logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Открыта еще одна историческая страница последнего храма советской Югры

02.03.2016|05:23

1678
6

Интересный документ передала мне сотрудник Службы по делам архивов Югры Ольга Спиридонова, в свою очередь архивными документами с ней поделился дьякон Максим Семенов из Сургута. История приоткрыла еще одну страницу жизни служившего в 50-е годы священником  в единственном действующем тогда в регионе храме святого Евфимия Великого в селе Шапша Ханты-Мансийского района игумене Парфении Невмержицком.

В справке о регистрации духовенства, выданной Уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви  при Совете Министров СССР по Тюменской области И. Черезовым, говорится о том, что Невмержицкий Павел – Парфений Иосифович 15 июня 1959 года зарегистрирован в качестве настоятеля приходской общины Кладбищенской церкви в г. Тобольске с одновременным обслуживанием приписной Евфимовской церкви с. Шапша Самаровского района.

В биографии архимандрита Парфения, представленной в разных источниках, указаны различные даты его служения в д. Шапше и г. Ханты-Мансийске. Надо отметить, что в эти годы храм Евфимия Великого был единственным действующим храмом на территории современной Югры. Поэтому интерес к этой церкви и служившему в нем игумену Парфению у историков и краеведов велик. Тем более, что  мы только начинаем открывать эти страницы нашей истории.

Игумен прошел десятки лет лагерей. В 1947 (в других источниках – 1945 году) был освобожден из заключения и поселился в городе Котлос Архангельской области. Дальше идет опять временная неопределенность, связанная с датой его приезда в Шапшу. Одни источники называют – 1948 год, в других говорится о 1950. В виртуальном музее «История ссылки и спецпереселений в ХМАО-Югре 1920-1950-ые г.г.», созданном сотрудниками Музея природы и человека звучит иная дата — 1954 г. Хочется верить, что когда-нибудь мы будем иметь более достоверные исторические данные. Но вот последний год его служения у нас в Югре мы знаем теперь точно — 1959 г.

В представленных документах есть такие, которые ярко характеризуют  богоборческую обстановку, которая царила в те годы в нашей стране. Игумен пишет объяснительную на имя правящего архиерея. Он отвечает на жалобу, суть которой  в том, что якобы священник продает освященную воду. Игумен отрицает продажу воды. Есть еще один интересный момент, о котором пишет уже правящий архиерей. Автор жалобы также указывает на то, что игумен проводит нелегальные молитвенные собрания на домах верующих в Ханты-Мансийске. Архиерей не отрицает данный факт, но не обвиняет священника, а  сетует, мол, так не надо было поступать. Также в письме говорится о том, что в городе есть представители истинно-православных христиан, которые не подчиняются советской власти. Письмо архиерея — это образец дипломатии Церкви в отношениях с властью. Церковь вынуждена была так действовать в тех условиях.

Ну а то, что игумен и после продолжал проводить молитвенные собрания, свидетельствуют верующие жители окружного центра. Личность этого удивительного, «настоящего» пастыря, как сказала одна из его духовных чад, нам еще предстоит оценить. Прошедший лагеря, бывший много раз на волоске от смерти, он никогда не отрекался от православной веры, и во многом помог сохранить огонек Православия в сердцах ханты-мансийцев.

В 2015 году в Шапше возведен деревянный храм в честь преподобного Евфимия Великого. Думается, построен он в том числе и по молитвам праведника, служившего когда-то в нем – игумена Парфения Невмержицкого.

Светлана Поливанова,
Секретарь епархиальной Комиссии по канонизации святых.

Галерея