logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Пасха – тайна всех тайн

30.04.2016|09:45

1763
0

В переводе с еврейского слово «пасха» означает «переход». Сначала этим словом обозначался переход богоизбранного еврейского народа из Египта в Землю Обетованную, результатом чего было избавление от рабского плена на чужбине и обретение свободы и независимости на своей земле. Событие это до сих пор ежегодно празднуется еврейским народом как праздник Опресноков. В христианстве слово «пасха» стало обозначением Воскресения Христова, а в Нем и через Него – всего человечества, т.е. обозначением перехода человечества через Христа от рабства лукавому, греху, тлению и смерти к свободе вечноблаженной жизни в Боге.

В этом плане показательна этимология слова «воскресение». Существительное «воскресение» производится от глагола «воскресать», который имеет древние корни и происходит от старославянского «крѣсати» или «воскрешать» (производное от «кресѣ» — оживление, здоровье, огонь). Близкородственным является слово «кресало»: от «кресати», что означает «ударом сотворять огонь» и лат. creo «создаю, творю, вызываю к жизни», лат. cresco «расту». Таким образом, воскресение означает обновление, исцеление, восстановление, возрождение, оживление, возвращение от тьмы к свету, от смерти к жизни.

Апостол Павел в первом послании к Коринфянам пишет: «Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша» (15:17). Таким образом, в пасхе Христовой заключается весь смысл веры Церкви, а следовательно, и весь смысл Ее жизни, ибо вера и есть жизнь для Нее. Всецело живя верой в воскресшего Господа, Церковь живет Пасхой Христовой. По Своей Богочеловеческой сути Церковь сама есть Пасха, Она сама есть переход и путь, идя по которому все мы соединяемся через Христа с Богом, избавляясь от смерти и обретая в Нем дар вечной жизни. В немеркнущем свете Пасхи, в свете несказанной радости вечноблаженной жизни в Боге абсолютно все, даже то, что приносит боль и страданья, обретает жизнеутверждающий смысл, ибо все уже таинственно причастно вечноактуальной Пасхальной Тайне, все, в конце концов, придет к своему полному совершенству, все будет исцелено и преображено в Ней. Тогда исчезнет всякая боль, страдание, смерть, тогда не будет места безысходности и плачу, тогда «всяческая во всех» будет Христос ― «Пасха наша» (1 Кор. 5:7).

Для верного Церкви после Воскресения Христова даже царствующие в мире тление и смерть со всем сопутствующим им ужасом страданий суть знамения приближения Вечности, они суть те ступени, по которым необходимо пройти со смиренно-терпеливым послушанием воле Божией на пути к вечности. Все это есть дар Божий для нашего спасения и обожения, и потому не может восприниматься иначе, как с великой благодарностью, стремлением и жаждой терпеливо пройти эту «долину скорби и слез» для того, чтобы в конце концов всецело упокоиться в Боге. Так же, как и ап. Павел, истинно верующий хочет только одного – смиренно пронести свой крест, т.е. пострадать и умереть о Господе для того, чтобы, разрешившись от своего бренного тела, совершенно соединиться с Ним (См. 2 Кор. 5:1-8).

Для человека причастного Пасхальной Тайне в Церкви, как, например, ей был причастен преп. Серафим Саровский, ничто не существует само по себе, но все видится в Свете Воскресения Христова, все оказывается пронизанным Сиянием Славы Отчей. Для таких людей все, что с ними не происходит, все, с чем они не встречаются, является источником непрестанной радости и любви, ибо во всем они узревают воскресшего Господа. Очень важно нам грешным всегда помнить об этом немеркнущем свете Воскресения Христова и стараться всеми силами укореняться в переживании торжества Жизни и Любви, которое вселяется в человека через стяжание им благодати Духа Святого в Церкви. Если нам хотя бы немного удастся приобщиться свету этой благодатной пасхальной Радости, то мы будем неподвластны никаким житейским бедам и волнениям, которые по истине суть «суета всяческая» (Екк. 1:2). Тогда мы станем непобедимы и несокрушимы, подобно всем мученикам и страстотерпцам Христовым, ибо так же, как и они, будем опираться на несокрушимое основание веры, надежды и любви – воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.

Вне пасхального света Церкви, вне Христовой победы над смертью все погружается во мрак полной бессмыслицы и гибели. «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:20), а значит через Него и в Нем «все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, затем Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15:23).

Окончательно победив в Своем Воскресении грех, тление и смерть силой Своего Божества, Христос стал причиной и основанием всеобщего воскресения твари, которая соединена с Ним через Его Пасхальное Тело – Церковь. Как Начаток всеобщего воскресения Христос положил начало воскресения для всех тех, кто соединяется с Ним через Его Церковь. И первым плодом пасхальной победы Христа над смертью стала Пресвятая Богородица, которая в силу высочайшей степени единства любви со Своим Сыном была первой из всего искупленного человечества воскрешена и вознесена Им на небеса. Вслед за Божией Матерью будем воскрешены и мы вместе со всем творением во второе пришествие Христово, которым будет завершена история твари, перейдя в новое состояние – состояние вечноблаженного бытия в Боге. «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор. 15:54-55). Итак, для Церкви Христовой Пасха как переход от смерти к Жизни есть Все, ибо в ней заключается фундаментальный смысл Ее бытия: она и начало, и путь, и завершение исторического существования Тела Христова.

История всего сущего кардинально связана с историей Церкви, ибо всецело зависит от Нее. В Церкви заключается универсальный смисл истории человечества. Пасхальная цель Церкви – это и цель истории. Она всецело пронизана Пасхой. Для земной истории пасхальный переход также является фундаментальным измерением ее существования. Так история всего сущего есть пасха, т.е. динамический переход от Бога и к Богу, Который есть Начало, Цель и Устроитель для нее. История универсума начинается с момента его сотворения и завершается достижением им своего предельного совершенства в единстве с Богом (обожение). История движется от сотворения к обожению через преодоление различных испытаний и трудностей на этом пути, которые возникли по вине злоупотребления человеком своей свободой. Таким образом, история всего сущего в своем развитии зависит от истории человечества, которое возглавляет всю тварь на пути ее восходящего перехода к Творцу.

История всего человечества есть пасха – пасха, ключевыми моментами которой являются: сотворение первых людей как начало истории человеческого общества, грехопадение Адама и Евы как катастрофа, нарушившая первозданное совершенство твари и повлекшая за собой рабство греху, тлению и смерти, различные события ветхозаветной истории, направленные на подготовку пришествия Сына Божия в мир, само Боговоплощение и вся земная жизнь Спасителя вплоть до Воскресения и Вознесения как мистерии совершенного соединения Бога с человеком, его спасения и обожения, все события связанные с ростом Тела Церкви в мире вплоть до Славного и Страшного второго пришествия Христова, когда произойдет воскресение всех людей и Суд над ними, в результате которого одни из них пойдут в тьму кромешную, а другие войдут в царственную славу Небесного Иерусалима. Эти и все прочие историчекие события суть моменты перехода, ступени лестницы, ведущей к вечноблаженной жизни во Христе, а через Него и в Самой Пресвятой Троице.

Вся земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа имеет кардинальное пасхальное измерение, ибо в ней не было ничего, что не было бы всецело направлено к Воскресению, что не подчинялось бы ему, как своей Цели и Смыслу. Зачатие, рождество, крещение, проповедь, чудотворения, исцеления, страдания, смерть на кресте, все это вместе с каждым вздохом, взглядом и жестом Спасителя было подчинено одному – Его восстанию из мертвых. Только ради этого, только ради победы над смертью Он был послан Отцом. И только ради восстания в Нем всех людей, всего творения Он вознесся на небеса, воссев одесную Отца, и ниспослал своим ученикам Духа Святого, тем самым окончательно претворив их в Свое Тело.

Так же и все Праздники Церкви, в которых вспоминаются все наиболее важные события земной жизни Христа и Его Матери, полностью обретают свой непреходящий смысл только в свете праздника Светлого Воскресения Христова. Какой бы праздник мы не взяли, все они направляются к Пасхе и в ней находят свое завершение. Каждый из них по сути есть малая пасха, ведущая к Пасхе Великой. Ибо каждое событие священной истории, каждый церковный праздник есть событие встречи Бога и человека как результат их перехода друг к другу, встречи, где Бог нисходит к человеку, а человек восходит к Богу. И вершиной этой взаимной устремленности Бога и человека является «праздников праздник и торжество из торжеств» – Пасха Христова, в которой человек благодатным образом окончательно и навечно соединяется с Богом.

Жизненный путь каждой человеческой личности в Церкви по сути аналогичен истории всего человечества и также имеет универсальное пасхальное измерение. Пасха человеческой личности начинается с ее зачатия, движится через рождение, возрастание, искушения и грехопадения, обращение к Богу, возрастание в добродетели и завершается ее блаженным упокоением в Боге, последнее конечно при условии свободного принятия ею Христа. При неприятии Христа, при свободном отказе от дара Его спасения, человеку остается слепо плыть туда, куда влечет его тиранический гнет Его страстей, безвольно метаться в бурном море суетного прозябания и, в конце концов, навечно погибнуть в мрачной пучине гордости и ненависти.

Церковь живет Воскресением, живет стихией торжества вечноблаженной жизни во Христе над грехом, тлением и смертью. Но Она же живет и смертью Спасителя, живет искупительной жертвой Сына Божия за грехи всего мира, живет Крестом. «Животворящий Крест Христов есть средоточие всех богочеловеческих сил, несокрушимый хребет Богочеловеческого тела Христова – Церкви. Если и существует какое-либо олицетворение всего Богочеловека Господа Христа, то им, несомненно, является Честной Его Крест» (преп. Иустин (Попович)). Молитвенное богословие о Церкви // Альфа и Омега. М., 1999. №1(19). С. 130). Каково же соотношение между крестной смертью и воскресением Христа? И насколько совместимы такие, казалось бы, противоположные реальности, как Воскресение и Крест?

Пасха и крестная смерть при всей их противоположности суть две неразрывно связанные реальности, которые не мыслимы друг без друга, ибо без смерти Христа не могло бы быть Его воскресения, а без Его воскресения смерть Спасителя была бы самым ужасным по своей бессмысленности событием в истории человечества. Таким образом, Пасха и смерть на кресте обосновывают и утверждают друг друга. Соотношение между ними подобно соотношению между средством и целью или между путем и его завершением, ибо воскресение возможно только после смерти, Пасха достижима только через Крест. Если же мы понимаем Пасху в широком смысле, т.е. как путь от смерти к жизни, а не только как результат этого пути, то крестная смерть Спасителя вместе с прочими событиями Его жизни оказывается пунктом на этом пути.

В этой универсальной перспективе жертвенная самоотдача Спасителя на Кресте и Его Воскресение из мертвых, вместе со всеми прочими событиями Его жизни суть выражения любви Божией. И Крест, и Воскресение суть дела любви. Крест – это любовь жертвенная, любовь как способ жизни. Воскресение – это любовь ликующе-торжествующая, любовь как результат этой жизни. И любовь крестная, и любовь ликующе-торжествующая вместе образуют единый путь любви, единый переход от смерти к жизни, от времени к вечности.

И любовь эта воплощается в Церкви, которая по самой сути Своей есть Пасха, как временный путь и вечнопребывающее завершение любви Бога и человека, как средство и цель спасения и обожения твари, как борьба со злом и победа над ним. Церковь живет Крестом и Воскресением именно потому, что Она есть организм Божественной Любви. Любовь же есть Путь, ведущий через Истину к Жизни, Она есть пасха крестная, завершающаяся пасхой торжествующей. Потому для члена Церкви жизнь в любви заключается в терпеливом несении своего креста ради вечного упокоения в Боге, ради всеобьемлющей, вселенской радости и блаженства обоженной жизни.

Реальность этой обоженной жизни в любви настолько всеобъемлюща, что для нее нет никаких преград и ограничений ни во времени, ни в пространстве; для нее нет мертвых, но все живы; для нее нет дальних, но все ближние. Ведь истинная любовь все объемлет, все покрывает, все восполняет, все усовершает. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 4-8). Именно такой любовью живет Церковь Христова, именно из этой любви Она черпает силы для прощения Своих врагов, движимая именно этой любовью, Она непрестанно молится ко Господу о спасении всех людей, всей твари: «Господи, Любовь неизреченная, всех помилуй и прости» (Акафист об упокоении усопших).

Говоря о любви, радости, упокоении, воскресении, вечности как аспектах Пасхи, неужели мы имеем в виду просто некие абстрактные понятия, идеи? Или все это только обозначения неких субъективных переживаний человека, его чувств, в результате его встречи со Христом?

На самом деле, все эти субъективные понятия и переживания имеют объективное основание, все они олицетворены, т.е. воплощаются в объективно существующей Личности, ибо в Церкви нет ничего безличного и абстрактного, все в Ней конкретно и олицетворено. Все в Ней олицетворяется во Христе, все в Ней сконцентрировано в Нем, ибо Он есть «всяческая во всех», Он – наша Пасха, а, следовательно, и наша радость, мир, упокоение, блаженство, воскресение, вечность. «Он – и Спаситель, и Креститель, и Жертва, и Победитель смерти, и Воскреситель, и Возноситель, и Бог, и Человек, т.е. Богочеловек; Он и Церковь в странствовании через века и через всю вечность. Он – «совершенный Бог» и «совершенный Человек», совершенный Богочеловек, Он – Всеистина, Он – Вселюбовь, Он – Всеправда, Он – Всемудрость, Он – Вседобро, Он – Всерадость, Он – Божество, Он – Всеархиерей, Он – все и вся для человеческого существа» (Преп. Иустин (Попович). Указ. соч. С. 128).

Всеполнота Божественного Всесовершенства также находит свое совершенное воплощение в лице Пресвятой Богородицы, в силу Ее исключительной по своей важности роли в деле нашего спасения и превысочайшего единства со своим Сыном. И Спаситель, и спасение дарованы нам через Пресвятую Богородицу. Без Нее не было бы ни Богочеловека Господа Христа, ни Церкви, ни Воскресения, ни спасения, ни обожения. Действительно, все богочеловеческое домостроительство осуществлено с помощью Пресвятой Девы Марии. Все в Церкви, как и Сама Церковь, от Нее и через Нее. Ибо Она как Матерь вочеловечившегося Сына Божия есть и Матерь Церкви – Тела Христова, а следовательно Матерь и Источник всех благ – нашего спасения, нашей жизни, нашего воскресения.

Матерь Божия есть Все для нас, Она есть наша Пасха, наш переход от земли на небо, ибо родив Богочеловека, Который есть Церковь, Пресвятая Богородица соделалась соединением разделенных: Бога и человека, Творца и твари, неба и земли, благодаря Ей, люди действительно стали сожителями Ангелов на небесах. Причем, Пресвятая Богородица – это не какая-то другая пасха, наряду с Пасхой Христовой, но та же самая единая Пасха Христова, благодаря неразрывной и всецелой приобщенности Божией Матери жизни Христа, Его Любви, Его единственной и неповторимой Пасхальной Тайне.

Через Божию Матерь к Таинству Воскресения Христова приобщаются все люди вместе со всем творением. Благодаря Ей к Нему уже неразрывно приобщены сонмы угодников Божиих, святых небожителей вместе с ангельским ликом (небесная торжествующая Церковь), им всецело живет, движется и существует все множество земных членов Тела Христова (земная воинствующая Церковь), им питается и дышит вся тварь, все мироздание. Все существующее вовлечено в Пасху, участвует в этом универсальном переходе от смерти к Жизни, от времени к вечности, от земли на Небо, и таким образом, это тварное все само есть Пасха по благодати само есть Любовь, Истина и Жизнь.

Каждый верный, каждый православный верующий есть Пасха, в силу его неразрывного органического единства через Пресвятую Богородицу, по молитвам всех святых с Телом Воскресшего Господа, Которое есть Церковь. Каждый из нас становиться Пасхой и тем самым обретает все неисчислимые дары богообщения посредством своего живого участия в «таинстве таинств» – Божественной Евхаристии, в таинстве причащения Телу и Крови Господа. Среди этих даров – наше прощение, освящение, преображение, спасение, обожение, наше – все, ибо все это есть Сам Господь и Бог наш Иисус Христос. «И все это обретается в Богочеловеческом Теле Церкви через причащение святым Евхаристическим Телу и Крови Спасителя. Обретается и постигается. Как Тело Христово – Евхаристия есть Церковь, и Церковь есть Евхаристия, ибо Ею и в Ней мы находимся в соборном всеединстве со всеми святыми, и, прежде всего, – с Пресвятой Богородицей, Которая родила нам Тело Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и тем – родила Церковь» (Преп. Иустин Попович. Указ. соч. С. 128).

Итак, в Церкви как Евхаристическом Теле, в Церкви, как Пути, Истине и Жизни всей твари, в Церкви как организме Богочеловеческой любви, в Церкви, как пасхальной Тайне открыта вся тайна Бога, вся тайна человека и вся тайна твари – открыта через Богочеловека. Ибо Он – Всетайна, Всеистина и Всекрасота. «И в этом чудесном Богочеловеческом существе, имя которому – Церковь, открыта вся истина всех больших и малых тайн: от Святой Троицы до крохотной, но нашедшей свое место в Логосе – и поэтому святой – фиалки, да и любой из самых малых тварей» (Там же. С.139). Открыта и явлена для того, чтобы к ней мог приступить и приобщиться каждый.

Тарас Борозенец