logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Крещение Руси: история и современность

27.07.2016|15:06

30490
1

Благословен еси, Христе Боже наш, землю Российскую Крещением просветивый, людем ея низпослав Духа Святаго, ихже и ко спасению приведый, Человеколюбче, слава Тебе.

Днесь земля Русская предстоит Богу и плод святаго Крещения Ему приносит, Ангели, радующеся, славословят, и вси святии с Богородицею, ликующе, поют: Христос воцарися, Христос прославися. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, Боже наш, слава Тебе

(Тропарь и кондак из молитвословий в день воспоминания Крещения Руси).

«Этот праздник со слезами на глазах»

В этом году мы в очередной раз празднуем память святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси. Без подвига его политической, экономической, культурной, образовательной, а главное церковно-просветительской деятельности вся наша история была бы совершенно немыслимой. Так же как немыслима она без трудов равноапостольных просветителей славян, святых Кирилла и Мефодия.

В осуществленном князем Владимиром Крещении Руси «от воды и духа» родился свыше не только он сам, не только его соотечественники. Тогда в Киевской купели родилась наша православная традиция, наша поместная Церковь, благодаря которой и физически, и духовно родились и мы с вами.

В 988 г. от рождества Христова князь Владимир был крещен в г. Херсонес (Корсунь), приняв в Таинстве Крещения имя Василия. Потом вслед за ним были крещены киевляне в притоке Днепра р. Почайне. Эти события стали началом массового крещения наших предков, древних русичей или восточнославянских племен – началом стойкой православной традиции на русских землях.

Еще так недавно мы торжественно отмечали 1025-летие Крещения Руси. В честь этого события в Киеве собрались высшие представители духовных и государственных властей России, Беларуси, Украины, других православных стран. Тогда все говорили о Киевской крещальной купели, в которой родилась Святая Русь; о нерасторжимом духовном, культурном, социально-политическом, кровно-родственном единстве троицы братских славянских народов, окормляемых Русской Православной Церковью. Сегодня все эти речи, само это единство положены на весы суда Божьего. Ныне ‑ час тяжких, трагических испытаний для православно-византийской русской традиции, отцом которой по праву считается святой равноапостольный князь Владимир. Так уже не раз бывало в ее тысячелетней истории.

Источники

Существует множество источников об утверждении христианства на Руси, как письменных, так и археологических. В отечественных письменных источниках, среди которых главное место занимают «Повесть временных лет» прп. Нестора Летописца и «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Иллариона, основное внимание уделяется крещению Руси князем Владимиром. В иностранных (византийских, болгарских, арабских, скандинавских) рукописях Владимирово крещение упоминается крайне мало; главным образом они говорят о крещении Руси киевским князем Аскольдом в 860 г. при Константинопольском патриархе, свт. Фотии. Авторитетные исследователи предполагают, что изначально существовала летопись Аскольда, которая потом была отредактирована и дополнена при князьях Рюриковичах, вероломно захвативших киевский престол в 882 г. Эта гипотеза позволяет объяснить разночтения между русскими и византийским источниками.

Мифы и заблуждения

Сегодня, говоря о Крещении, приходиться разоблачать массу накопившихся мифов и заблуждений об этом эпохальном событии. Причем, нужно признать, что создавались они как в светской, так и в церковной среде.

Первая группа мифов порождена не церковным, светским, атеистическим подходом к анализу и оценке Крещения Руси. Согласно этому подходу Крещение и в целом христианизация Руси – это сугубо человеческий проект, объясняемый совокупностью земных обстоятельств и процессов – географических, экономических, политических, культурных, бытовых, личных. Всякое Божественное вмешательство в это историческое событие абсолютно исключается. Все чудеса объявляются принципиально невозможными, а все упоминания о них в исторических источниках – невероятными вымыслами и мифами. В атеистическом подходе по отношению к Крещению Руси наблюдается та же антиисторическая предвзятость, как и при рассмотрении возникновения христианства, любых религиозных феноменов вообще.

С другой стороны в церковной историографии мы также встречаемся с рядом досадных заблуждений о Крещении Руси. Многие церковные авторы часто опираются на предвзятый, некритический анализ исторических источников, стремятся не замечать, сглаживать в них явные противоречия, лакуны и недомолвки, не желают отказываться от устоявшихся стереотипов и инерции мышления. Согласно такому подходу Крещение Руси – это всецелая заслуга княжеской династии Рюриковичей, прежде всего, святой равноапостольной княгини Ольги и ее внука князя Владимира, которые благодатью Божией были сами промыслительно обращены и просвещены, после чего обратили и просветили своих соотечественников. С одной стороны, здесь умаляется миссионерский подвиг князей Аскольда и Дира в IX в., с другой, недооцениваются социально-экономические, политические, культурные факторы Крещения и христианизации Руси.

Проникновение христианства на Русь

Крещение Руси не было единовременным актом, совершенным князем Владимиром. Ему лишь удалось завершить продолжительный, трагический и широкомасштабный процесс принятия древнерусским обществом христианства на всех уровнях – от черни до княжеской элиты. В этом заключается великая историческая заслуга равноапостольного князя Владимира.

Однако его миссия не увенчалась бы успехом, если бы до него не было проникновения христианства на наши земли. Согласно археологическим и письменным данным заметное массовое проникновение христианства на русские земли к скифам, сарматам, антам, венетам, склавинам, готам, гуннам, русам, славянам ‑ так называли наших предков древние писатели ‑ началось с III‑IV вв., хотя первые христианские проповедники доходили сюда уже в I столетии. Это проникновение происходило через войны, набеги на христианские страны, торговые связи и обмен, переселения, смешения племен и народов, захват пленных, привлечение военных наемников. Все это парадоксальным образом способствовало проповеди христианства среди славянских варваров.

Начало этой проповеди согласно достаточно поздним византийским и русским преданиям (XI в.) положил апостол Андрей Первозванный, который дошел до киевских гор, поставил здесь крест и предсказал возникновение здесь большого христианского города.

«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь ‑ повествует летописец, ‑ узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру» (Повесть временных лет).

С IV‑V вв. источники говорят о появлении и стабильном существовании первых христианских епархий в Крыму, Причерноморье и восточно-славянских землях ‑ Херсонской, Босфорской, Сурожской и Фульской.

Христианизация осуществлялась по нескольким направлениям – из Крыма и Причерноморья, где существовали античные (греческие и римские), а затем Византийские колонии; из самой Византии; от южных славян – из Сербии, Болгарии; от скандинавских норманов-варягов, среди которых христианство стало успешно распространяться с первой половины IX в. Некоторые исследователи выделяют два основних пути, по которым проникала христианская проповедь на Русь: путь с юга – от греков и путь с севера – от варягов.

Находясь на пересечении торгово-экономических, военно-политических и торговых связей, восточно-славянские племена торговали, воевали, заключали договора с соседними христианскими государствами. Увеличение контактов и связей с христианскими народами само по себе все больше актуализировало вопрос о принятии христианства.

Первое Крещение Руси

В VII в. братьями Кием, Щеком и Хоривом был основан Киев – мать городов Русских, столица восточно-славянских, приднепровских племен. Отсюда «пошла есть русская земля», это начало могучего древнерусского государства и его первой княжеской династии – династии Кия. Согласно с некоторыми неславянскими источниками, князь Кий бывал в Константинополе, где и был крещен.

В VII в. был крещен первый русский новгородский князь Бравлин.

В 860 г. при киевском князе Аскольде, константинопольском патриархе Фотии происходит первое государственное крещение Руси – крещение князя Аскольда (христианское имя ‑ Николай), значительной части правящей элиты и начало массового крещения народа. Тогда же была основана первая русская епархия с первым митрополитом, которого звали Михаил Сирин.

Важнейшим фактором этого процесса была просветительская миссия византийских сподвижников святителя Фотия – равноапостольных Кирилла и Мефодия. Они создали славянскую азбуку, перевели на славянский язык священные тексты и проповедовали среди славян – южных и восточных. Благодаря им славяне получили возможность славить Бога на своем родном языке, что стало важнейшим фактором их этнической самоидентификации. Ведь славянское слово «язык» означает не только речь, но и «народ».

Антихристианский террор

В 882 г. процесс начавшейся христианизации Руси был вероломно прерван. Новгородский князь Олег – регент малолетнего князя Игоря Рюриковича при поддержке языческой оппозиции в Киеве коварно убил князя Аскольда и захватил власть в Киеве, провозгласив его «матерью городов русских», сделав его столицей славянской державы, контролирующей важнейший торговый путь из варяг (скандинавы) в греки (византийцы). Контроль над этим путем стал основой экономического и политического могущества древней Руси и одновременно путем ее христианизации.

При языческих князьях-рюриковичах проводилась политика антихристианской реакции, время от времени перерастающая в кровавые гонения на христиан. Исследователи выделяют три волны кровавого антихристианского террора при Олеге и Игоре, Святославе Игоревиче и Владимире Святославиче. Террор был реакцией на усиливающуюся христианизацию Руси.

Святая равноапостольная Ольга

Однако христианство продолжало занимать прочные позиции в Киеве – среди бояр, дружины, купечества, простого народа. В Киеве и других городах были открыты для верующих христианские храмы, существующие там еще со времен Аскольда, а также построенные при поддержке равноапостольной княгини Ольги.

Ольга, долгое время бывшая регентшей при малолетнем Святославе, обратилась ко Христу и приняла святое Крещение в 955 г. Она строила храмы, приглашала христианских проповедников, проповедовала сама в княжеской семье – словом и примером своей жизни. Она же, вдохновляясь примером христианской Византии, провела ряд масштабных социально-политических и экономических реформ древнерусского государства, преодолевая племенную разобщенность и заложив основы его дальнейшего стабильного развития. Для Руси бабушка князя Владимира Ольга имеет такое же значение, какое равноапостольная Елена, мать императора Константина, для греческой Ромейской Империи.

Владимир ‑ язычник

Внук княгини Ольги, внебрачный сын князя Святослава, Владимир, узурпировав власть с помощью нанятой варяжской дружины, сначала опирался на языческую партию и вел жестокую антихристианскую политику.

С целью консолидации племен и централизации власти он предпринял попытку создания единого языческого культа – пантеона из шести богов (Дажбог, Хорс, Симаргл, Мокош, Стрибог и возглавлявший их княжеский воинский бог-громовержец Перун), соответствующих, как полагают исследователи, шести основным племенам объединениям древнерусского государства (поляне, северяне, древляне, дреговичи, кривичи, ильменские словене (некоторые историки добавляют еще вятичей и радимичей). Также была возобновлена практика человеческих жертвоприношений из среды христиан, которые считались главными виновниками всех бед и немилости богов.

Выбор веры

Однако позже Владимир стал понимать бесперспективность языческого проекта для Руси. Все соседние державы на то время были уже или христианскими или исламскими по своему вероисповеданию. Самое великолепное христианское государство, Ромейская империя (Византия) и южно-славянские державы (Болгария, Сербия и Моравия) были православными. На Западе возрождалась и усиливалась римо-католическая Германия или Священная Римская Империя. На востоке доминировал Арабский халифат (известный книжным людям на Руси ка царство Агарянское или царство Измаильтянское). Исламской также была Волжская Булгария.

Для раннего средневековья христианство было самой передовой созидательной идеологией, обеспечивающей ее носителям государственное, экономическое, культурное выживание, строительство, развитие и процветание. От его принятия или не принятия зависело выживание народов. Для евопейских народов того времени христианство было синонимом цивилизации и культуры. Все нехристиане рассматривались как варвары. Любой вменяемый государственный деятель того времени учитывал этот факт. Так же как сегодня любой политик учитывает информационное господство в мире постхристианской либерально-буржуазной идеологии.

Необходимо было выбирать новую веру. Выбор стоял между восточным греческим Православием, западным латинским католичеством, хазарским иудаизмом и арабским исламом. Это был не просто выбор какой-то религиозной традиции, оторванной от других сфер общественной жизни. Тогда вера не считалась исключительно личным делом человека, Церковь не была отделена от государства и школы. Религия, по сути, была идеологической основой жизни общества во всех без исключения сферах. Тогда выбор веры означал выбор всеохватного цивилизационного проекта развития народа.

На тот момент с политической, экономической, исторической, семейно-бытовой, наконец, точек зрения оптимальным был выбор православно-византийского цивилизационного проекта. Любой другой выбор был бы исторически непоследовательным, неразумным и не имел бы устойчивых исторических последствий.

Расхожее мнение о произвольности выбора веры Владимиром не верно. Политика – искусство возможного, которое не прощает оторванного от реальности произвола. Тогда христианство было исторической необходимостью для Руси и заслуга Владимира в том, что он эту необходимость осознал и как политик сделал все, что бы «выжать» из нее все возможное для своего народа.

Владимир воспользовался тогдашним тяжелейшим политическим кризисом Византии и принял христианство на своих условиях. Благодаря его мудрой политике Русь лишь усилилась и приобрела, ничего не потеряв. Русь на равных вошла в семью христианских народов, Владимир породнился с царским византийским родом, взяв в жены царевну Анну. Это позволяло считать Рюриковичей равными византийским василевсам, даже давало возможность бороться за византийский трон, считать себя их преемниками в случае гибели Византии, как потом и произошло в XV в. Это была беспрецедентная политическая победа Владимира и поражение Византии.

Это также может объяснить отсутствие в византийских источниках данных о крещении Руси при Владимире. Нужно также учитывать, что для византийцев Русь уже была крещена в 860 г. при Аскольде. И обращение Владимира могло рассматриваться как возобновление и подтверждение Аскольдового крещения.

Когда мы говорим о том судьбоносном выборе веры, который совершил Владимир Креститель вместе с нашими предками, мы должны ясно понимать, что прежде его выбора был выбор Божий – предвечное решение Пресвятой Троицы о нашем народе, о каждом из нас, было благословение Христа Жизнодавца. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).

«Никто не должен усомниться, ‑ утверждает свт. Николай Сербский, ‑ что дальновидный Господь, изрекая притчу о брачном пире, подразумевал славянство, Свою новую бескрайнюю ниву от Дуная до Тихого океана. Велика эта нива, она — огромный континент, по сравнению с которым, и Римская империя, и Византия малые островки»[1].

Человек выбирает из уже существующего, из уже данного ему Богом. Господь же создает то, что выбирает. Его выбор не обусловлен ничем, кроме Него Самого. Его выбор – это не эгоистическое предпочтение лучшего из худшего, но дар всещедрой любви ‑ дар преображения и обновления ветхого, дар создания новой твари. Так было с праотцом Авраамом и еврейским народом, так было и с нашим духовным отцом Владимиром и вверенным ему народом.

Проблема иерархии

При крещении Владимиру не нужно было привозить на Русь высшую духовную иерархию. Она уже существовала со времен Аскольдового крещения. Это существенно облегчало процесс массовой христианизации страны. Первый митропилит – Михаил Сирин и 6 подчиненных ему епископов прибыли на Русь при патриархе Фотии и князе Аскольде в 862 г. Так была основана Киевская митрополия Константинопольского патриархата. При Владимире уже существовала церковная иерархия во главе с митрополитом, имя которого точно не известно (возможно это был Феофилакт Севастийский). После его смерти при жизни Владимира митрополитом стал Иоанн.

Поэтому распространенные в современной украинской историографии предположения об антиканоническом безиерархическом существовании Православия при Владимире вплоть до Ярослава Мудрого безосновательны. Так же безосновательно бытующее в церковной среде мнение о Михаиле как первом православном митрополите на Руси при князе Владимире. Это пример приписывания заслуг князя Аскольда князю Владимиру. Таким образом, никакой проблемы канонического статуса Киевского христианства при Владимире не было.

Чудо обращения

Большой ошибкой было бы считать Владимирово крещение лишь расчетливым политическим шагом. Политический расчет сопровождался и личным обращением князя. Источники говорят о внезапной слепоте и прозрении благодаря Крещению в Корсуне (Херсонесе), о радикальном изменении образа жизни с языческого на христианский. Владимир не только отказался от поклонения идолам, но и от сотен наложниц, жестокости и убийств. Христианскому духовенству даже пришлось требовать от него возобновления казней для бандитов, которые распоясались от фактической отмены смертной казни.

«Да еще избрал Господь человека нравственно падшего, грешного, ненасытного в земных наслаждениях, словно животное, языческого князя Владимира, ‑ рассуждает свт. Николай Сербский, ‑ чтобы его руками воздвигнуть крест на сей новой великой ниве Своей. О, как непостижима мудрость Божия! Вот, такого человека, а не чистого и святого апостола Андрея избрал Промысл Божий Своим орудием, чтобы русский народ увидел новое чудо обращения воды в вино, грешника в праведника. Чтобы увидел народ своего правителя, который еще вчера в полной мере разделял с народом своим языческим все пороки и суеверия, а ныне с помощью новой веры преобразился в святителя быстрей, чем гусеница в бабочку. И в святителя, названного равноапостольным, ибо он обратил к Христу больше последователей, чем любой из апостолов за всю свою жизнь»[2].

После Крещения Владимир прославился масштабной благотворительной деятельностью. Все это и сформировало светлый былинный образ князя Владимира Красно Солнышко, который вместе с богатырями искореняет зло на Руси. Для православного русского сознания Владимир также ассоциируется с библейским Моисеем, царем и пророком Давидом, равноапостольным царем Константином.

«О подобный великому Константину, равный <ему> умом, равный любовью ко Христу, равный почтительностью к служителям его! – восхваляет князя Владимира митрополит Илларион. ‑ Тот со святыми отцами Никейского Собора полагал закон народу <своему>, — ты же, часто собираясь с новыми отцами нашими — епископами, со смирением великим совещался <с ними> о том, как уставить закон народу нашему, новопознавшему Господа. Тот покорил Богу царство в еллинской и римской стране, ты же — на Руси: ибо Христос уже как и у них, так и у нас зовется царем. Тот с матерью своею Еленой веру утвердил, крест принеся из Иерусалима и по всему миру своему распространив <его>, — ты же с бабкою твоею Ольгой веру утвердил, крест принеся из нового Иерусалима, града Константинова, и водрузив <его> по всей земле твоей. И, как подобного ему, соделал тебя Господь на небесах сопричастником одной с ним славы и чести <в награду> за благочестие твое, которое стяжал ты в жизни своей» (Слово о законе и благодати).

Риски и вызовы

При этом Владимир сильно рисковал, так же как в свое время князь Аскольд, встретить ожесточенное и коварное сопротивление сильной языческой партии сверху и снизу. Владимир постарался избежать ошибок и плачевной участи первого крестителя Руси. Этим объясняется решительный, иногда с применением насилия, способ Крещения Руси – показательное свержение и уничтожение идолов, крещение людей под угрозой репрессий, некоторые случаи «крещения мечем». Источники фиксируют применение силы в Новгороде против восставших язычников, не принявших христианской проповеди. Владимир показательно ставил храмы на местах разрушенных им языческих капищ. Таким образом, князь Владимир демонстрировал серьезность и необратимость новой религиозной политики.

Крестившись сам, Владимир «простерся далее, повелев и всей земле <своей > креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы во всех градах ясно и велегласно славиться Святой Троице и всем быть христианами: малым и великим, рабам и свободным, юным и старцам, боярам и простым людям, богатым и убогим. – свидетельствует митрополит Илларион. ‑ И не было ни одного противящегося благочестивому повелению его, даже если некоторые и крестились не по доброму расположению, но из страха к повелевшему <сие>, ибо благочестие его сопряжено было с властью» (Слово о законе и благодати).

В целом Крещение Руси при Владимире проходило мирно по сравнению с подобными процессами среди саксов, венгров, норвежцев, поляков и ряда других народов Европы. Это объясняется широким распространением христианства среди всех сословий русского государства. По словам академика Д. C. Лихачёва: «Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа«. Известен лишь один документ ‑ поздняя Иоакимовская летопись, подлинность которой поставлена под сомнение рядом исследователей ‑ в котором говориться о применении вооруженной силы для массового крещения: именно, в случае крещения новгородцев княжеским посланником Добрыней.

Необходимо также учитывать специфику языческого менталитета. Согласно ему политические победы указывали на силу богов стоящих за победившим политиком, и наоборот – поражения указывали на слабость богов. Свержение идолов и демонстрация силы по отношению к языческой оппозиции демонстрировали не только победу Владимира над оппонентами, но также победу христианского Бога над языческими богами. В свою очередь это подталкивало людей принимать новую веру – веру сильного князя в сильного Бога.

«Религиозная революция» князя Владимира проводилась в комплексе с другими масштабными государственными реформами – военной, административной, образовательно-культурной, которые вдохновлялись христианской идеологией и в свою очередь усиливали процесс христианизации. Власть сосредотачивалась в руках Киевского князя, укреплялись границы, усиливалась армия, вместо родовой системы управления вводилась система удельных вотчин, на смену старой родовой знати приходила новая служилая. При церквях, с помощью духовенства основывались школы, библиотеки, скриптории.

Тайна Промысла Божия

Во всей этой исторической сложности обстоятельств, процессов, тенденций, личных судеб, совпадений просматривается всесильная рука премудрого Промысла Божия, подобно тому как она видится в избрании и истории еврейского народа Богом, в обращении ко Христу всех православных народов. Господь Своими невместимыми для нашего разума путями ведет всех людей к Себе и приводит, когда исполняется, ведомая лишь Одному Ему, «полнота времен».

«И подобало благодати и истине воссиять над новым народом, ‑ объясняет святитель Илларион. ‑ Ибо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного, «в мехи ветхие», обветшавшие в иудействе, — «а иначе прорываются мехи, и вино вытекает». Не сумев ведь удержать закона — тени, но не единожды поклонявшись идолам, как удержат учение благодати — истины? Но новое учение — новые мехи, новые народы! «И сберегается то и другое». Так и совершилось. Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского… Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел Он: восхотел — и спас нас и привел в познание истины!» (Слово о законе и благодати).

Крещение и христианизация Руси ‑ это удивительное чудо и тайна Промысла Божия, которая становится все более замечательной от увеличения наших исторических знаний. Чем больше познаешь историю в ее прошлом и настоящем, тем больше поражаешься премудрости Всемилостивого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

«И уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами, ‑ радуется митрополит Илларион, ‑ не без упования еще живущими, но уповающими на жизнь вечную. И уже не друг друга бесам закалаем, но Христос за нас закалаем, <закалаем> и раздробляем в жертву Богу и Отцу. И уже не <как прежде>, жертвенную кровь вкушая, погибаем, но, пречистую кровь Христову вкушая, спасаемся… вся земля наша восславила Христа со Отцом и со Святым Духом… идольский мрак стал удаляться от нас — и явилась заря правоверия; тьма служения бесовского исчезла — и слово евангельское осияло нашу землю… капища разрушались и поставлялись церкви, идолы сокрушались и являлись иконы святых, бесы убегали, крест же освящал грады» (Слово о законе и благодати).

По глубокому замечанию протоиерея Георгия Флоровского, древняя крещеная Русь является «золотым веком» нашей истории, временем Божиих чудес и тайн.

Русь и Ромейская империя

Распространено мнение, что Русь была крещена главным образом сверху. Однако исторические источники свидетельствуют, что этот процесс проходил аналогично с распространением и легализацией христианства на Востоке – как снизу, так и сверху. После победы христианства на верху, вслед за власть имущими, подавляющая масса народа добровольно принимала веру и крестилась.

Так в Ромейской империи в начале IV в. при восшествии на трон Константина было всего лишь около 10% христиан от количества населения, однако после его обращения и легализации христианства к концу века христианизация была уже подавляющей. Похожая ситуация была и на Руси, где количественное соотношение христиан к основной массе населения, вероятно, было тем же. Христиане концентрировались преимущественно в городах – центрах экономики, политики, культуры, религиозной жизни ‑ ориентировались на внешние связи, прежде всего, с Византией и другим христианским миром, входили во все сословия общества.

«Счастье, что на таком огромном пространстве, ‑ замечает свт. Николай Сербский, ‑ не было прежде насаждено иной культуры: ни римской или греческой, ни персидской или индийской: ничего закосневшего, все подвижно, все гибко. Существовала только культура народного рукоделия, семьи и племенного строя. Новая вера не разрушила ничего того, о чем бы скорбел народ. Побила она глиняных и деревянных идолов, вот и все. Там не было роскошных храмов, подобных храмам Минервы или Дианы, Осириса или Юпитера, не было пагод или пирамид, не было мраморных или золотых статуй, не было ничего того, чем архитекторы, скульпторы и золотых дел мастера опозорили себя, прославляя своими руками ложных богов из народных мифов (ср. Иер. 10:14). Все там было из глины и земли, все бесхитростно и временно. А жители были простыми земледельцами и плотниками, без истории, без мировой известности, без письменности, словно потерянное стадо без пастыря и без пастбища духовного»[3].

Существенная разница с Византией заключалась в том, что Русь была варварской безграмотной языческой страной, не имеющей за плечами многовековой культурной традиции. Греки и римляне перед принятием христианства уже давно разочаровались в своих языческих идолах, философских системах, традиционных культурных формах. Многие русичи нет, они просто не успели. Для них язычество не изжило себя, оно еще оставалось своим и родным. Христианство же для многих было чужой религией, упавшей сверху, прекрасной, но непонятной.

Это сначала породило двоеверие, то есть сосуществование в сознании и практике народных масс язычества и христианства. С распространением же безбожия двоеверие превратилось в троеверие, в котором синкретически совмещаются остатки древнего славянского язычества, дополненного язычеством привнесенным не славянским, христианство и атеизм.

На Руси всегда вплоть до сего дня острейшей проблемой является ужасающе низкий уровень христианской просвещенности народа. Как сказал протоиерей Иоанн Мейендорф: «Русь была крещена, но не просвещена». Это объясняет шатания и метания нашего народа из крайности в крайность, нетвердость в вере, подверженность внешним влияниям, склонность к бунтам, смутам, переворотам и революциям.

Значение Крещения

Все же при всех трудностях благодаря Крещению Русь твердо встала на путь государственного и культурного строительства. Именно православное христианство, воспринятое от Византии, стало той закваской, благодаря которой вскисло тесто святости, государственности, права, экономики, литературы, живописи, архитектуры, образования, воспитания, культуры. Византийское Православие через равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия принесло с собой церковно-славянский язык – язык молитвы и литературы, высочайшую систему морально-этических ценностей, прекрасные образцы церковного и гражданского искусства, передовую юридическую систему. Памятники древнерусской культуры до сих пор остаются непревзойденными по своему духовному уровню. Если мы и можем чем-то хвалиться, то преимущественно наследием древней Руси – Руси святых Владимира и Ярослава Мудрого. Все важнейшие стороны культурной жизни Руси получили своё начало и развивались под влиянием Православной Церкви.

Даже внутренняя и внешняя политика Руси обуславливалась ее православной верой. Многочисленные попытки совратить русских на путь римо-католичества или других вер раз за разом терпели крах. Когда же русский народ массово отступил от заветов князя Владимира в XX веке, то поставил себя на грань уничтожения.

Христианская проповедь сформировала сознание единства человечества, общей истории рода людского, и участия в этой истории всех народов ‑ в том числе и народа русского. Крещение стало той дверью, через которую русские выходили из разряда «варваров» и на равных входили в семью христианских народов.

Православие дало единую идеологическую, духовную основу, необходимую для объединения разрозненных славянских племен в единый русский народ. Большинство исследователей сходятся в оценке Крещения Руси как начала истории единого русского народа. Становясь православными, восточно-славянские племена становились русским народом. Стать православным тогда означало стать русским. Во времена княжеских междоусобиц, раздробленности, иноземных завоеваний именно осознание своей православной общности позволило нашим предкам выжить, выстоять, сохранить себя, а значит и нас. В 19 в. Федор Михайлович Достоевский сказал по этому поводу: «Русский значит православный».

Главное же значение Крещения Руси – это обращение русского общества от языческой тьмы к свету Евангелия Христова, благодатное преображение личной и общественной жизни, при всей сложности, противоречивости этого процесса.

Современность Крещения Руси

Русь святых Аскольда, Ольги, Владимира, Бориса и Глеба, Ярослава Мудрого – это начало Святой Руси. Ныне для многих-многих русских людей она пребывает «под спудом», в подполье, в подсознании, как сейчас модно говорить, нашей культуры, наших сердец. Пока эта православная святая Русь не выйдет из подполья, не станет для нас примером, образцом для подражания, самой нашей жизнью, пока она и не преобразит своим светом все стороны нашей жизни, мы так и будем метаться из огня да в полымя, от одной неразрешимой проблемы в другую.

Крещение Руси – не просто древнее историческое событие, не дело давно минувших дней. Крещение Руси не завершено, оно продолжается до сего дня. До сих пор ежедневно все новые и новые люди, и стар и млад, все новые наследники князя Владимира и древней Руси принимают Таинство святого Крещения. Крещение Руси – не только и не столько прошлое. Это наше настоящее и наше будущее.

Крещение Руси дало нашему народу мощнейший импульс движения ко Христу. Следование по этому пути требует ежеминутного подтверждения в нашей личной и общественной жизни. Продолжающееся Крещение исторической Руси – знак продолжающейся борьбы между Богом и дьяволом за душу каждого человека, за душу всего нашего народа. Здесь опять нельзя не вспомнить золотые слова Ф.М. Достоевского: «Здесь диавол с Богом борются, а поле битвы – сердца людей».

Крещение – установленное Самим Христом Таинство, необходимое для окончательного обращения и покаяния человека, его отвращения от дьявола и всех дел его, для очищения от грехов и нового благодатного рождения во Христе, для привития к Его Телу – Церкви. Без Крещения не возможно быть со Христом, невозможно быть христианином, не возможно достигнуть двуединой цели православной жизни – спасения и обожения.

Крещение совершается как над каждой человеческой личностью, так и над целыми народами. «Идите, научите все народы, ‑ заповедовал Господь Своим ученикам, ‑ крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Крещение народа происходит тогда, когда властная элита и народ в своих ведущих представителях по благословению Божию решают добровольно следовать за Христом во всех сферах своей жизни.

Выбор за нами

Сегодня, как и при святом Владимире, как впрочем, и всегда, решается вопрос: «Кто мы?» Ответ на этот вопрос зависит от ответа на другой ‑ «С кем мы?» Мы христиане, язычники, безбожники, иноверцы? Мы со Христом или против Него? Мы избираем свободу во Христе или рабство лукавому, путь праведности или греха, вечную жизнь или бесконечную смерть.

Современные ученые называют это проблемой самоидентификации, считая ее важнейшей для личности и общества. От решения этой проблемы напрямую зависит судьба того, кто принимает решение.

Святой апостол Андрей Первозванный, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, святой мученик князь Аскольд, святая равноапостольная княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир, святые страстотерпцы князья Борис и Глеб, святой князь Ярослав Мудрый, преподобные Антоний и Феодосий Печерские и все святые в земле русской просиявшие свой выбор сделали. Теперь наша очередь.

«Триипостасный Боже, Отче Вседержителю, Сыне Единородный, Спасителю мира, и Душе Святый, просвещаяй и освящаяй племена и народы! Иже и владыку земли Русския, князя Владимира к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу Крещением просветивый, и сонмом святых, яко пресветлым звездам, небо Церкве Русския украсившим, возсияти даровавый! И нам, смиренным и недостойным чадом их, ныне предстоящим славе Твоей и благодарственное молебное пение приносящим в сей тысящелетный день Крещения Руси, великую милость даровавый, еже славити, хвалити и благодарение приносити Тебе за вся благодеяния, бывшая на Руси от лет древних и до ныне. Призри на ниву Твою, Церковь Святую, и на отечество наше, приносящих Тебе, якоже прекрасный плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Тии бо послужиша людем своим верою, надеждею и любовию, образом слова и жития указующе нам путь к совершенству по заповеди Христовой: будите убо совершени, якоже и Отец ваш Небесный совершен есть. Сохраняюще сие святое наследие их, молимся Ти, Жизнодавцу: спаси и помилуй нас, мир миру Твоему даруй и всему созданию Твоему, егоже по грехом нашим сыны века сего обдержат страхом смерти. Вемы бо, яко не хощеши смерти грешников, но еже обратитися и живым им быти; призри на нас, во гресех пребывающих, отврати гнев Твой, праведно движимый на нас, даруй нам покаяние и Твоим неизреченным милосердием помилуй нас. Приими молитвы и труды наша, о умножении любве среди всех людей мира сего. Землю Русскую огради, власти умудри, вся утеши и обрадуй, Церковь Твою возрасти, достояние Твое соблюди, мужи и жены, и младенцы благодатию просвети, и вся люди Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в земли нашей просиявших, да в единении веры и любве славим Тя, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь» (Молитва на молебне в память 1000-летия Крещения Руси).

Источники и летература

Повесть временных лет, Ипатьевский список Повесть временных лет. Ч.1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996. СПб., 1999 (по списку Лаврентьевской летописи; в примечаниях: ПВЛ 1999).

Слово о законе и благодати митрополита Иллариона  Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 1997. – Т. 1: XI–XII века.

Николай Сербский (Велимирович), свт. Жатвы Господни. М., 2002.

Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. Том I. Репринтное воспроизведение. YMCA-PRESS. Париж. 1959. — М.: Наука, 1991.

Толочко П. П. Древняя Русь. – Киев, 1987.

Погодин А. Л. Повесть о хождении апостола Андрея в Руси // BS. – 1937 – 1938. – Т. 7.

Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. К., 1989.

Примечания

[1] Николай Сербский (Велимирович), свт. Жатвы Господни. М., 2002. С. 45.

[2] Николай Сербский (Велимирович), свт. Жатвы Господни. М., 2002. С. 46.

[3] Николай Сербский (Велимирович), свт. Жатвы Господни. М., 2002. Сс. 45–46.

Тарас Борозенец