logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Митрополит Павел принял участие в заседании круглого стола «Цивилизационные ценности России в развитии мировой системы»

19.05.2023|20:47

610
3

19 мая 2023 года в Общественной палате Российской Федерации, в очно-дистанционном формате состоялось заседание круглого стола «Цивилизационные ценности России в развитии мировой системы».

Круглый стол посвящен осмыслению социального механизма формирования и функционирования цивилизации (русской модели жизнеустройства, в частности) и взаимодействия цивилизаций как парадигмы нового мирового порядка.

В работе заседания приняли участие: доктор социологических наук, директор и научный руководитель программы факультета государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления РАНХиГС Владимир Адамович Корнилович, и.о. директора ИГСУ РАНХиГС, кандидат технических наук Руслан Николаевич Корчагин, председатель Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по развитию сообществ молодых специалистов Ольга Михайловна Голышенкова, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития, институт философии РАН Владимир Григорьевич Буданов, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов, директор института нравственной культуры основатель дискурсивно-оценочной сети «Стратегия 24» Алексей Маулитжанович Сафиоллин.

В своём докладе  «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека», озвученном в режиме видеоконференции, митрополит Павел отметил:

«Хотел бы обсудить сложившуюся ситуацию в современном мире, обсудить, как наша страна, общество можем на неё повлиять, что каждый из нас на своём месте может сделать для её оздоровления и исправления. Очевидно, что глобальный мир пребывает в глубочайшем кризисе, его противоречия достигли таких масштабов что многие аналитики говорят о реальности 3-й мировой войны. Кризис может перерасти в непоправимую катастрофу с истреблением всего живого на планете. Главным проявлением современного глобального кризиса являются истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение новых, зачастую рукотворных, смертельных инфекций, отрыв миллионов людей от реальности, и в результате — погружение их в виртуальный мир, усиление влияния манипулятивных технологий на личное и массовое сознание.

Разработка систем, позволяющих обеспечить тотальный контроль над человеком и обществом, угроза экстремизма и терроризма, экономическое, политическое и военное противостояния великих ядерных держав, могущие привести к уничтожению всего живого на планете. Глобальный кризис, кроме внешних проявлений имеет также и своё внутреннее, духовное измерение. Философы, культурологи, социологи говорят об антропологическом кризисе, о кризисе понимания человеком самого себя, своего места, роли и предназначения в мире.

Идущие рука об руку процессы секуляризации, либерализации и глобализации привели к тому, что все традиционные устои и институты, благодаря которым исторически обеспечивалось выживание и развитие человечества, сегодня подвергаются разрушению и уничтожению. Мировоззренческий релятивизм подменяет собой важнейшие координаты добра и зла, прекрасного и безобразного, истинного и ложного в массовом сознании; культурные игры и ценностные эксперименты занимают место неизменных в своей основе традиций; намеренно размываются границы традиционной семьи, народов, государств, религий, Церкви.В этих условиях антропологический кризис, с одной стороны, выражается в массовом опыте одиночества, отчужденности, растерянности, неуверенности, страхе перед лицом современных вызовов, с другой, в настойчивом горделивом стремлении элитарного меньшинства отказаться от самой человеческой природы, улучшить и превзойти её, перейдя к новой форме и  сверх- человеческого существования.

Речь о тех учениях, практиках и технологиях, которые называются понятием «трансгуманизм». Представители трансгуманизма заявляют о том, что гуманизм, как вера в человека, исчерпал себя; наступает время перехода к другому качественно новому эволюционному этапу развития. Гуманизм, который в своё время пришёл на смену средневековому теизму, сегодня и сам отбрасывается. Начиная с эпохи Возрождения, отвергая Бога, западный человек утверждал самого себя. Теперь он отвергает себя ради утверждения чего-то иного. Как видим, отрицание Бога привело к отрицанию самого отрицающего. Таков закономерный и неизбежный конец богоборчества.

Современный мир раскалывается, разрывается не только в экономике, политике, социальной сфере, но и в культуре – в своих духовно-нравственных ценностных ориентирах, в своих сущностных смыслах.

И этот культурный, духовный раскол, по моему мнению, является самым опасным. Ведь, культурные ценности, главным хранителем которых всегда выступали традиционные религии, являются духовным иммунитетом каждого народа и всего человечества. Именно они возвышают нас над миром живой и неживой природы, делают нас людьми, человеками – существами, устремленными к вечности, к Абсолютному, к Богу.

Высшие религиозно-культурные ценности придают земной человеческой жизни мистическую глубину и вечную перспективу. Без них земное существование лишается своего вертикального измерения и низводится к примитивному горизонтальному и плоскому уровню животного удовлетворения материальных потребностей, ощущений, инстинктов.

Забвение традиционных духовных ценностей, к чему нас агрессивно подталкивает современный коллективный Запад, будет означать потерю человеком самого себя, его всецелую приземленность и подконтрольность стихиям мира сего – страстям себялюбия, чревоугодия, сребролюбия, блуда, тщеславия и гордыни.

Разве не их разгул мы сегодня наблюдаем на наших телевизионных экранах и в наших социальных сетях? Если у людей старшего поколения, выросших на великом русском и советском искусстве, укрепляемых религиозной верой есть что этому противопоставить, есть с чем сравнить, то у нашей молодежи и детей, формирующихся под влиянием информационного мусора из Тик-Тока, Ютуба, других соц-сетей наличествуют огромные проблемы с защитой своей души от тлетворной информационной агрессии. Они, зачастую, воспринимают её просто как развлекательный контент, не понимая, что происходит на самом деле, какой опасности они себя подвергают.

Утративший свою связь с отечественной духовной традицией человек становится легкой добычей манипуляторов и политиканов всех мастей, зарабатывающих свои финансовые и политические дивиденды, завладевая неокрепшим пластичным сознанием подрастающего поколения. «Лиши человека духовных ценностей, и он твой, делай с ним что хочешь!» — именно этим лозунгом руководствуются современные враги рода человеческого и в том числе нашей страны. Сегодня действительно выдвинуты глобальные вызовы для нашей страны и в целом для всего православного мира.Сегодня нам нужно противопоставить всем ухищрениям враждебных лукавых сил нашу верность и преданность тем вечным ценностям, которые происходят от Самого Бога. И верность эта должна выражаться не просто в красивых и правильных заявлениях, в ярких и эффектных манифестациях, но в масштабной, системной, всесторонней деятельности по защите, сохранению, передаче и развитию нашей традиционной духовной культуры. Это насущный вопрос духовной безопасности, от которой напрямую зависит безопасность душевная, телесная, национальная, наконец в целом безопасности нашего государства.

Защита духовного пространства должна выражаться в том, что я бы назвал духовной цензурой. Она предполагает радикальное очищение от всего, что чуждо традиционным духовным ценностям, и должна проводится на трёх основных уровнях: личном, общественном (гражданском) и государственном. Ведь, без личной самоцензуры, невозможна цензура всего общества, без которой, в свою очередь, не будет работать и цензура государственная.

 Президент Российской Федерации отмечает: «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается путем решения следующих задач:

Укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации;
Защита исторической правды, сохранение исторической памяти, преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства;
Укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, преемственности поколений россиян;
Реализация государственной информационной политики, направленной на усиление в массовом сознании роли традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, неприятие гражданами навязываемых извне деструктивных идей, стереотипов и моделей поведения;
Развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству…
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан на исторических и современных примерах….
Прежде всего, каждый лично должен отказаться от потребления низкопробной бездуховной продукции западной культуры и её российских аналогов. И только при этом условии будут действенны механизмы общественной и государственной цензуры. Никакие запреты и ограничения сверху не будут эффективны, пока человек сам не осознает необходимость своего духовного исцеления. Если мы хотим, чтобы наше общество очистилось и излечилось от анти-духовного мрака, сначала нужно очиститься и исцелиться нам самим. Как говорил наш великий святой преподобный Серафим Саровский: «Спаси себя сам и тысячи вокруг тебя спасутся».

 Мы часто слышим от многих политиков и отдельных руководителей – наш русский код, скрепы, духовность, нравственность и т.д. А с чего состоит русский код, с чего состоят наши русские скрепы, с чего состоит наша духовность и нравственность. Состоят они из нравственного закона данного человеку Богом- не убий; не укради; почитай одного только истинного Бога; не создавай себе кумиров (идолов), т.е. не поклоняйся твари, но Творцу; благоговейно произноси имя Божие, т.е. не произноси без нужды; шесть дней твори дела свои, а седьмой день недели посвящай Богу; почитай отца твоего и мать, чтобы тебе было хорошо, и чтобы ты долго прожил на земле; будь верным, свято храни семью, не предавай её, береги её; не обманывай; не завидуй.  Это и есть самые главные скрепи, все остальное идет мощным приложением и любовь к Родине малой и большой и хранение исторической памяти к героям Отечества и т. д.

Сохранение духовных ценностей значит бережное, благоговейное отношение ко всем сокровищам нашей традиционной отечественной культуры. Не только к их материальным носителям – памятникам, музеям, историческим местам, — но, прежде всего, к памяти наших святых, героев, талантов и гениев, к их великим свершениям, к тем идеалам, которыми все они руководствовались и вдохновлялись.

Передача духовных ценностей осуществляется через воспитание и образование, построенные на основе веры в Бога и исполнении Его заповедей, на проверенных веками и доказавших свою пользу достижениях и образцах для подражания. Наше образование должно образовывать, то есть формировать обучающихся по образу и подобию Божию, воспитание должно питать, то есть насыщать воспитанников полезной, созидательной, благой, прекрасной и истинной духовной пищей».

В ходе дискуссии на круглом столе обсуждались вопросы:

— человек во «времени» и «пространстве», движение социальной материи;

— культурные, социальные, политические и экономические императивы, институциональные системы, посредством которых осуществляется воспроизводство цивилизации как новой формы социальности;

— современный антропогенез и дисфункции цивилизации;

— методологические подходы к описанию условий и объяснению механизма перехода от глобализации к взаимодействию цивилизаций;

Круглый стол организован Институтом государственной службы и управления РАНХиГС совместно с Координационным советом при Общественной палате Российской Федерации по развитию сообществ молодых специалистов.

Галерея