logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел принял участие в работе III Парламентских чтений в Думе ХМАО- Югры

30.11.2022|23:49

631
23

30 ноября 2022 года митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел принял участие в работе III Парламентских чтений в Думе ХМАО- Югры в рамках регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

В парламентских встречах приняли участие депутаты Думы Югры, духовенство Ханты-Мансийской митрополии, представители департамента образования и науки Югры, руководители и специалисты профильных департаментов, представители администраций городов и районов округа, общественных организаций.

В приветственном слове глава Ханты-Мансийской митрополии отметил:

«Уважаемое высокое собрание! Досточтимые отцы, братья и сестры! Я хотел бы сердечно поприветствовать всех вас и поблагодарить за предоставленную возможность выступить в этом собрании. И еще, и еще раз хотел бы подчеркнуть важность прямого диалога представителей Церкви с представителями политической власти, интеллигенции, с представителями общественности. Вы имеете дело с созданием законов, действие которых распространяется на сотни тысяч людей нашего округа, и можно себе представить, что происходит в результате осуществления этих законов. Сегодня я хотел бы поделиться с вами некоторыми мыслями и наблюдениями, касающимися нравственного измерения закона и законотворческой деятельности, и о том, как современный человек должен отвечать на вызовы времени. Пока законодательство сохраняет фундаментальную приверженность традиционной нравственности, оно служит ограничению зла. Но, если нравственное измерение будет изгнано из законодательства, то закон превратится в опасное орудие дегуманизации общества. Сегодня мы являемся свидетелями того, что называется прогрессом. Мы видим своими глазами, как меняется мир, как развиваются средства связи, как развивается наука, как повышается уровень человеческого потребления, — все это и является проявлением прогресса. Если же нравственность, как я уже сказал, будет изгнана из законодательной сферы, то закон может стать орудием дегуманизации общества. Тогда парадоксальным образом возникает такое явление, как деградация прогресса. Прогресс — это движение вперед, а деградация — это умаление. Прогресс это расширение и развитие, а деградация — это сужение, это болезнь, которая может привести к застою и даже гибели организма. Реализуя свой творческий дар, человек меняет себя и окружающий мир. И законотворчество в этом смысле не исключение. Однако этот процесс находится в непосредственной зависимости от духовного и душевного состояния человека. Важно понимать в связи с этим, что законотворчество — это не согласование существующих практик поведения в усредненную норму, не достижение компромисса и баланса среди разнонаправленных интересов общественных сил. Законодательный процесс имеет своей целью нечто гораздо большее. По своему существу законодательство призвано быть подлинным творческим актом, ставящим своей целью созидание максимально благоприятных условий для жизни и развития человеческого сообщества. На компромиссе такую идейную парадигму построить невозможно. Однако мы видим, как сегодня на наших глазах во многих странах происходит активный процесс отделения нормативной сферы от нравственного базиса, что, как я только что сказал, угрожает превратить законодательство в опасное орудие дегуманизации общества. Даже трудно себе представить, что мы дожили до того времени, когда об этом нужно говорить как о проблеме. Всегда было настолько очевидным, что всякое свободное произволение человека имеет своим ограничением ответственность — перед Богом, перед законом, перед товарищами, перед семьей. Сегодня ответственность отрывается от свободы, отделяется от свободы. Свобода провозглашается высочайшей ценностью сама по себе, вне всякого контекста, связанного с ответственностью, в том числе нравственной ответственностью. В нашей стране этот процесс, к счастью, имеет противоположное направление. Сегодня уже всё больше сил осознают необходимость нравственного измерения своей деятельности, а нравственные категории уже получили законодательное закрепление. Будущее нашей страны определяется нашими делами, добрыми или злыми, здесь и сейчас, в каждый момент, когда мы можем явить свою волю. Нам всем нужно помнить важную вещь: мы единый народ, наше будущее зависит от способности быть братьями и сестрами друг другу, защищать тех, кто требует помощи. Новым угрозам и вызовам мы призваны противопоставить общественную солидарность и способность к совместным действиям. Коронавирусная инфекция стала для нас своего рода проверкой на прочность. Уверен, что накопленный нами в это непростое время опыт будет важен для дальнейших совместных действий представителей государственной власти, общества, религиозных общин в социальной сфере на благо всех жителей нашего округа. Не могу не затронуть тему братского соседнего народа. Говорить о ситуации на Украине, а тем более давать ей какие-либо оценки невозможно вне исторического контекста. Как вы помните из отечественной истории, в XII-XV вв. наша страна существовала в виде множества разрозненных княжеств — осколков некогда единого и сильного государства. В этих условиях главной силой, удерживающей нацию от окончательного распада, оставалась Церковь. Не секрет, что на протяжении последних нескольких столетий разделения среди народов исторической Руси искусственно провоцировались, в том числе извне. В этом отношении знаковым событием стало заключение Брестской церковной унии в 1596 году — соглашения, в соответствии с которым часть духовенства православной Киевской митрополии присоединилась к Католической Церкви. Этот акт, нацеленный на разрушение православного единства, решал совершенно конкретную политическую задачу западных держав. Братоубийственное разделение, начавшееся на Украине с 2014 года, Церковь переживает как трагедию. Хотел бы напомнить, что с самого начала конфликта Церковь на Украине и в России непрестанно возносит молитвы о мире и неизменно призывает людей к преодолению разделений. Да, ссоры случаются и между родными братьями, но довести ее до братоубийства оказалось возможно путем целенаправленной пропаганды агрессии и лжи. Уже сегодня всем нам необходимо работать ради восстановления мирной жизни на Украине и на Донбассе. Уверен, что наши молитвы будут услышаны и воцарится долгожданный и прочный мир. Не сомневаюсь, что Россия предпримет необходимые усилия для создания этой мирной жизни, в которой главенствующим принципом будет сохранение единства между народами, основанного на взаимопонимании. Современный период, когда общество озабочено нестабильной экономикой, налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами, характеризуется разрушением социальных связей, падением нравственных устоев. В этом же списке проблемы патриотического воспитания молодежи. Патриотизм не возникает на пустом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности. Попытки родителей переложить ответственность на учителей и воспитателей, а последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию. Отвечают за подрастающее поколение все: семья, школа, государственники, воспитатели ясельной группы. Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно находится в глубоком духовно-нравственном кризисе, следствием которого явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы», навязанные из вне, во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государство. Геополитические интересы противников России состоят в дальнейшей деградации народа. Они стимулируют сепаратизм национальных окраин, межэтнические, межконфессиональные конфликты, подбрасывают молодёжи чуждые нашему менталитету и морали идеалы. Под угрозой национальная самоидентификация, перспектива для России – разрушение культурного пространства. Потеря подростками жизненных ориентиров эксплуатируется различного рода религиозными сектами, субкультурами, экстремистами. На «вечные вопросы» о том, кто ты, в чем смысл жизни, детям никто не помогает найти ответы. Прежние теории воспитания забракованы, а новые — не созданы. Родители заняты добыванием средств к существованию, становится всё больше неполных семей. Школьники предоставлены сами себе, общаются с сомнительными друзьями. Нездоровые тенденции утверждения материальных ценностей над духовными развиваются, всячески подпитываются СМИ. Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются алкоголизмом, нетерпимостью друг к другу на бытовом, национальном уровне. Здоровая часть общества понимает, что воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных проблем государства. Но не только его. Для преодоления тех негативных тенденций, которые уже сложились, нужно скорее решать социальные, нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация сил и энергии родителей, педагогов, государственников. Природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретным матерям, друзьям, речушке, улице, городу. Повторю, дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Всему этому их должны научить мы взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными поступками. Патриотизм как одна из основных составляющих русской национальной идеи является неотъемлемым компонентом отечественной гуманитарной науки и культуры, имеющих богатую историю и глубокие традиции. Он всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства. Мы с вами понимаем, что в кризисные моменты истории общество вынужденно обращается к опыту прошлых поколений. Каждый раз выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно придумано, опробовано. Знания, которые накопило человечество, всего лишь нужно изучить и использовать. Для формирования у детей осознанного отношения к Родине, её прошлому и будущему, необходима прочная база, коей являются знания истории, культуры края, где родился, о песнях и праздниках, ратных подвигах прадедов. Нужна большая духовная работа, воспитание моральных качеств личности. Смелость, выносливость, твердость характера, верность, преданность, самопожертвование «за други своя», любовь необходимы не только будущему защитнику Отечества, но и любому человеку, несущему свое служение на любом поприще. Поэтому необходимо присутствие в любом проекте, молодежном движении духовной составляющей. Вера в Бога наших предков, вера в Его помощь, промысл во всех сражениях против врагов Земли русской – это огромный пласт нашей истории, культуры нашего народа, от которого нельзя отказаться. Его надо сохранить. Только все вместе, «всем миром, всем народом, всей землей» мы сможем воспитать настоящего гражданина, «кто, как свои, на теле носит все язвы родины своей», — писал Некрасов. Творцы воспитательной системы – родители, учителя, государственные деятели, депутаты, каждый человек в отдельности и все вместе. Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Оторвать современность от традиций, завоеваний прошлых веков невозможно. Как раньше Россия являлась столпом справедливости, высокой нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, так сейчас наша страна – едва ли не последний оплот, несущий ответственность за стабильность нынешних международных отношений. И каждый из нас несет ответственность за будущее России, за будущее мира. Думаю, мы призваны к глубокому переосмыслению вектора общественного и государственного развития последних десятилетий. Важно сосредоточиться не на том, что подумает о нашем дальнейшем развитии какой-то внешний наблюдатель, а на том, как выстраивать будущее посёлка, города, округа, страны, исходя из нашего исторического опыта, национальной и духовной культуры, нашего христианского наследия. Нам не нужна изоляция от внешнего мира, но нам необходимо обновленное понимание суверенитета. Суверенитета не только политического, но и культурного, и духовного; суверенитета, который распространялся бы на многие сферы — от экономики до права. Мы переворачиваем страницу отечественной истории, это факт, и нам необходимы великие созидательные силы, чтобы строить наше государство и общество на новых исторических основах и в новых исторических условиях. Глянцевая идеология, нацеленная на удовлетворение страстей, массовая культура должны навсегда остаться в прошлом. В нынешней обстановке в мировой политике сохранение традиционных ценностей призвано стать стратегическим курсом нашего государства. Сердечно благодарю вас за ваш труд. Призываю на вас и ваши труды Божие благословение. Желаю всем здоровья, сил и процветания, а Отечеству нашему – мира, покоя, благополучия и развития всей мощной потенциальной силы нашего народа, которая бы способствовала безопасности страны и подлинному благополучию граждан России. Благодарю вас за внимание.»

За активную общественную и благотворительную деятельность значительный вклад в сохранение и развитие православной культуры и укрепление духовно-нравственных традиций в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре благодарственным письмом Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры награждены: председатель Отдела религиозного образования и катехизации Ханты-Мансийской епархии иерей Димитрий Губанищев, благочинный Сургутского городского благочиния протоиерей Антоний Исаков, помощник председателя Отдела религиозного образования и катехизации Ханты-Мансийской епархии Надежда Владимировна Бойко.

Галерея