Незабвенный пастырь Царской Руси. Жизнеописание Московского чудотворца протоиерея Валентина Амфитеатрова
23.12.2016|12:26
Когда подходишь к стенам Московского Кремля, любуясь золотыми главами белокаменных соборов, невольно представляешь век девятнадцатый, когда сердце первопрестольной столицы билось ровно, величественно и победно.
Соборная площадь: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, колокольня Ивана Великого, царские палаты, терема, монастыри и храмы в Кремле — все дышало древностью Святой Руси, православием.
«Ни один другой город не вмещает в себя столько священных предметов: храмов Божиих, обителей иноков и нетленных мощей святых угодников, — писал о Москве известный историк Г. П. Георгиевский, — широко раскинулась она на семи холмах, опоясанная зеленью пригородных рощ, садов и полей. Всякий дивится красоте древнего города. Кто видит Москву в первый раз,изумляется этому морю домов и церквей с сверкающими, как свечи, куполами и крестами, когда вся вдруг предстанет она его взорам с какой-нибудь окрестной высоты, от одного края до другого, на пространстве 10 верст».
Наверное, таким же удивлением и радостью наполнилось сердце молодого воспитанника Киевской Духовной семинарии Валентина Амфитеатрова, когда он впервые посетил город «сорока сороков». Полюбив Москву всей душой, он называл ее «целительницей душевных недугов» и мечтал после окончания Духовной академии остаться в столице навсегда. Но только спустя 17 лет Промыслом Божиим он был призван на служение в «град богоспасаемый и царелюбивый», чтобы своими подвижническими трудами умножать ее славу.
Будущий великий духовник, молитвенник и проповедник отец Валентин Амфитеатров родился 1 сентября 1836 года (по старому стилю), в день преподобного Симеона Столпника, в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии. Он принадлежал к известному роду Амфитеатровых, из которого вышли церковные иерархи — митрополит Киевский и Галицкий Филарет (1779-1857), архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (1815-1879) и другие усердные труженики на ниве Христовой. Родители отца Валентина, протоиерей Николай и Анна, были людьми добрыми и милосердными. Отец Николай помогал людям исцелять не только душевные, но и телесные недуги. К нему приезжали страждущие из разных губерний, которых он лечил травами. Ему во всем помогала благочестивая супруга Анна. Вспоминая о своей матери, сам батюшка Валентин называл ее святой женщиной.
В 1858 году Валентин Николаевич Амфитеатров закончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен инспектором и учителем в Калужское Духовное училище. В 1859 году был перемещен в Калужскую Духовную семинарию учителем всеобщей гражданской и русской истории и греческого языка, а затем и преподавателем словесности. В 1860 году отец Валентин был рукоположен в священники и получил приход в городе Калуге, в церкви Благовещения. Вскоре батюшка был переведен в собор города Лихвина с занятием должностей благочинного и цензора проповедей; в 1866 году произведен в сан протоиерея.
Отец Валентин женился в Калуге на дочери протоиерея Иоанна Чупрова Елизавете. В семье Амфитеатровых было четверо детей: старший сын Александр и три дочери: Александра, Любовь и Вера.
С 1874 года батюшка служил в Москве. Это был самый плодотворный период деятельности протоиерея Валентина, который увенчал его славой чудотворца. «Московский утешитель» — так называл народ своего пастыря, и молва о нем разнеслась по всей России. Отец Валентин был определен в древнейшую церковь святых равноапостольных царей Константина и Елены, что в Тайнинском саду Кремля. (Церковь документально известна с 1627 года. Разрушена в 1927 году).
В книге Анны Ивановны Зерцаловой (духовной дочери отца Валентина) «Истинный пастырь Христов», изданной до революции, описывался один из многочисленных случаев чудесного исцеления по молитвам пастыря хромой женщины. Она ходила на костылях. Однажды во сне женщина увидела, что неизвестный ей священник отслужил молебен о здравии, и она была исцелена. Больная долго искала пастыря, обходя церкви. Когда же пришла она в храм, где служил батюшка Валентин, то к большой своей радости узнала в нем приснившегося ей священника. После молебна она обратилась к отцу Валентину: «Я Вас видела во сне, и Вы исцелили мою больную ногу». Женщина стала просить батюшку, чтобы он помолился за нее. Отец Валентин встал перед образом Царицы Небесной «Нечаянная Радость» (Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» находится в московском хроме святого Пророка Божия Илии в Обыденском переулке) и горячо со слезами молился. Потом, обращаясь к болящей, сказал: «Дай костыль!» Когда женщина отдала ему костыль, батюшка поставил его возле образа Царицы Небесной. Вдруг она почувствовала, что кто-то ее сильно ударил по ноге, и вскрикнула. При этом больная нога ее опустилась на пол, и женщина смогла свободно передвигаться, наступая на исцеленную ногу.
Протоиерей Валентин был ревностным священником, искренне любящим людей. Его современник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, говорил приезжавшим к нему москвичам: «У вас в Москве есть свой великий пастырь — отец Валентин, который лучше меня, к нему и обращайтесь».
В 1892 году батюшка был переведен настоятелем в Архангельский собор Кремля. Он утешал своих многочисленных прихожан, которым нелегко было расставаться с благодатными службами в небольшом храме Константина и Елены: «О чем вы горюете? Я там буду старшим. Вы не плачьте. Как здесь ходили ко мне, так и там будете».
С назначением отца Валентина в соборе началась новая жизнь. Батюшка строго следил за правильным исполнением церковной службы. Но начался тайный ропот, т. к. незаурядный талант и широкая известность пастыря вызывали у многих зависть и раздражение. Ему чуть было не пришлось расстаться с собором. Но в 1895 году храм был объявлен придворным, что избавило настоятеля от многих неприятностей и канцелярских придирок.
Отец Валентин приезжал в собор в 8 часов утра. Во время утрени он начинал исповедовать. Служа, он порой доходил до полного изнеможения. На исповедь батюшка брал не по очереди, но по указанию Божию. «Я тех беру, кого мне Сам Господь велит взять», — говорил пастырь и выбирал кого-нибудь из толпы. Отец Валентин призывал своих духовных чад к частой исповеди и причащению Святых Христовых Тайн, считая, что лишь с помощью благодатных таинств можно возродить душу. В храме, где он служил, всегда было много говеющих даже вне поста.
Духовная немощь, физические страдания, душевные потрясения людей вызывали в пастыре всегда такое сострадание, что он готов был все взять на себя. «Я ваши грехи на себя беру» — бывало говорил батюшка исповедующимся. Все прощал он, требуя от человека лишь одного — стремления к Господу и чтобы огонек веры, надежды, любви, возжженный им, не угасал.
В соборе, слева от Царских врат, в нижнем ярусе находился особо чтимый образ Богоматери с Предвечным Младенцем в сиянии, известный под названием «Благодатное Небо».
Во время акафиста, вознося горячие молитвы Царице Небесной, отец Валентин просил Ее утешить страждущих, умягчить озлобленных, спасти погибающих. Владычица принимала усердные прошения и, также как в храме святых равноапостольных Константина и Елены, в соборе стало происходить множество чудес и исцелений по молитвам пастыря. С благоговением относился батюшка к Архистратигу Михаилу, образ которого располагался по правую сторону от Царских Врат. Веру и любовь о. Валентина к небесному покровителю собора перенимала и его паства. Прикладываясь к мощам мучеников Царевича Димитрия, князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора, батюшка говорил: «Смотрите, дети мои, вот вам высокий пример подражания, столпы веры и православия, которые своей мученической смертью показали, как надо крепко, непоколебимо стоять за веру и истину. Они не устрашились никаких мучений, твердо стояли за Христа, за свою святую Родину, за драгоценную святыню православия! Смотрите и поучайтесь!»
Господь открывал отцу Валентину самое сокровенное в людях, их прошлое и будущее, поступки, тайные желания и благодатные видения.
У его духовной дочери Пелагеи Ивановны Петуховой жила бедная женщина Ксения. Однажды во время службы, обращаясь к народу, отец Валентин сказал: «Ксения сильно больна, ох, как сильно больна Ксения. Скажите ей, чтобы она никуда пешком не ходила, даже в собор». Но Ксения не исполнила совета пастыря и пошла в собор. Дорогой она упала и повредила себе почки. Вскоре она пришла к батюшке на исповедь. Он взял ее и сказал: «Как я рад твоему светлому уголку!» При этом батюшка дал Ксении образок Божией Матери «Владимирская» и добавил: «А кто там у тебя есть, пусть это тебе положит в гроб». Ксения, придя домой, все рассказала своей хозяйке и вскоре слегла на одр болезни. Пелагея Ивановна не имела возможности постоянно находиться возле больной. Она вышла но кухню, вдруг Ксения стала стучать в стену. Когда Пелагея Ивановна подошла к ней, Ксения спросила: «Смотри скорее, видишь?» — и указала в сторону окна. Хозяйка ответила, что ничего не видит. «Если не видишь, то и не скажу», — сказала больная. Но Пелагея Ивановна уговорила ее рассказать о видении. Ксения произнесла: «Я вижу Животворящий Крест Господень и Спасителя в терновом венце, все поклоняются Ему». Это радостное состояние Ксении было недолгим, и оно отошла в вечность. Пелагея Ивановна приготовила ее к погребению, чудом подоспело помощь в деньгах. Похоронив Ксению, женщина пришла к батюшке. Он, благословляя ее, сказал: «Ах, ты, слепенькая моя, так ничего и не видела. Ах, как жаль мне тебя, что ты ничего не видела».
Служа в храме, отец Валентин продолжал работу дома, принимая посетителей, отвечая на письмо и телеграммы. Выкраивая время, он составлял проповеди, писал духовные сочинения.
Известны его труды: «Библейская история Ветхого и Нового Завета», «Великий пост. Духовные поучения», «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей», «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896 — 1902 гг.», «Очерки из библейской истории Ветхого Завета от Иисуса Навина до воцарения Давида» и другие произведения.
Преосвященный Иосиф Воронежский, отличавшийся особым духовным разумом и прозорливостью, но бывший уже на покое из-за потери зрения, зная о жизни и трудах отца Валентина, пророчески сказал: «Как бы ему не надеть такой же схимы, как у меня»…
В марте 1902 года отец Валентин ослеп. Пришлось оставить служение в соборе, но батюшка, превозмогая мучительный недуг, в течение 6 лет окормлял паству дома, отдавая последние силы людям. 18 июля 1908 года батюшка последний раз принимал посетителей, а 20 июля (по старому стилю) мирно почил о Господе.
Место погребения отца Валентина на Ваганьковском кладбище стало сразу привлекать паломников. Сюда спешили угнетенные скорбью, страдающие различными болезнями. Люди верили в целительную силу, исходящую от могилы праведника, и многие, по вере своей, получали помощь. С утра до вечера здесь служились панихиды. Но наступали новые времена — эпоха гонений на веру христианскую, на Православие.
Беззаконие не обошло могилу протоиерея Валентина. Ее разрушили, а верующим запретили там собираться. Но старания богоборцев оказались напрасными. Рассказы о чудотворной могиле на Ваганьковском кладбище передавались из уст в уста.
К ней стремились, несмотря на запреты властей. В 40-х годах на этом месте был устроен участок Братских захоронений воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Но многие помнили могилу батюшки до ее уничтожения, поэтому место захоронения протоиерея Валентина определить было несложно. Со временем для почитания была выбрана одна из сорока братских могил. Она всегда украшена цветами.
Сейчас среди мемориала, рядом с братской могилой, почитаемой народом стеллой, величественно простирается к небу большой дубовый крест. К 90-летию со дня кончины протоиерея Валентина Валаамское подворье г. Москвы добилось разрешения государственных инстанции, и снова, спустя десятилетия, несмотря на безбожные бури, над местом захоронения московского чудотворца — крест, как знамя победы.
Нескончаем людской поток к могиле праведника. Люди идут сюда с верой и надеждой. И в наше время продолжают совершаться чудеса и исцеления по его молитвам.
Рассказ Кирилла А. о чудодейственной помощи отца Валентина Амфитеатрова.
Это случилось со мной в 1995 году на острове Кипр, где довелось в нелегкое для меня время подрабатывать в местной гостинице.
Работа была тяжелой, но по окончании ее я должен был получить соответствующую плату. Это было для меня очень важно, потому что я оказался на чужой земле один, без всякой моральной и материальной поддержки. Когда работа была закончено, то всем, с кем я работал, выплатили жалование, а мне не заплатили ничего. Пришел я в бухгалтерию этой гостиницы за объяснениями. Мне привели какие-то неубедительные доводы и сказали, что я должен обратиться к директору, который уехал в данный момент куда-то на неделю. Мне сказали, что я вряд ли чего-то добьюсь, ток как срок действия визы на Кипре уже заканчивался, и мое положение здесь становилось полулегальным. Прошло какое-то время, я пошел в эту гостиницу за выяснением в третий раз и встретил бармена, который в свое время меня сюда устроил. Я спросил его, зачем же меня сюда взяли, если я не могу рассчитывать на получение обещанной платы за свой труд. А он ответил: «Вообще не приходи сюда больше! Ты мне создаешь много проблем!»
Я сильно расстроился, не знал, что делать. И решил в следующий раз, когда пойду вновь за объяснениями, как последнюю надежду, взять с собой мешочек с землей с могилки отца Валентина. Эту землю перед моим выездом из России на Кипр дала мне в путь моя мама. Я зашел снова в бухгалтерию. Там на меня все недружелюбно смотрели. Я снова спросил про зарплату, а мне ответили: «Нет, ничего по Вашему вопросу не решилось». И тогда, надеясь только на помощь батюшки отца Валентина, я опустил руку в карман, где в мешочке была заветная земля, взял щепотку этой земли и бросил перед собой. В тот же миг девушка-бухгалтер повернулась ко мне и сказала: «Погодите минутку, кажется, для вас что-то есть». Выяснилось, что подпись директора о выплате мне зарплаты уже стояла. Бухгалтер сама выписала мне чек, а я, несказанно удивленный и обрадованный, стал благодарить батюшку Валентина, по молитвам которого Господь наш дал мне помощь и не оставил меня.
Свидетельство Елены Ивановны С. (город Москва)
О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове я узнала из небольшой статьи в газете «Клюква», прочитав которую, я поехала но Ваганьковское кладбище, чтобы найти место захоронения московского чудотворца, в надежде получить помощь и исцеление от своей болезни. Я страдала тромбофлебитом — тяжким сосудистым заболеванием ног. Три хирурга меня осматривали, но не могли определить, какая у меня болезнь. Я сама нащупала три тромба в сосуде. Подтверждение дал хирург городской больницы №1 г. Москвы и назначил лечение, выписав больничный лист и лекарство. Три дня я пила таблетки, бинтовала ноги эластичными бинтами. На четвертый день я снова обратилась к врачу в поликлинику при той же больнице, но хирурги не стали смотреть мои ноги, ограничились тем, что продлили больничный, и я поехала домой. Дома я стала задыхаться, хотя никогда одышкой не страдала. Состояние мое ухудшилось, а затем стало совсем тяжелым. Я позвонила знакомой, которая убедила меня срочно поехать в приемный покой городской больницы №1, где я начинала лечение и в которой работала медицинской сестрой в реанимации. В больнице меня сразу посадили на каталку, чтобы я не двигалась, сделали рентген. Поставили диагноз — тромбоэмболия. Врачи настояли на том, чтобы я не уезжала домой. На следующий день после обеда мне сделали операцию. В больнице я пролежала полтора месяца. В 1986 году я перешла работать из 1-й городской в 17 больницу(в Солнцево)палатной медсестрой также в реанимацию. После операции ноги продолжали болеть. Мазала их мазями, перепробовала почти все доступные мне средства, но улучшения не чувствовала.
Когда я прочитала статью о батюшке Валентине и пришла первый раз на его могилку в 1989 году, то помолилась и взяла земельки, завернула в тряпочку и этим кулечком потерла ноги. Облегчение почувствовала сразу. Как будто кровь горячо полилась по сосудам. Это чувство я испытывала всегда с начала моего лечения благодатной землей.
Об этом я рассказала своим родственникам, знакомым, и многие из них стали обращаться к отцу Валентину, прося помощи и заступничества.
Я стала часто приходить к месту захоронения батюшки, с благодарностью принося свечи, цветы. После посещения чудотворной могилы на душе всегда становится радостно, спокойно. Таблеток больше не принимаю, а бинты давно сняла.
Свидетельство Валентины Петровны Ф. (город Москва)
В 1993 году (30 сентября) моей маме Кузьменковой Наталье Александровне сделали гинекологическую операцию в онкологическом институте имени Герцена. Ей тогда было 68 лет. Операция прошла успешно, но на третьи сутки у больной образовался тромб. Состояние стало тяжелым, и маму отправили в реанимацию. Через несколько дней тромбоэмболия повторилось. Врачи предполагали, что тромб в легких, так как мама не могла дышать. Ее перевели на аппаратное дыхание. В сознание мама не приходила. Врачи предупредили, чтобы я была готова ко всему, никто не надеялся на выздоровление. Нянечка из гинекологического отделения, женщина верующая и очень добрая, видя мое горе, посоветовала мне поехать на могилку протоиерея Валентина Амфитеатрова, на Ваганьковское кладбище, и попросить его помощи. На кладбище я быстро нашла могилку батюшки и молилась, стоя на коленях. В церкви заказывала молебны о здравии и приносила святую воду в больницу. По совету нянечки, я посыпала кровать мамы песочком, взятым с могилки отца Валентина и, завернув песочек в бумажку, положила в послеоперационный бандаж. К удивлению врачей, мама стала поправляться. В реанимации она находилась 23 дня. По выздоровлении мы вместе с ней поехали на могилку батюшки Валентина с благодарностью, потому что по его молитвам мама осталась жить.
Имя доброго московского пастыря протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова становится все более известным нашим современникам. Возрождается благочестивая традиция почитания угодника Божия. Не только москвичи, но люди из разных мест России, из-за границы приезжают, чтобы помолиться у могилки батюшки, попросить его помощи.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II идет подготовка к канонизации протоиерея Валентина, собираются свидетельства благодатной помощи по молитвам пастыря, изучаются материалы, проводятся исследования, связанные с определением точного места его захоронения. Верю, что скоро, милостью Божией, имя отца Валентина будет прославлено всей Церковью. Канонизация явится осознанием и подтверждением святости жизни нашего предстателя перед Престолом Божиим в Церкви Небесной. Это особенно важно и необходимо в наше время, полное опасных перемен и тревог за судьбу страждущей России.
Перед своей кончиной батюшка, заботясь о нас, говорил: «Когда умру, идите на мою могилку и поведайте мне все, что вам нужно, и я услышу вас. И не успеете вы еще отойти от нее, как я все исполню и дам вам. Если кто даже и за версту от моей могилки обратится ко мне, то и тому я отзовусь.» (А. И. Зерцалова «Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора, протоиерея В. Н. Амфитеатрова», М., 1910, стр. 87).
Сила любви о. Валентина способна исцелить самые искалеченные души, привести к вере тех, кто не знает, где приклонить голову и найти утешение, кто до сих пор сомневается в том, что церковь — наш родной дом, о угодники Божии — самые искренние друзья. Внимая завету пастыря, будем же чаще обращаться к нему, с верой и надеждой притекая под спасительный кров его молитв и заступления.
Елена Бочарова