logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Игумен Антоний (Кирпичев): МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА: К ИСТОРИОГРАФИИ ВОПРОСА

06.11.2024|16:23

243
3
ОТДЕЛ II. РУССКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
МИССИОНЕРСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА:
К ИСТОРИОГРАФИИ ВОПРОСА
Игумен Антоний (Кирпичев), студент магистратуры Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия antonkirpichev@mail.ru

Для цитирования: Антоний (Кирпичев), игум.

Миссионерская деятельность Тобольской епархии в отношении коренных народов Севера: к историографии вопроса // Церковный историк. 2024. № 2 (16). С. 27–36. DOI: 10.31802/CH.2024.16.2.002

Аннотация УДК 27-76

В статье даётся краткий обзор и характеристика источников, связанных с миссионерской деятельностью Тобольской епархии в отношении коренных народов Севера. Историография данной темы чрезвычайно обширна и предлагает богатый спектр точек зрения для изучения этого вопроса на основе разнообразных источников и материалов. Истоки историографии восходят к рассказам сибирских летописцев, первых исследователей Сибири, учёных, участвовавших в исследовательских экспедициях. Со временем она была развита сибирскими учёными, а затем подвергнута критическому анализу исследователями XX века, особенно советского периода. В историографической трактовке за эти годы произошёл переход от первоначально идеалистических и позитивных представлений к более критическим оценкам, в конечном итоге уступившим место полностью негативным. Однакосовременные учёные приступили к более объективному и взвешенному пониманию этой темы. В историографии с момента её зарождения и до настоящего времени произошёл значительный сдвиг в интерпретациях. Современные исследователи предлагают более взвешенный и научно-обоснованный подход, однако динамичная эволюция историографии характеризуется сложностью и дискуссионностью данной темы.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Тобольская епархия, миссионерская деятельность, инородцы, историография.

Missionary act ivities of the Tobolsk diocese in relation to the indigenous peoples of the North:

to the historiography of the issue

Hegumen Anthony (Kirpichev) MA student

of Moscow Theological AcademyThe Academy

Holy Trinity-St. Sergius Lavra Sergiev Posad 141300, Russia antonkirpichev@mail.ru

For citation: Anthony (Kirpichev), Hegumen. “Missionary activities of the Tobolsk diocese in relation to the indigenous peoples of the North: to the historiography of the issue”. Church Historian, № 2 (16), 2024, pp. 27–36 (in Russian). DOI: 10.31802/CH.2024.16.2.002

Abstact. The article gives a brief review and characterization of sources related to the missionary activities of the Tobolsk diocese in relation to the indigenous peoples of the North. The historiography of this topic is extremely extensive and offers a rich spectrum of viewpoints for the study of this issue based on a variety of sources and materials. The origins of historiography go back to the stories of Siberian chroniclers, the first explorers of Siberia, and scientists who participated in research expeditions. Over time, it was developed by Siberian scientists, and then critically analyzed by researchers of the 20th century, especially the Soviet period. The historiographical treatment over the years shifted from initially idealistic and positive views to more critical assessments, eventually giving way to entirely negative ones. Modern scholars, however, have begun a more objective and balanced understanding of the subject. There has been a significant shift in interpretations in historiography from its inception to the present. Modern researchers offer a more balanced and scientifically based approach, but the dynamic evolution of historiography is characterized by the complexity and debatability of the topic.

Keywords: Russian Orthodox Church, Tobolsk diocese, missionary activity, foreigners, historiography.

В последние три десятилетия, а именно после распада СССР и связанной с этим ликвидацией марксистско-ленинской методологии в науке, интерес современных исследователей обратился в сторону «нового» и более полного осмысления исторических процессов, происходивших в нашей стране. Всё больше появляется научных статей, диссертаций и монографий, характеризующих место и значение Русской Православной Церкви в истории государства, а постепенная реализация микроисторического подхода в исследованиях позволяет привлечь многогранный и информативный исторический материал из региональных источников и дать более объективную оценку указанным исследованиям.

Полиэтническая и поликонфессиональная направленность являются признаками динамического формирования границ Российской империи. Вновь присоединённые земли рассматривались государством с точки зрения потенциального приобретения новых территориальных и экономических ресурсов. Аборигенное население, зачастую противящееся этим процессам, со своими сложившимися языческими традициями считалось нехристианским и именовались инородцами. Несмотря на сложную социальную структуру коренного населения Тобольского Севера, общее определение их как инородцев нашло своё выражение только в утверждённом 22 июля 1822 г. Уставе об управлении инородцев1. Тюменский историк А. Ю. Конев так описывает историю формирования этого понятия: «К началу XIX столетия в русском языке формируются дискурсивные практики, способствующие новому осознанию этноязыкового и конфессионального разнообразия империи, конструированию образа её подданных. Теперь их можно было разделить на «природных», связанных с господствующим славянским ядром исконной Руси-России, и «неприродных» — ставших частью российского социума в результате присоединения земель, не являвшихся её исторической территорией»2.

Русская Православная Церковь имела большое значение в вопросах освоения и развития Сибири. Храм не только формировал уникальное «святое пространство», но и становился центром социальной жизни. Через него люди были ознакомлены с ценностями православной (русской) культуры. Важную роль в таком обществе играли православные религиозные организации и духовенство, которые выполняли просветительские и административные функции, оказывали влияние на политические, экономические и социально-культурные институты. Изучение форм, методов и результатов этого взаимодействия является важной научной задачей, которая поможет понять особенности освоения отдалённых от центра периферийных регионов и происходившие в XVII — начале ХХ вв. трансформационные процессы, а также использовать позитивный потенциал Русской Православной Церкви для решения современных задач, стоящих перед государством и обществом. Применение исторического опыта досоветского периода способствует объединению граждан на базе единых ценностей, основанных на многовековых традициях, и сглаживанию неизбежных противоречий в мультикультурном обществе. Возрождение православия на рубеже XX–XXI веков потребовало поиска новых форм отношений между Русской Православной Церковью, государством и обществом в меняющихся исторических условиях.

Деятельность Сибирской епархии, образованной в 1620 г., до начала XVIII в. не характеризовалась активной миссионерской направленностью, ограничиваясь, зачастую устроением епархиальных институтов, строительством часовен и храмов, а также окормлением русскоговорящего населения. Однако с восшествием на престол Петра I и его реформаторской деятельностью ситуация изменяется. Последовавшие с началом Синодального периода миссионерские экспедиции на Тобольский Север имели своей отличительной особенностью массовое крещение инородцев. Сегодня невозможно с точностью и однозначно определить результаты миссионерской деятельности Тобольской епархии, её архипастырей и миссионеров, этот вопрос остаётся в науке дискуссионным. Однако, учитывая опыт прошлого, современная Церковь стремится к выработке новых норм, правил и концепций по просвещению и дальнейшему христианскому окормлению людей, которые не принадлежат к православной вере, о чём было сказано 29 декабря 2022 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, где журналом № 138 были утверждены «Основные направления миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»3, а, следовательно, изучение миссионерской деятельности Тобольской епархии в отношении коренных народов Севера в сер. XIX — нач. XX вв. является актуальным. 

Историографию можно разделить на три периода:

1) Дореволюционный; 2) Советский; 3) Современный.

Первые работы по истории миссии исторически совпадают с первыми миссионерскими трудами на Тобольском Севере святителя Филофея (Лещинского)4, и хоть и содержат достаточно подробные отчёты, однако лишены критического аппарата и субъективны, много внимания уделяется частным вопросам и диалогам.

Сведения о коренном населении Севера Тобольска представлены в работах путешественников и достаточно обширны. Описание В. С. Зуевым иноверческих племён остяков, самоедов и ненцев представляет большую этнографическую значимость и используется учёными-этнографами до сих пор5.

Не лишены некоторого романтизма свидетельства об остяках и самоедах В. Н. Шаврова. В своей брошюре «Краткие записки о жителях Берёзовского уезда» он пишет, что «Жители Берёзовского уезда кочующие Остяки и Самоеды среднего роста, телосложения крепкого и красивы лицом… безболезненно доживают до глубокой старости»6.

Работы более научного и аналитического характера представлены историками Н. А. Абрамовым и протоиереем Александром Сулоцким. В своих работах они использовали не только личные наблюдения и богатый этнографический материал, но и широкий круг архивных церковных и государственных источников. Эти учёные скрупулёзно смогли рассказать о миссии среди коренных народов Севера.

Н. А. Абрамов в своём «Описании Берёзовского края» говорит, что после принятия христианства в 1720 годах «самоеды убивали крещёных и, по древнему своему обычаю, вырезали их сердца и ели…», а первые попытки крещения аборигенов «успеха не имели, остяки не хотели слышать о новой вере и с ожесточением встречали и провожали её проповедников»7. Однако автор отдаёт должное усилиям миссионеров. В частности, о святителе Филофее (Лещинском) и его трудах.

Он говорит восторженно: «Освободившись от многих архиерейских обязанностей, схимник приготовлялся к другому труднейшему служению Церкви. По мере того, как болезнь начала оставлять его, желание привести в христианскую веру сибирских язычников более и более в нём воспламенялось, оно вызывало старого старца на борьбу с неверием… странствуя по разным селениям полудиких языческих племён, митрополит объехал почти всю Сибирь…он окрестил до сорока тысяч иноверцев и построил у них тридцать семь церквей»8. Обзорное же исследование по истории миссионерства на Тобольском Севере написано автором в 1854 г. и является уникальным историческим источником9.

Работы протоиерея Александра Сулоцкого посвящены истории миссий Тобольской епархии: Сургусткой, Обдорской, Кондинской10, а также просветительской деятельности среди язычников Тобольских архиепископов11.

Отдельным источником, собравшим вокруг себя ряд авторов, являются Тобольские епархиальные ведомости, на страницах которых, преимущественно в неофициальном отделе, можно встретить публикации об «Инородческом Севере»12, «Из истории обращения инородцев Севера Тобольской епархии в христианство»13, «О епархиальной миссии»14 и прочее.

Эти публикации, размещённые в официальном печатном епархиальном издании, носят обзорный характер, без аналитических и критических замечаний, в отличие от публикаций, сделанных на волне либеральных реформ и не идеологизированных церковной цензурой15.

Смена политического режима, которая произошла в России в 1917 году, привела к насильственной замене научной методологии на марксистскую. Такой подход не столько способствовал должному осмыслению исторических процессов, сколько нашёл своё выражение в сомнительных исследованиях и публикациях по указанной теме в крайне отрицательных и унизительных антицерковных тонах16, необоснованно развивая идеи насильственного характера крещения инородцев17.

Переходным событием от советской к современной историографии становится принятие в новой редакции Конституции СССР в 1977 году, где в статье 52 всем гражданам «гарантируется свобода совести, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается»18, однако проявление подобной свободы в науке осуществлялось постепенно.

Первым исследованием, в котором подчёркивалось, вопреки бытующему среди советских исследователей мнению, мирное крещение коренных народов Севера, был историко-этнографический очерк Н. А. Миненко19, а более всесторонний подход был представлен в сборнике «Вехи истории», вышедшем в 1989 году, в котором миссионерской деятельности Церкви во второй половине XIX в. — 1917 г. была уделена отдельная глава20

Интерес учёных к указанной теме в различных её аспектах на протяжении последних тридцати лет только усиливался. Так, исследователи Е. Н. Коновалова и О. П. Цысь уделили особое внимание деятельности епархиального братства священномученика Димитрия Солунского, в том числе миссионерской направленности через книгопечатные издания и просветительские проекты21, историки А. М. Аблажей и Д. В. Городенко — вопросу распространения христианства в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах22, диссертационные исследования Г. Ш. Мавлютовой и В. Ю. Софронова — миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на территории Западной Сибири23.

Несмотря на определённую научную значимость и новизну указанных работ, они не претендуют на полное раскрытие указанной темы, оставляя для будущих учёных лакуны для дальнейшего исследования. Кроме того, ни в одном исследовании не используется многогранный исторический материал, хранящийся в отчётах епархиального архиерея о «состоянии Тобольской епархии», а также осмысление истории миссионерской деятельности среди коренного населения Тобольского Севера ещё никогда на современном этапе не было осуществлено священнослужителем, знающим практические тонкости церковных таинств, предварительной и дальнейшей катехизации новокрещёных.

  1. Устав об управлении инородцев. 1822 // ПCЗ-1. Т. 38. Ч. 1. № 29126. С. 394.

  2. Конев А. Ю. «Инородцы» — сословный проект империи: сибирская версия // Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII — начало XX века): Всероссийская научная конференция, Новосибирск, 25–26 августа 2014 года / Институт истории СО РАН; Ответственный редактор М. В. Шиловский. Новосибирск, 2014. С. 10.

  1. Основные направления миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // Патриархия URL: https://clck.ru/33nLmw.

  1. Краткое описание о народе остяцком, сочинённое Григорием Новицким в 1715 году. СПб., 1884.

  2. Зуев В. С. Материалы по этнографии Сибири XVIII века. (1771–1772). М.; Л., 1947.

  3. Шавров В. Н. Краткие записки о жителях Берёзовского уезда. М., 1871.

  4. Абрамов Н. А. Описание Берёзовского края // Записки императорского русского географического общества. СПб., 1857. С. 329–448.

  1. Абрамов Н. А. О введении христианства у Берёзовских остяков // ЖМНП. 1851. № 12. С. 1–22.

  2. Абрамов Н. А. Материалы для истории христианского просвещения Сибири, со времени покорения её в 1581 году, до начала XIX столетия. СПб.: 1854. 41 с.

  3. Сулоцкий А. И. Миссионерства Берёзовского края — Обдорское, Кондинское и в особенности Сургутское // сочинения: в 3 т. Тюмень, 2000. Т. 2. С. 789–801; Догуревич. Т. А. Свет Азии: Распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религ. верований инородцев этого края: На основании миссион. отчётов, записок путешественников и лучших исслед. по данному вопросу. СПб., 1897.

  4. Сулоцкий А. И. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881.

  5. Козлов З. Об инородческом Севере // ТобЕВ. 1911. № 6. Отдел неофициальный. С. 123–127.

  6. Козлов З. Из истории обращения инородцев Севера Тобольской епархии в христианство // ТобЕВ. 1911. № 15. Отдел неофициальный. С. 330–333.

  7. Елисеев Е. О епархиальной миссии. // ТобЕВ. 1911. № 20. Отдел неофициальный. С. 448–455.

  8. Шашков С. С. Исторические этюды. СПб.: издание Н. А. Шигина, 1872. 349 с.; Ядринцев Н. М. Сибирь, как колония: К юбилею трёхсотлетия: Соврем. положение Сибири. Её нужды и потребности. Её прошлое и будущее. СПб., 1882.; Потанин Г. Н. Очерки Северо-западной Монголии: Результаты путешествия, исполн. в 1876–1877 г. по поруч. Имп. Рус. геогр. о-ва чл. сотр. оного Г. Н. Потаниным. Вып. 1–4. — СПб., 1881–1883 гг.; Дунин-Горкавич А. А.

О деятельности Обдорской духовной миссии // Памятная книжка Тобольской губернии на 1908 год. Тобольск, 1908. С. 79–87.; Павловский В. Г. Вогулы. Казань: тип. лит. Унта, 1907; Василий (Бирюков), иеромонах. Состояние православного миссионерства в Западной Сибири после митрополита Филофея (Лещинского) до начала XIX в. // ПБ. 1907. № 3. С. 107–115.

  1. Базанов А. Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере: Тобольский Север. Ленинград: Институт народов Севера им. П. Г. Смидовича Главсевморпути при СНК СССР, 1936; Огрызко И. И. Христианизация народов Тобольского Севера. Ленинград, 1941.; Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Ново-Николаевск, 1923.

  2. Свешников Н. А. Христианизация народов Нижнего Приобья // Учёные записки Енисейского гос. пед. ин-та. 1959. Вып. 3. С. 91–111.; Кононенко В. А. Социально-политическая направленность и методы христианизации народностей Обь-Иртышского Севера // Научный атеизм, этика, эстетика. Л., 1971. С. 26–29.

  3. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Конституция URL: https://clck.ru/HY7fR.

  4. Миненко Н. А. Северо-Западная Сибирь в XVIII — первой половине XIX в. Новосибирск, 1975.

  5. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

  1. Коновалова Е. Н. Книгоиздание Тобольской губернии: (вторая половина XIX — начало XX в.). Тюмень, 2003. 254 с.; Цысь О. П. Православные общественно-религиозные организации Тобольской епархии во второй половине XIX — начале XX вв. Нижневартовск, 2008.

  2. Ямал — знакомый и неизвестный. Тюмень, 1995; Просвещение народов Севера: на материале Ханты-Мансийского автономного округа. Нижневартовск, 1997.

  3. Мавлютова Г. Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири: (XIX — начало XX в.). Тюмень, 2001; Софронов. В. Ю. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Западной Сибири в конце XVII — начале XX веков: дис. д-р ист. наук: 07.00.02. Барнаул, 2007.

Библиография

Абрамов Н. А. Материалы для истории христианского просвещения Сибири, со времени покорения её в 1581 году, до начала XIX столетия. СПб.: 1854.

Абрамов Н. А. Описание Берёзовского края // Записки императорского русского географического общества. СПб.: Типография императорской академии наук, 1857. С. 329–448. Абрамов Н. А. О введении христианства у Берёзовских остяков // ЖМНП. 1851. № 12. С. 1–22.

Базанов А. Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере: Тобольский Север. Ленинград: Институт народов Севера им. П. Г. Смидовича Главсевморпути при СНК СССР, 1936.

Василий (Бирюков), иеромонах. Состояние православного миссионерства в Западной Сибири после митрополита Филофея (Лещинского) до начала XIX в. // ПБ. 1907. № 3. С. 107–115.

Догуревич Т. А. Свет Азии: Распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религ. верований инородцев этого края: на основании миссионерских отчётов, записок путешественников и лучших исследований по данному вопросу. СПб.: тип. П. П. Сойкина, 1897.

Дунин-Горкавич А. А. О деятельности Обдорской духовной миссии // Памятная книжка Тобольской губернии на 1908 год. Тобольск, 1908. С. 79–87.

Елисеев Е. О. епархиальной миссии // ТобЕВ. 1911. № 20. Отдел неофициальный. С. 448–455. Зуев В. С. Материалы по этнографии Сибири XVIII века. (1771–1772). М.; Л., 1947.

Козлов З. Из истории обращения инородцев Севера Тобольской епархии в христианство // ТобЕВ. 1911. № 15. Отдел неофициальный. С. 330–333.

Козлов З. Об инородческом Севере // ТобЕВ. 1911. № 6. Отдел неофициальный. С. 123–127.

Конев А. Ю. «Инородцы» — сословный проект империи: сибирская версия // Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII — начало XX века): Всероссийская научная конференция, Новосибирск, 25–26 августа 2014 года / Институт истории СО РАН; Ответственный редактор М. В. Шиловский. Новосибирск: Издательство Параллель, 2014. С. 6–20.

Коновалова Е. Н. Книгоиздание Тобольской губернии: (вторая половина XIX — начало XX в.). Тюмень: Опцион-ТМ Холдинг, 2003.

Кононенко В. А. Социально-политическая направленность и методы христианизации народностей Обь-Иртышского Севера // Научный атеизм, этика, эстетика. Л., 1971. С. 26–29.

Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Конституция URL: https://clck.ru/HY7fR (дата обращения: 20.03.2022 г.).

Краткое описание о народе остяцком, сочинённое Григорием Новицким в 1715 году. СПб.: Типография В. С. Балашова, 1884.

Мавлютова Г. Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири: (XIX — начало XX в.). Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2001.

Миненко Н. А. Северо-Западная Сибирь в XVIII — первой половине XIX в. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1975.

Огрызко И. И. Христианизация народов Тобольского Севера. Ленинград: Учпедгиз, Ленингр. отд-ние. По заказу Ленингр. пед. ин-та народов Севера, 1941.

Основные направления миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // Патриархия URL: https://clck.ru/33nLmw (дата обращения: 16.03.2022 г.) Павловский В. Г. Вогулы. Казань: тип. лит. Ун-та, 1907;

Потанин Г. Н. Очерки Северо-западной Монголии: Результаты путешествия, исполн.

в 1876–1877 г. по поруч. Имп. Рус. геогр. о-ва чл. сотр. оного Г. Н. Потаниным. Вып. 1–4. — СПб.: тип. В. Безобразова и К, 1881–1883 гг.

Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989.

Свешников Н. А. Христианизация народов Нижнего Приобья // Учёные записки Енисейского гос. пед. ин-та. 1959. Вып. 3. С. 91–111.

Софронов В. Ю. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Западной Сибири в конце XVII — начале XX веков: дис. д-р ист. наук: 07.00.02. Барнаул, 2007.

Сулоцкий А. И. Миссионерства Берёзовского края — Обдорское, Кондинское и в особенности Сургутское // сочинения: в 3 т. Тюмень, 2000. Т. 2. С. 789–801.

Шавров В. Н. Краткие записки о жителях Берёзовского уезда. М.: О-во истории и древностей российских при Московском ун-те, 1871.

Сулоцкий А. И. Тобольские и Томские архипастыри. Омск: тип. Окр. штаба, 1881. 25 с.

Цысь О. П. Православные общественно-религиозные организации Тобольской епархии во второй половине XIX — начале XX вв. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2008.

Шашков С. С. Исторические этюды. СПб.: издание Н. А. Шигина: Типография А. Моригеровскаго, 1872.

Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Ново-Николаевск: Сиб. обл. гос. изд-во, 1923.

Ядринцев Н. М. Сибирь, как колония: К юбилею трёхсотлетия: Соврем. положение Сибири. Её нужды и потребности. Её прошлое и будущее. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1882.

Ямал — знакомый и неизвестный. Тюмень: ИПОС, 1995; Просвещение народов Севера:

на материале Ханты-Мансийского автономного округа. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997.