Ответы клириков Ханты-Мансийской епархии на вопросы читателей интернет-газеты «Югра-Информ
06.08.2014|04:21
1375
1
Ответы епархии: Надеюсь, вас не смутят красота и благолепие храмов
Служба информации «ЮИ» / 04.08.2014 199
Фотография: Олег Холодилов
«Интересно, а волен ли священник выбирать место своего служения, или его мнение никто не спрашивает?»
Мирянин
протоиерей Валерий Басакин,
настоятель Прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», г. Лангепас:
— Иерей, с одной стороны, он человек со своими немощами и характером, с другой – он священнослужитель Божий и при вступлении в священническое служение идет на определенную жертвенность. Об этом говорится и в присяге перед принятием священного сана. Но у него есть еще и семья – супруга и дети. И с этим тоже необходимо считаться. Одно дело молодой священник: ему проще. Другое дело священник старшего возраста: у него больше детей, нажитых вещей и т.п. Ему сложнее будет переехать на новый приход.
Перед назначением священнослужителя на приход, епископ с ним советуется и обговаривает особенности служения в том месте и предстоящие трудности. Конечно, прихожане за короткое время служения привыкают к батюшке, привязываются к нему всем сердцем, любят его, поэтому при переводе его на другой приход действия правящего архиерея им кажутся непонятными и странными. Потому, что служение Церкви Христовой приоритетнее своих личных выгод. Если и назначают священника на другое место служения, то только для того чтобы была стратегическая польза Церкви. Епископу всегда объективнее видится ситуация в его епархии, а прихожане мыслят чаще о своем.
Если представить себе, что священники будут сами выбирать себе приходы, то будут преследоваться всегда личные выгоды. Тогда в востребованных людьми населенных пунктах не будет духовного пастырского попечения о людях.
«С удивлением узнала, что в РПЦ существует свой церковный суд. Может быть, есть и своя церковная полиция? А адвокаты у подсудимых там есть?»
Ольга Петровна
иерей Владислав Бронников,
настоятель Прихода храма в честь свт. Николая Чудотворца, г. Сургут:
— Если священник или монах нарушил не только Божию заповедь, но и человеческий закон, ему придется предстать перед двумя судами сразу.
Разумеется, они действуют совершенно независимо в том смысле, что нет давления ни со стороны светского суда на церковный, ни со стороны церковного на светский. При этом церковный суд пользуется результатами проведенного светскими структурами расследования и учитывает вынесенный приговор, однако оценивает все это с особой точки зрения. Ставится вопрос не о преступлении как таковом, а о грехе, о нарушении заповеди, что во многих случаях совпадает, но часто и не совпадает или совпадает не до конца. В церковном суде нет адвокатов, потому что акцент в церковном суде лежит не на правах, а на исправлении кающихся грешников. Чрезмерная защита личного интереса кажется несовместимой с христианской этикой, ориентированной на покаяние. Есть разные соображения, которые сделали решение об отсутствии адвокатов в церковном суде естественным.
Каждый может объяснить ситуацию и помимо адвоката. Ведь в адвокатской практике один из способов выгораживания обвиняемого — поиск лазеек и противоречий в законах, попытки переквалифицировать дело, смягчить вину, снизить ответственность. Однако в церковном суде подсудимый не заинтересован в том, чтобы его вина была смягчена. Ведь речь идет о покаянии. Другое дело, если речь идет об установлении самого факта проступка. Казалось бы, участие адвоката могло бы быть дополнительным средством уяснения факта. Но церковный суд почти не располагает вообще криминалистическими способами выявления факта. Когда речь идет о греховных деяниях, одновременно являющихся преступлениями, приходится опираться на выводы и заключения, сделанные на светском следствии и в гражданском государственном суде.
Церковной полиции также не существует.
«Действует ли в этом году плавучая часовня в устье Иртыша? Какую функцию она несет?»
С. Замятина
иерей Константин Мемячкин,
председатель архитектурно-строительного отдела Ханты-Мансийской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата):
— Часовня в настоящий момент стоит на реке. Установлена она в месте слияния рек Иртыша и Оби. Каждый год с началом навигации она устанавливается и с окончанием буксируется к месту постоянной зимней стоянки. Внутри часовни никаких богослужений не проходит. Доступ внутрь имеет только обслуживающий персонал, который следит за состоянием установленного электрооборудования на часовне. Часовня установлена для того, чтобы проезжающие мимо люди могли благословиться у Бога на путешествие и иные добрые дела.
«Почему так отличаются по времени воскресные службы в разных храмах в одни и те же дни? В одной церкви она идет 2 часа, в другой – 3, а в третьей может и 4 часа длиться. С чем это связано?»
Нечастый прихожанин
Артемий Шумков,
уставщик-псаломщик Прихода храма преп. Серафима Саровского, г. Белоярский:
— Воскресные службы, такие как Всенощное бдение и Литургия, действительно в разных храмах могут различаться по продолжительности, это связанно с тем, что разные люди читают и поют с разной скоростью. Разные священники произносят возгласы (а их немало) протяжно или скоро. За богослужением, как известно, многое поется на распев и глас, а вариантов распевов множество. Каждый из распевов по продолжительности (размеру песнопения, тактовому ритму) разный. Широта мелодии в нашем церковном пении определяется по следующему принципу: больше торжества — шире мелодия. Когда на службе поёт большой хор, это очень удлиняет службу, вплоть до 1 часа.
Еще одним немаловажным моментом определяющим продолжительность православного богослужения является и сам храм. Если празднуется храмовый (престольный) праздник, то служба по продолжительности будет отличаться от служб в других храмах. Длительность литургии зависит от количества причастников, наличия и продолжительности проповеди.
«Не кажется ли вам, что некоторые граждане используют храм в своих корыстных целях? Например, я каждое воскресенье вижу у входа в церковь крепкого и молодого «нищего», просящего милостыню. А через час замечаю его в гастрономе, покупающего водку. Вроде бы грех не подать милостыню человеку у храма, но ведь таким образом мы развращаем его! Вместо того, чтобы работать, он клянчит деньги у других!»
Александр
иерей Димитрий Плотный,
клирик Прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы, г. Урай:
— Здравствуйте, Александр! В наше обыденное время приходится сталкиваться частенько с такими сложными людьми. Проходя мимо храма и видя людей, которые просят милостыни, нам становится весьма жаль их, и своей христианской добродетелью мы стараемся помочь бедным людям.
Конечно, мы не должны быть безразличны к таким людям, постараться им помочь, но как они примут нашу помощь — это зависит от них самих. Господь, видя нашу заботу, воздаст нам поощрения, а тем, кто использует Дом Божий для корыстных целях, Господь спросит с них. Лучше всего подать таким людям — едой или теплыми вещами.
«Каждый день даю себе зарок, что стану хорошим человеком, не буду лгать, завидовать, лениться, унывать, зато стану по вечерам читать Евангелие и Святых отцов. Однако в течение дня и обманывать приходиться, и зависть испытывать, и уныние, а из-за лени не читаю Евангелие. Все понимаю, стараюсь себя контролировать, но вновь и вновь грешу. Получается, нет мне спасения? Что делать?»
С.
иерей Андрей Плешков,
клирик храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца, г. Сургут:
— Один из фундаментальных моментов христианского вероучения – невозможность самому измениться без Бога. И для человека в самом начале своего спасения важно осознать, что сам он стать хорошим не сможет, если только Господь не поможет ему в этом. Если мы обратимся к Священному Писанию и трудам святых отцов, то увидим, что в основе спасения они полагали одну очень важную добродетель – смирение. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5, 3).
И преподобный авва Дорофей разъясняет, в чем заключается смирение. Он говорит о том, что смирение бывает двух видов. Первое смирение – по отношению к людям, заключающееся в том, чтобы ни перед кем не превозноситься. Второе смирение – смирение перед Богом, т.е. осознание того, что сами мы ничего доброго сделать не можем, а если и делаем что-то доброе, то это нам дал совершить Господь. Пока человек не осознает того, что сам он измениться не сможет, то будет топтаться на месте в своей духовной жизни.
Второе очень важный момент, который святые отцы выражали следующей формулой: «Бог спасает нас, но не без нас». В спасении важно личное участие человека. Как больной, осознавший всю тягость своей болезни, стремится излечиться от нее всевозможными лекарствами, так и человек, осознавший всю свою греховность, должен обращаться ко всем благодатным средствам, которые в Церкви присутствуют. Это и личная молитва, и участие в Церковных Таинствах, и соблюдение постных дней. И полное выздоровление возможно лишь при постоянстве лечения.
«Христос, как известно, ходил в рубище и отличался аскетизмом во всем. А священники почему-то служат в расшитых золотом облачениях — нет ли здесь противоречия? И вообще, почему в церкви так много золота?»
Анатолий
Иерей Димитрий Жданов,
клирик Прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы, г. Урай:
— Уважаемый Анатолий, для ответа на Ваш вопрос, вероятно, необходимо обратиться к священному писанию; в частности к главе 28 книги Исход в которой описано облачение древних первосвященников состоящее из очень дорогих в те времена материалов: золота, драгоценных камней, виссона (тончайшего по выделке льна), голубой красной и бордовой шерсти. В 25 главе той же книги описано устройство и благолепие Скинии (походного храма древних иудеев), но больше всего поражает описание храма построенного при царе Соломоне (3 Цар. гл.6). Храм Соломонов был разрушен (586 год до н. э.), а на его месте был построен более скромный храм, но и он со временем перестраивался и приобретал благолепие. Все это великолепие храмового иудейского богослужения сохранялось и приумножалось до времен Христа. Господь пребывая на земле очень часто укорял первосвященников и законоучителей за их нравственное состояние, но Христос в Евангелии ни разу не укоряет священников за благолепие Богослужения, напротив Он очень любил Храм и ревностно относился к порядку в нем (Мф 21;12-13; Ин 2; 13-16).
Церковь очень часто встает перед выбором, который однажды предложили грешнице возлившей драгоценное миро на голову Спасителя некоторые апостолы: «К чему сия трата мира? Ибо можно было продать его более нежели триста динариев и раздать нищим»(Мк 14;3-9; Мф 26; 6-13). Здесь борется естественное желание верующего человека послужить Богу прямым путем через строительство и украшение храма и заповеданное Христом милосердие через заботу о людях в различных сложных жизненных ситуациях. Поэтому часто в храмах появляется не золото, а его более дешевые «аналоги» как то бронза, латунь, нитрид титана или позолота. А за приходы в храмах, которых действительно есть золото и иные драгоценные материалы, можно порадоваться, у них есть возможность и проявлять милосердие, и достойно украшать службу Богу.
Из истории и современности мы знаем, что Церковь проявляет и милосердие, и особую заботу о богослужении, как времени и месте встречи человека с Богом. Многие зарубежные путешественники писали в свих записках о России удивляясь простоте жизни, а порой нищете русской деревни и блистающим золотом на фоне этой нищеты храмам и соборам, чем же еще это можно объяснить, как не желанием верующего народа украсить место встречи с Богом.
Из личного общения со священнослужителями знаю, что многие в быту и обыденности непритязательны и порой действительно аскетичны, но как только вопрос касается устройства храма или приобретения утвари церковной, они готовы на многие жертвы ради украшения богослужения.
Надеюсь, Вас больше не смутят красота и благолепие храмов. Если есть возможность, то приглашаю посетить богослужение в любом деревенском или поселковом храме, там вы не увидите изобилия и богатства, но сможете увидеть истинное стремление людей послужить Богу.
Источник: Интернет-газета «Югра-Информ»
Источник: Интернет-газета «Югра-Информ»
http://ugrainform.ru/materials/ugra/75435/