.10.2016|15:14
Общественному движению сестер и братьев милосердия югорской митрополии на днях исполнилось пять лет. Для истории Православия на территории региона срок мизерный, но масштаб уже проделанной работы впечатляет. Хотя показать его в цифрах невозможно в принципе. В сургутском психоневрологическом диспансере и в частном медицинском центре «Золотое сердце», больше известном в городе как хоспис, женщины в белых косынках с крестами несут службу менее двух лет. Волонтерское движение выросло из православного общества трезвения, которое организовали при храме Преображения Господня – сургутском кафедральном соборе – супруги Глухаревы, протоиерей Сергий и его жена Надежда.
Надежда и опора
Идея создать общество трезвения принадлежит Надежде Глухаревой, жене и сподвижнице отца Сергия.
Жен священнослужителей на Руси называют матушками. И не только по их семейному положению, как супруг отцов, ведь не всякая жена — мать. Этот статус женщины получают еще и по результатам своей работы, если хотите — миссии. Задача матушки — обеспечивать бытовые условия для работы на результат не только в семье, но и в общине. Которая, по сути, та же семья, только более масштабная. Именно матушки отвечают за клирос (церковный хор), поддержание порядка и украшение к праздникам храмов, руководят и сами участвуют в приготовлении просфор и так далее. Для этого получают специальное образование — в духовных семинариях есть специальные женские классы. Психология и поведение домочадцев (прихожан), по большому счету, тоже их задача — воспитанием детей занимаются оба родителя.
— В Сургут по приглашению митрополита Павла мы приехали три года назад из-под Ишима, села Бердюжье, о. Сергий — мой супруг — возглавлял там приход. И я практически сразу обратила внимание и была очень удивлена, почему в таком крупном городе, как Сургут, не работают с зависимыми людьми, прежде всего — алкозависимыми. Таких людей — опустившихся, несчастных — здесь ведь тоже немало, — рассказывает матушка Надежда.
Поддержкой и реабилитацией алкоголиков Надежда Глухарева начала заниматься еще на прежнем месте службы и жительства семьи, в Бердюжьем.
— Трудников (добровольцев, помогающих священнослужителям по хозяйству на территориях приходов) у нас было много. Мужики с золотыми руками, но в большинстве своем сильно пьющие, — вспоминает матушка Надежда.
— Обеты трезвости я принимал еще до Бердюжья. И, соответственно, до общества, — поправляет жену о. Сергий. — В начале девяностых. Но, как показала практика, просто обет — обещание, данное Богу, — человеку самостоятельно трудно выполнить. Кто-то не пил год, кто-то — три и даже пять, но потом опять срывались. Нужна поддержка единомышленников — близких людей, людей с аналогичной проблемой, специалистов-психологов… Один в поле не воин. Так и возникли идея и желание создать общество. Что спустя годы мы в Бердюжьем и сделали.
Создавать такое же общество в Сургуте Надежда Глухарева взялась не сразу — по ее признанию, ехала она сюда прежде всего для того, чтобы заняться, наконец, собственной семьей. В Югре у четы Глухаревых подрастает уже восемь внуков от старших сыновей, тоже, кстати, священнослужителей. Младший — четвертый сын — студент семинарии. Третьего сына — Григория — в семье называют «ребенком божьим»: он родился с синдромом Дауна. Но рядом с родителями нашел себя: он приходской фотограф, кстати — очень неплохой, а заодно ведет группу храма в социальной сети «ВКонтакте».
— Создать это общество меня уговорил старший сын Дмитрий, он директор Православной классической гимназии в Сургуте. Согласилась я не сразу — меньше чем за полгода после переезда еще не успела отдохнуть от всей работы, которую приходилось делать в Бердюжьем. Но зернышко он заронил, и я решилась. Поняла, что делать это необходимо. Дело в том, что я патриот. И любая боль России и, соответственно, малой родины в том числе — это моя боль. Тем более что никакого социального служения при храме не было.
Храм Преображения Господня является одним из двух кафедральных соборов югорской митрополии, носящей официальное название «Ханты-Мансийская и Сургутская». Главная задача таких храмов и, соответственно, их коллективов — ежедневно проводить службы. Обязательств по социальному служению у таких приходов нет, как правило, они ограничиваются созданием воскресных школ. Сургутский собор стал исключением из правил
Один в поле не воин
Уже на первое собрание нового общества пришло более сотни людей. Случилось это два года назад, в конце сентября. С чего начинать, толком не знали — сельский опыт в городе применять было сложно. Помогло знание истории — такие общества при православных храмах в России начали организовываться более сотни лет назад Иоанном Кронштадтским, не только православным проповедником, но по большому счету социальным работником: район, в котором он служил, был самым неблагополучным в Санкт-Петербурге. Его систему сургутские православные общественники и взяли за основу.
— Коллеги из Екатеринбурга своим опытом помогли, стали приглашать нас на семинары. Потом два человека закончили курсы по преодолению зависимости. Любой, не только алкогольной. Видов ее ведь множество! Наркотики, курение, переедание, даже страсть к сериалам или компьютерным играм тоже из их числа, — поясняет руководитель движения.
Психологическая помощь в обществе оказывается не только зависимым. Созависимым (близким людям) — в том числе, а правильнее даже — прежде всего. Ведь именно от их поведения зависит успешность лечения. И начинается оно во многих случаях именно с их подачи.
Ближайшие десятидневные курсы при храме Преображения начнутся в конце ноября. Дату и время можно уточнить по телефону приемной храма — 26-85-86.
— Ну и, конечно, молитвенная помощь. Молебны у иконы Богородицы «Неупиваемая чаша» и святому праведному Иоанну Кронштадтскому совершаются каждое воскресенье, — уточняет о. Сергий.
В двадцатых числах ноября в обществе ждут очень авторитетных гостей, которые, не исключено, станут кураторами сургутского движения: о. Игоря (Бачинина), Екатеринбург, и о. Григория (Григорьев), Санкт-Петербург.
— Один — профессор, доктор медицинских наук, второй — доктор богословия. Они приедут, чтобы помочь нам организовать попечительский совет на уровне города о народной трезвости, — надеется Надежда Глухарева.
В планах православных общественников — открыть женский реабилитационный центр.
— Мужской в округе есть, в Нижневартовске, а вот с женщинами вопрос не решен. Над этим надо будет работать и работать, — резюмирует матушка.
Без пустоты в сердце
Именно волонтеры из православного общества трезвости и составили костяк бригады сестер милосердия. О новой общественной организации в городе узнали довольно быстро. С просьбой об оказании постоянной помощи выездного плана в общину обратилось руководство Сургутского психоневрологического диспансера, специалисты которого давно пришли к выводу: лечить большинство пациентов — все равно что воду в решете носить. Снимешь ломку или похмелье, пролечишь, а побывав какое-то время дома, в привычной среде, он или она вновь возвращаются в прежнее, если не худшее состояние. И опять больничная палата, капельницы и уколы.
— Когда человек бросает пить, в его душе нередко образуется пустота. Он не знает, чем ее заполнить, и срывается. Мы помогаем ему заполнить эту пустоту верой в Бога, — поясняет о. Сергий (Глухарев).
С такой же пустотой многие отходят в мир иной, что значительно омрачает не только последние часы, а дни и месяцы и больным, и их близким.
В частный медицинский центр «Золотое сердце» отца Сергия привела регент храма Татьяна, у которой в ту пору в этом учреждении лежала мать.
— Побывав там впервые с о. Василием, поняли — здесь мы очень нужны. С благословения митрополита организовали постоянную работу, — рассказывает священник.
По делам духовным — причастие, соборование и проч. — представители Преображенского собора навещают пациентов «Золотого сердца» по пятницам. А вот сестры милосердия приходят туда ежедневно, как на работу. Хотя почему как? И задачи волонтеров, и требования к ним (одно из них — наличие санитарной книжки) такие же, как и у штатного медперсонала учреждения: покормить, помыть, поменять белье. А еще — разговор по душам, который нередко облегчает состояние пациентов лучше, чем традиционные обезболившие лекарства.
— К таким разговорам мы никого ни в коем случае не принуждаем. Насилие и церковь — понятия несовместимые. Без большого желания самого человека, его нельзя ни крестить, ни причащать, ни тем более исповедовать. И даже молиться за него без его же ведома тоже неправильно, — считает о. Сергий. — Ведь если я молюсь за человека, который меня об этом не просил, я тоже совершаю насилие…
— Кормим, памперсы меняем, купаем, даже стрижем иногда. Но главная задача — помочь болеющему понять и принять положение дел. Как говорила покровительница нашего общества матушка Елизаветушка, не надо обещать человеку, что он поправится и встанет на ноги, вселять в него надежду, которая вряд ли оправдается. Гораздо важнее подготовить его к жизни вечной и объяснить: весь накопленный негативный земной багаж, если не принести покаяния, так и останется с ним навсегда. Не покаешься — обречешь себя на вечные муки, — поясняет старшая сестра милосердия Раиса Бобылева.
***В палатах хосписа светло, просторно и комфортно. Недавно учреждение переехало в специально построенное для него современное четырехэтажное здание с витражным остеклением, оборудование и мебель — из последних специализированных коллекций, персонал профессионален и заинтересован в работе. Сделано все, чтобы пациентам здесь было хорошо, насколько это возможно. Но человеку постороннему, неподготовленному находиться здесь все равно очень нелегко — атмосфера гнетет. Тем более что настроение постояльцев, даже благостное, может измениться в любую секунду без видимых причин, с чем столкнулся наш фотокорреспондент Александр Онопа.— Ощутил себя минером-самоучкой, так и не успевшим понять, что стало причиной взрыва, — признался Александр. — В профессии я далеко не новичок, прекрасно знаю, что снимать людей не то что без сознания, без их желания, особенно больных по меньшей мере неэтично… И найти героев для фоторепортажа в этом соцучреждении будет очень сложно. Но нашел! Одна из пациенток оказалась даже в хорошем расположении духа для фотосессии. Я так и не понял, что и когда пошло не так — ее настроение изменилось диаметрально внезапно. Пришлось прекратить работу…
С такими ситуациями сестры милосердия сталкиваются каждый день и не по разу. Думаю, привыкнуть к этому нельзя, даже если и прошел такое испытание даже с близкими людьми. Как, к примеру, две Елены, обеим волонтерам довелось проводить подобным образом родителей, это и послужило толчком к тому, чтобы стать сестрами милосердия.
У Раисы Бобылевой подобной житейской ситуации, слава Богу, не случилось. «Занялась по велению души», — пояснила старшая сестра мимоходом во время рассказа о трудовых волонтерских буднях. Но чуть позже сама вернулась к этой теме:
— В церкви я давно. Сейчас понимаю: все эти годы я больше брала от нее, чем отдавала. Сейчас я именно служу, отдаю себя людям. Может быть, в этом есть даже своего рода корысть: служа другим, я спасаю свою душу, за эту работу Господь простит мои грехи…
— Не правда твоя, это не корыстная цель! — возразила ей тут же Надежда. — Вспомни Евангелие: спасись сам и вокруг тебя спасется множество!
Вера без дел мертва — Без социального служения сейчас не может обойтись ни один храм, в том числе и кафедральный собор. Оно может быть разным. Конечно, такое общество, как при нашем соборе, может организовать далеко не каждый приход. Эта работа и для нас большое достижение. Это общий результат, поддержанный всем духовенством, клиросом. Обществом. И еще очень важно, что благодаря социальному служению теперь в кафедральном соборе можно не только помолиться. Здесь можно получить знания и самому потрудиться. Благодаря этим возможностям люди стали приходить в храм чаще. И их становится больше, — уверен ключарь собора отец Николай (Гамм).Протоиерей Николай (Гамм): «Каждый православный христианин – воин христов. И если воевода крепкий, а настоятель нашего собора – это митрополит (Павел Фокин) — самый сильный воевода, то войско его способно на многие благие дела».