logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Небесный покровитель земли Сибирской

08.11.2016|12:21

2375
0

Святые – это  христиане, которые, услышав Божественный призыв Христа, следовали за Ним до последнего своего издыхания, которые ни во что вменили блага земные ради Царства Небесного. Святые во все века и до нашего времени являются примером и образцом для всех православных христиан.

Святитель Нектарий, архиепископ Сибирский и Тобольский, являет собой яркий пример христианского жительства. Он известен просветительской деятельностью, строгим иноческим подвижничеством, святою и богоугодною жизнью.

В 1587 году в Осташкове на берегу великого озера Селигер в благочестивой семье Теляшиных появился на свет мальчик Николай, будущий Святитель Сибирский и Тобольский. Родители Николая были очень богобоязненны и жили по всем правилам Православной Церкви. Они воспитывали ребёнка своим примером, своею жизнью. Поэтому с малых лет Николай мечтал посвятить свою жизнь Богу – стать монахом.

С 12 лет он был отдан на воспитание в Нило-Столобенскую пустынь на попечение иеромонаха Германа. Здесь он изучал азы чтения и письма, церковного пения и порядок богослужения. Именно в это время молодой подвижник смог постигнуть основы послушания и аскезы. Воспитатель был строг и суров к молодому воспитаннику. Но спустя годы, будучи архиепископом Тобольским, он с благодарностью вспоминал об этих строгостях: «Пастырь мою плоть сокрушал, а душу мою спасал. Того ради и тело моё начальник бил, чтобы душа моя тёмная светла была и бела, а не черна»

После двухлетнего обучения в 1601 году Николай был пострижен в монашество с именем Нектарий. Первые годы Нектария в монастыре были очень тяжёлые. В письме одному московскому боярину в 1639 году он писал: «Как мне забыть труды и раны, глад и жажду, наготу и босоту? И до смерти мне надобно помнить, какова милость Божия надо мной, грешным, была в пустыни и что мы кушали: вместо хлеба траву папорот и кислицу, ухлебник и дягиль, дубовые желуди и дятловину, и с древес соснову кору отмывали и сушили и, с рыбой смешав, вместе истолкши, ели, а гладом не уморил нас Господь».

Испытанные юным подвижником скорби, нужды и лишения рано приучили его к терпению, бережливости, труду, воздержанию. О каких-нибудь суетных удовольствиях он  даже и не помышлял. В свободные от исполнения обязанностей часы Нектарий употреблял на чтение и списывание церковных книг.

 Нектарий ещё в молодые годы являлся мужем крепким по духу, благоразумным, сведущим в Божественных писаниях. Герман видел в нём благонадёжного преемника по управлению монастырём. Перед самой кончиной он даже взял с  ученика клятву до смерти жить в монастыре и не переходить ни в какой другой. За нарушение этой клятвы Нектарий обрекал себя на лишение вечного блаженства!

В год смерти  отца Германа Нектарию было всего двадцать семь лет, но он уже пользовался таким уважением, что сразу же был избран на опустевшее место  настоятеля. Много усилий приложил святитель Нектарий для процветания Нило-Столобенской пустыни. Своими благоразумными распоряжениями, своим умом и благочестивой подвижнической жизнью он обратил на себя и на обитель внимание новгородских архипастырей, боярина князя Б.М. Лыкова, в вотчине которого находился монастырь, и некоторых других знаменитых особ духовных и светских. Все они оказывали монастырю разного рода благотворения. В это время на территории монастыря строились и благоукрашались новые храмы, появлялись богатые иконы, драгоценная утварь, книги. Митрополит Новгородский Макарий в 1620 году возвёл отца Нектария в сан игумена, а обитель освободил от взноса церковной дани.

Отец Нектарий, снискавший себе всеобщий почёт и уважение, обратил на себя особое внимание и царя Михаила Федоровича, который благоволил ежегодно отпускать из своих царских доходов в монастырь некоторое количество хлеба, денег и съестных припасов. В 1628 году по делам монастыря игумен Нектарий был в Москве и его пригласили в царский дворец. Царю Михаилу он преподнёс просфору и предсказал рождение наследника, что вскоре и сбылось: 5 февраля 1629 года на свет появился царевич Алексий.

В 1636 году, когда встал вопрос о том, кто займёт Сибирскую кафедру вместо умершего в Тобольске архиепископа Макария, в Москве решили, что это будет игумен Нектарий. И 7 февраля этого же года он принял от патриарха Иоасафа хиротонию в архиепископа.

1 апреля святитель Нектарий прибыл на Сибирскую землю. Тяжело ему было, привыкшему к пустынному безмолвию, нести бремя управления обширной епархией среди разноплеменного населения, а особенно тяготила его клятва, данная им покойному  отцу Герману.

Несмотря на многочисленные заботы об епархии, архиепископ Нектарий продолжал переписываться с братией родной пустыни, посылал им свои наставления, а через четыре года испросил разрешение вернуться. Разрешение было получено 28 декабря 1639 года.

Хотя недолго управлял архиепископ Нектарий Тобольской епархией, но за это короткое время оставил о себе добрую память. Видя его самоотверженные труды в духовном наставлении  сибиряков, для укрепления их в вере, Божия Матерь явила свою чудотворную икону уже в первый год его пребывания в Тобольске. В 1636 году началось строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» положившего начало Абалакскому Знаменскому мужскому монастырю.

Возвратившись обратно в Нилову пустынь, святитель Нектарий через некоторое время опять принял монастырь в свое управление. После этого внимание царственных особ, государственных сановников и разных благотворителей к Ниловой пустыни усугубилось. При таких благоприятных условиях святитель постепенно построил новые и обновил старые здания монастыря. В 1622 году была возведена вторая деревянная пятиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1635 года построена церковь Богоявления Господня. Святитель устроил больничные и гостиные кельи, обнес монастырь оградой, а над воротами поставил новую восьмистенную колокольню.

Им были заведены на Столобном острове два яблоневых сада в 500 деревьев и хлебопашество на ближних пустошах, а также построены две водяные мукомольные мельницы на речках Сороге и Сиговке. В правление святителя Нектария значительно пополнилась ризница обители. В Осташкове, а позднее в Новгороде и Москве открылись монастырские подворья.

Но особенно настоятель заботился о духовном росте братии монастыря. Для этого он собрал немалую по тем временам библиотеку, состоящую из книг преимущественно душеполезного содержания. Не упускал он удобного случая назидать братию, как словом, так и примером своей строгой подвижнической жизни.

Труды владыки Нектария по созиданию монастырской жизни оказались весьма благотворны как для самой обители, так и для всей Русской Церкви. Нилова пустынь, помимо зданий и храмов, со временем украсилась ещё и иноками подвижнической, добродетельной жизни, которые впоследствии возводились на должности настоятелей монастырей в разных городах России, а некоторые из них удостоились получения высшей почести – архиерейского сана.

В 1667 году, уже восьмидесятилетним старцем, святитель Нектарий поехал в Москву,  там он заболел и 15 января 1667 года скончался, успев перед кончиной сподобиться великой схимы. Честные останки святителя были отправлены в пустынь, и сам царь Алексей Михайлович 22 января провожал их пешком за пределы Москвы. В феврале тело святого было погребено в пустыни Тверским архиепископом Иоасафом.

Добрая память о нем сохранилась в веках, а через триста с лишним лет по кончине владыка Нектарий был прославлен в лике святых. Его мощи находились под спудом в Ниловой пустыни и были обретены в мае 2002 года. Через триста с лишним лет Господь прославил святителя Нектария, даровав ему святительский венец на Небесах, нам же на земле – нового заступника.

Великой милостью Божией в ноябре 2012 часть честной главы святого была доставлена в Кафедральный собор Воскресения Христова г. Ханты-Мансийска из Нило-Столобенской пустыни Тверской епархии. И вот уже четвертый год прославляется на Югорской земле святитель Нектарий – сибирский святой, вернувшийся на прославленную его молитвенными трудами землю.

Так оставим же в этот день житейские попечения, воззрим на того, кто уже достиг столь желанной цели – Царства Небесного, своей жизнью явил нам пример христианского жительства и обратимся к нему с молитвенным прошением: святителю отче Нектарие, моли Бога о нас!

Надежда Каштанова