Меняла и его жена. Художник: Маринус ван Реймерсвале
На уроках по Основам православной культуры с учениками с четвертого по девятый классы нашей Ханты-Мансийской Православной гимназии говорили о богатстве. По итогам общения получилось составить следующий ниже диалог. Думаю, он может быть полезен родителям и воспитателям как некое методическое пособие для беседы с детьми о материальных благах.
– Нужны ли людям деньги?
– Да, нужны.
– Для чего?
– Для удобной жизни на земле. Деньги являются пищей и кровью экономической деятельности общества.
– Что за них можно купить?
– Еду, одежду, жилье, транспорт и другую технику, билеты в театры, кино, музеи и выставки, книги. Деньги дают возможность больше учиться, развлекаться, путешествовать и отдыхать; лечиться, когда заболел; помогать близким и всем нуждающимся.
– А чего нельзя купить за деньги?
– Здоровье и молодость, спокойную совесть и душевный мир, взаимопонимание и уважение, дружбу и любовь, правду и честность, веру, доверие и верность, искренность и открытость, долг и ответственность, мудрость и рассудительность, доброту и милосердие, смирение и прощение, признательность и благодарность, праведность и святость, душу, Бога и вечно блаженную жизнь. Душевные и духовные свойства, добродетели, идеалы, идеи и ценности, Божию благодать нельзя ни продать, ни купить. Все это не имеет цены в денежном и материальном выражении.
– Почему?
Деньги – это изобретение человеческое для устройства земной жизни
– Потому что деньги – это изобретение человеческое для устройства земной жизни; они сами материальны и предназначены для организации обмена материальными вещами, их приобретения и продажи в обществе. Бог же, душа и возникающие в их общении духовные блага выше денег, находятся совершенно за пределами их обращения и использования. Деньги и все с помощью них приобретаемое – материально, временно, преходяще, тленно и конечно, как и вся земная жизнь человеческая. То, что строится на одних деньгах, обречено на разрушение и гибель. Все, что выше и дороже денег, напротив, духовно, вечно, непреходяще, нетленно и неуничтожимо. То, что строится на Боге и Его благодати, предназначено для бесконечной блаженной жизни.
– Как же все это приобретается?
– Даруется Богом в ответ на усердное стремление к Нему; просто сообщается от Него людям, принимающим эти дары в свободном подвиге самоотречения и служения, по мере сотрудничества и общения с Ним. «Дай кровь и прими дух», – говорят об этом святые отцы, под «кровью» имея в виду жертвенную любовь к Богу, а под «духом» – благодать Божию.
– Могут ли деньги сделать человека счастливым?
– Многие люди думают, что могут, но они ошибаются.
– В чем же их ошибка?
– Деньги на какое-то время могут удовлетворить телесные и отчасти душевные нужды человека и тем самым создать у него ощущение счастья. Но оно будет непрочным, кратковременным, обманчивым, относительным и неизбежно завершится разочарованием и горем.
– А если у человека будет много денег?
– Тем более он не будет счастливым, если будет полагаться на одно богатство.
– Почему?
– Потому что, когда человек богат, он зачастую начинает превозноситься над другими людьми, становится гордым и высокомерным.
– И что же в этом плохого?
– Гордые богачи подозревают других в том, что они хотят их обмануть и обворовать, раздражаются и гневаются, если с их имуществом что-то происходит, боятся его потерять, презирают бедных, завидуют тем, кто богаче и успешнее их, никому не доверяют, лишаются душевного покоя, в итоге оказываются в одиночестве, забывают о духовном, думая только об одном материальном.
– Получается, деньги и материальное богатство – это зло? Неужели именно в них заключается причина гордости, сребролюбия и других греховных страстей?
– Нет, материальное богатство – не зло и не добро. Деньги и все, что на них можно приобрести, – всего лишь средства, инструменты, которыми мы можем пользоваться как праведно, себе и ближним на пользу, так и греховно, себе и ближним во вред. Их просто не надо переоценивать, ожидая от них больше, чем они могут дать. Грех – не в них, но в их ложном восприятии, в страстной зависимости от них разума и воли. Когда человек считает материальные блага главными в своей жизни, ставит их выше всего, тогда он одолевается страстью сребролюбия. Сребролюбие затмевает разум, делает человека безумным[1], высокомерным, жадным, лукавым, бессердечным и жестоким, обрекает его на вечные муки[2].
– Если богатство не грех, то почему же среди богатых так много гордых, сребролюбивых, не верующих в Бога людей? И почему богатых так мало среди искренне верующих и воцерковленных?
– Во-первых, потому что, к сожалению, многие богатые получили свое богатство не праведным, а преступным путем (через обман, воровство, убийства, злоупотребление властью, бесплатное использование труда других). Поверить в Бога для них – значит признать свою греховность, свою ответственность перед Ним, свою подсудность Ему. Им проще и спокойнее считать, что Бога нет и что они ни перед кем не в ответе. Во-вторых, даже если богатство приобретено честным способом, оно дает человеку намного большие житейские возможности, чем у остальных. Богатые могут себе намного больше позволить в материальном плане, чем бедные. Человек быстро привыкает к комфорту, привязывается к нему и попадает в зависимость от него. Появляется искушение думать, что он лучше, удачливее, успешнее, талантливее, трудолюбивее тех, кто беднее его; что его богатство – это исключительно его заслуга. К сожалению, очень многие этому искушению поддаются, соблазняясь самолюбивыми мыслями о своем превосходстве. При этом таким людям чрезвычайно трудно, практически невозможно, своими силами смириться перед Богом, отказавшись от веры в себя ради веры в Него.
– Значит, для того чтобы спастись, нужно быть бедным, отказавшись от материального богатства?
Спасение всецело зависит от внутреннего состояния души, а не от внешнего материального благополучия
– Не обязательно. Некоторым людям Господь предлагал раздать их имение нищим и последовать за Ним, то есть стать Его ближайшими учениками, апостолами[3]. Однако это не было всеобщим повелением, для всех христиан. Бедность сама по себе не спасает, так же как и материальное богатство само по себе не губит человека. Спасают вера и смирение; губят неверие и гордыня[4]. При наличии смиренной и деятельной веры в Бога человек будет спасен, независимо от того богат он или беден. Если же в его душе живут неверие, зависть, осуждение, раздражение, ропот, гнев, злоба по отношению к другим людям, то ни о каком спасении речи быть не может. Пусть даже это душа самого последнего нищего. Спасение всецело зависит от внутреннего состояния души, а не от внешнего материального благополучия.
– Получается, ни богатство, ни бедность не спасительны сами по себе для человека?
– Да, Бог не смотрит на наше имущественное положение, Он смотрит на наши сердца[5]. Ему важно то, какими мыслями, желаниями, чувствами они наполнены, живут ли в них вера, надежда и любовь к Нему.
– Но ведь Сам Господь различает и даже противопоставляет бедных и богатых: например, нищего Лазаря и богача, одного возводя в рай, другого же ввергая в ад[6].
– В притче о богаче и Лазаре речь действительно идет о двух противоположных типах людей, но не просто о бедных и богатых, но о бедных, не привязанных ни к чему земному и все свое упование возложивших на Бога, с одной стороны, и о богатых, страстно привязанных к земным благам, все свое упование возложивших на имение свое. Если бы Лазарь при всей своей нищете не имел живой веры в Бога и чистого смиренного сердца, то не оказался бы на лоне Авраама. И богач, если бы имел деятельную веру, смиренное и милосердное сердце, не оказался бы в аду и был бы с Лазарем в раю.
– Почему же, по слову Христа, богатым трудно, фактически невозможно войти в Царство Небесное?[7] Почему предрекает горе богатым из-за того, что они уже утешены?[8]
– Второе утверждение содержит объяснение первого. До невозможности трудно войти в Царство Божие именно тем богатым, которые утешаются своим богатством, когда оно фактически занимает в их сердцах и душах место Бога, затмевает веру в Него. Именно в своем материальном благополучии они видят главный смысл всей своей жизни, источник надежды и веры в себя, свое земное счастье. Если они не покаются, не освободятся от страсти сребролюбия и не используют свои богатства на служение Богу и людям, то не наследуют спасения.
– Почему все-таки Господь особо акцентирует внимание на трудности спасения богатых среди всех людей?
– Христос призывает к покаянному обращению ради спасения в Царстве Божием всех людей, независимо от их материального состояния. Богатых же он выделяет из всех остальных потому, что они больше всех могут быть привязаны к земным благам. У богатых искушений и возможностей удовлетворять свои соблазны намного больше, чем у бедных. И потому им труднее с ними справляться. Они могут грешить намного разнообразнее, чем бедные, находясь в более уязвимом духовном положении. Заботясь об их обращении и спасении, Господь особо указывает на всю опасность ситуации, в которой они находятся.
– Господь ничего не говорит о людях среднего достатка. Может, этот срединный путь между богатством и бедностью наиболее благоприятен для счастья и спасения человека?
Материальная умеренность, так же как чрезмерность и недостаток, сама по себе не спасает
– Для земного, временного и мимолетного счастья, пожалуй, да; для вечного спасения в Царстве Небесном – нет. Материальная умеренность, так же как чрезмерность и недостаток, сама по себе не спасает. И у нее есть свои искушения, с которыми необходимо, но весьма трудно бороться: самодовольство и тщеславие от принадлежности к большинству, превозношение над бедными, зависть к богатым, осуждение тех и других, недовольство своим положением, нежелание довольствоваться тем, что имеешь. Еще раз подчеркну: неважно, в каком материальном положении находится человек – нищем, бедном, умеренном, богатом или сверхбогатом. Важно, обратился ли он к Богу всем своим сердцем, всем своим разумением, всей своей волей, всей своей душой; стал ли он относиться к материальным благам как к служебным средствам для добродетельной жизни ради спасения.
– Почему же тогда Господь в Евангелиях говорит о нищих духом, называя их блаженными и обещая Царство Небесное?[9]
– Согласно толкованиям святых отцов, под евангельской нищетой духа подразумевается не материальная бедность, но добродетель смирения, которая является источником всех остальных добродетелей, вводящих верующего в Царство Божие. Смиренный понимает, что весь он, его душа с телом, со всеми их свойствами и силами, способностями и талантами, а также все, чем он обладает, даны ему Богом и не являются его собственностью, которой он может распоряжаться, как ему заблагорассудится. Человек призван управлять вверенными ему духовными, душевными и телесными благами согласно с волей Того, Кто их ему даровал. При таком умонастроении человеку просто нечем гордиться. Ему остается только любить, благодарить и славить Господа, стараясь служить Ему всем, что у него есть.
– Да, смиренный человек не будет привязываться к материальным благам, сколько бы их у него ни было, понимая, что на самом деле они не его, но Божии.
– Безусловно. Смирение – это противоядие от сребролюбия. Оно позволяет победить как его, так и другие греховные страсти, привязывающие человека к миру. Вместо них через смирение на человека нисходит благодать Божия, в нем зачинаются и разрастаются добродетели Христовы. Так, по слову Господню, человек собирает сокровища не для себя, но в Бога богатеет[10].
– А слово «богатство» в русском языке образовано не от слова «бог»?
– Да, верно подмечено. «Богатство» образовано от слова «богат», которое в свою очередь произошло от общеславянского «бог». Языковеды утверждают, что слово «бог» издревле обладало двойным значением: мирским – в смысле «достояние, доля, счастье», и религиозным – в смысле «высшее существо, податель всего». Как видим, есть два понимания богатства, как в русском языке, так и в Евангелии: материальное и духовное, земное и небесное. Решая вопрос своего спасения, каждому приходится выбирать между ними. «Ибо, – по слову Христову, – где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34).