Крест Христов просвещает всех!
14.08.2016|04:15
14 августа Православная Церковь празднует Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, а также память ветхозаветных мучеников Маккавеев.
В Своем воплощении, земной жизни и позорной в глазах человеческих смерти на Кресте Сын Божий явил нам высочайший подвиг всецелой жертвенной самоотдачи, полного послушания Своему Небесному Отцу. Крест Христов – всесовершенное откровение любви Пресвятой Троицы к людям и всему творению.
На Кресте были окончательно побеждены грех и тление, разрушена власть диавола. Последний враг – смерть – был упразднен Пресветлым Воскресением Господа. Распятие Христово освободило нас от рабства сатане, даровало свободу от зла, распада и гибели. Путь Крестоношения и Распятия, по которому прошел Спаситель, был путем к Воскресению и вечной жизни. Без Креста не было бы Воскресения. Поэтому для христиан Крест – это знамя самой важной, самой великой победы – победы Бога над лукавым, Блага над злом, Истины над ложью, Правды над несправедливостью, Добродетели над грехом, Света над тьмой, Жизни над смертью…
Благодаря Кресту мы получили доступ в Царствие Небесное. Через Крест Господь изливает на своих верных Свою благодать – Божественную силу, которой они очищаются, исцеляются, освящаются, просвещаются, преображаются и, наконец, обоживаются. Вся Церковь «живет, движется и существует» Крестом и Воскресением Христовым и той благодатью, которая подается через них. Жизнь Церкви – несение Креста Господня по пути к Небесному Иерусалиму ‑ к вечноблаженной жизни в нерасторжимом единстве с Отцом, Сыном и Святым Духом.
Поэтому путь Православной Церкви – путь мученичества. Она – Церковь-мученица, Тело Христово всегда следующее за своим Главой. Все члены Церкви распинаются вместе со Христом, чтобы с Ним и воскреснуть, все следуют по дороге мученичества.
Древнегреческое слово μάρτυς, μάρτῠρος, которое мы по-русски переводим как мученик, буквально означает свидетель. И действительно, мученики – это свидетели Господа нашего, Богочеловека Иисуса Христа, свидетели Его жизни, смерти и воскресения. Они свидетельствуют о них своими помышлениями, словами, делами, самой своей смертью.
Мученики – это люди, всецело уподобившиеся Христу, ставшие Его живыми иконами. Своей жизнью они являют Его жизнь, своей смертью ‑ Его смерть. Они мужественно идут на муки и смерть, ибо веруют в Его воскресение. Они удостоверяют нас в воскресении своим бесстрашием, бескомпромиссным предпочтением жизни со Христом на Небесах благополучной земной жизни. У них нет ничего своего. Все их – отдано, посвящено Христу. Все их – Христово. И потому все Его – их. О таковых говорил Апостол Павел: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20).
С самого начала христианской истории верующие почитали подвиг мучеников, благоговейно собирали и хранили их останки (мощи), молитвенно обращались к ним за поддержкой и укреплением. Взирая на пример их жизни, учились решимости, терпению, вере, надежде и любви.
Подобным примером служит жизнь и подвиг семи братьев Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла. Братья, а также их мать Соломония и учитель Елеазар в 166 году до Р.Х. отказались поддерживать политику эллинизации сирийского царя Антиоха Эпифана и греческие языческие обычаи. Царь осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса, к поклонению которому принуждал иудеев.
Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с непоколебимостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество продемонстрировали его ученики: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями единого Истинного Бога, отказались принести жертву языческим богам.
За это все братья по очереди были преданы чудовищным истязанием на глазах друг у друга. Но ни братья, ни их мать не отреклись от исповедания Истинного Бога.
И хотя мученики Маккавеи жили и претерпели мученичество до Христа, их пример вполне укладывается в христианскую логику стояния в истинной вере и является прообразом христианского мученичества.
Благословен тот род, который взрастил мученика, свята та земля, которая была освящена мученической кровью, поистине счастливы те люди, которые удостоились быть соплеменниками мученика, славна и преславна та поместная Церковь, которая дала православному миру мучеников. Чем больше мучеников и других святых, тем сильнее Церковь, тем больше дерзновенных заступников, молитвенников за нас перед Господом Вседержителем.
Как и всегда, Господь сохранил и защитил Свою Церковь от всех дьявольских козней. По обетованию Спасителя, врата ада никогда не одолеют Ее. Церковь навсегда пребудет единой, святой, соборной, апостольской, то есть православной. Ведь, у нее есть святые, всей своей жизнью исповедующие веру в Сына Божия Иисуса Христа. Они ‑ Его верные солдаты, которые всегда отстаивали Православие, его чистоту и полноту, изумляя своей стойкостью даже беснующихся гонителей и мучителей.Они боролись до смерти и получили венец жизни вечной. По их непрестанным молитвам Господь посылает нам Свою благодать, с помощью которой мы можем нести свой крест без ропота, уныния и отчаяния, с несомненным упованием на милость Божию.
Нужно только помнить, что наличие бесчисленного сонма святых заступников – не привилегия, не индульгенция, позволяющая нам жить так, как хочется. Подвиг мучеников и новомучеников призывает нас к тому, чтобы мы осознали, кто мы есть на самом деле, откуда мы появились на свет Божий, кто наши предки, н наконец, зачем, ради чего нам дано жить на земле, чтобы покаялись и обратились ко Христу Жизнодавцу.
Внимательно всмотримся в подвиг всех христианских страстотерпцев, мучеников и исповедников, и Ветхозаветных, и Новозаветных, сравним свою жизнь с их жизнью, заглянем в свое сердце, взвесим себя на весах совести, обратимся к ним за помощью и наставлением. Ведь, борьба между Церковью и лежащим во зле миром не прекращается ни на мгновение. Во времена открытых гонений христиан преследуют физически, во времена же внешнего спокойствия происходит иная, духовная брань за души людей, которая в силу своей скрытности бывает даже опаснее видимой. Без молитвенной помощи, защиты и заступничества святых нам в этой брани никак не обойтись.
Мученики в своем подавляющем большинстве не писали книг. Однако жизнь каждого мученика является чрезвычайно глубокой и поучительной книгой, ведущей в жизнь вечную. Все бесчисленные книги жизни мучеников раскрывают перед нами содержание единой Книги Жизни – Благовестия Нового Завета во Иисусе Христе. Поэтому с книгами жизни мучеников не в силах сравниться даже самые лучшие произведения гениальнейших писателей и поэтов. Ведь, как писал свт. Григорий Палама, «всякое слово борется со словом, но кто опровергнет жизнь?»
Чему же нас учат жизненные книги мучеников? Прежде всего, тому, что они были такими же людьми, как и мы с вами. Ходили по той же земле. Так же, как и мы, работали, радовались и страдали… Единственное, что их от нас отличает, это решимость следовать за Христом и Богом-Отцом, что бы ни происходило. И если мы с такой же решимостью пойдем путем Христа, то сможем стать такими же, как и они. Итак, святость – это не что-то неземное, запредельное, а значит не достижимое и не реальное, как мы лукаво себе внушаем, чтобы ничего не делать. Праведность, святость возможна, более того, естественна для человека. В ней и только в ней собственно и состоит наше истинное призвание.
Святые мученики не умерли, не исчезли со смертью, не канули в небытие, как в своей слепоте утверждают атеисты. Они живы. Ведь, у Бога все живы (см. Лк. 20, 38). Святые живее всех нас грешных. Потому что они всегда пребывают с Богом в непрестанной молитве за весь мир. С такими молитвенниками мы не имеем права на уныние и отчаяние, на ропот и недовольство жизнью. Не будем же роптать, будем терпеливо нести свой крест с радостью о Христе Иисусе, чтобы вслед за мучениками и всеми святыми достичь Царствия Божия – Царства нескончаемой радости, неиссякаемого блаженства, всевозрастающей любви.
Читая о подвигах мучеников, обращаясь к ним в своих молитвах, будем всегда помнить о всемогущей силе Креста и немеркнущем свете Воскресения Христова, будем переживать торжество Жизни и Любви через стяжание благодати Духа Святого в Православной Церкви.Если нам хотя бы немного удастся приобщиться к свету благодатной пасхальной Радости, мы станем неподвластны никаким житейским бедам и волнениям, которые по истине суть суета всяческая (Екк. 1:2). Тогда мы будем непобедимы и несокрушимы, подобно всем мученикам, исповедникам и страстотерпцам Христовым, ибо так же, как и они, будем опираться на несокрушимое основание – воскресшего Господа нашего Иисуса Христа!
Тарас Борозенец