logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Госпожа пустыни, процветшей райским садом!

13.04.2016|11:31

1162
1

Блудами первее преисполнена всяческими,

Христова невеста днесь покаянием явися,

Ангельское жительство подражающи,

демоны Креста оружием погубляет.

Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.

(Кондак)

Однажды, примерно в 474 году нашей эры, на корабле вместе с паломниками из Александрии в Иерусалим держала путь красивая молодая женщина. Имя ее было Мария, что переводится как «госпожа». В то время она и была «госпожой» над многими мужчинами, чьи взоры невольно приковывались к ее красоте. Ей были совершенно безразличны укоризненные взгляды верующих, ведь среди них все же находились пассажиры, которые попадались в ее ловкие сети. Все осуждающие ее за распутное поведение и подумать не могли тогда, что эта блудница со стажем станет оной из величайших святых жен Православной Церкви. Преподобная Мария Египетская действительно является столь великой подвижницей и уникальной святой, что ей, как ни одной из святых жен, посвящена целая неделя Великого поста.

Детство ее было вольным. С двенадцати лет она оставила родителей, из-за гордого нрава посчитав, что она сама себе хозяйка. В итоге, с лихвой вкусив греховного наслаждения от своей молодости и красоты, она попала в полный плен блудной страсти. С ней случилось то, о чем сказал в свое время преподобный Амвросий Оптинский: «После тщеславия всегда следуют помыслы блуда и возношения». И уже ни хлеба, ни ночлега, ни денег ей не нужно было, но лишь постыдных утех, ставших смыслом ее скверной жизни.

Но милостивый Господь, ревностно взирая на то, как юная Мария жаждет греха, всеведущим Промыслом Своим направлял ее к противоположному: в будущем она с еще большей жаждой будет стремиться от греха ко Христу, неутомимо испрашивая прощения в постоянной молитве. Ради того, чтобы великая грешница стала великой праведницей, Господь Вседержитель и устроил так, чтобы она попала на тот самый спасительный корабль с паломниками.

В Иерусалиме она продолжала бродить в поисках очередного партнера. Но в день Воздвижения Честнаго Креста Господня, с потоком людей она пришла к иерусалимскому храму и вошла в притвор. Когда Мария пожелала попасть внутрь храма, Господь невидимой рукой не позволил ей даже подойти к двери, хотя к святыням проходили толпы народа и каждый желающий мог свободно попасть в храм. После многих тщетных попыток она начала понимать неслучайность своего положения. Вдруг блудница почувствовала себя под взором Всевидящего Господа и с ужасом узрела свое греховное падение.

«В Новом Завете этот грех (любодеяния), — пишет святитель Игнатий Брянчанинов, — получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они соделались членами Тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним, уды Христовы претворяет в уды блудничи (1Кор. 6:15). Любодей казнится смертью душевною. От впавшего в грех блуда отступает Святый Дух; согрешивший признается впавшим в смертный грех, в грех, отъемлющий спасение, в грех — залог неминуемой погибели и вечного томления во аде, если этот грех не уврачуется благовременно покаянием».

Именно эта тяжесть не впускала блудницу зайти в храм. Со многими слезами припала она к иконе другой Марии – Пресвятой Богородицы, Чей нежный материнский взгляд подавал надежду на помилование. Только обильно омыв себя слезами раскаяния, пообещав Богородице немедленно отречься от мира и уйти в то место, куда укажет Матерь Божия, Мария смогла пройти в храм. Там она продолжила свой молитвенный плачь, дивясь милости Божией к ней грешнице. «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой» — таков был ответ на вопрошание Марии. Это она и исполнила, причастившись Святых Таин.

Бывшая «госпожа» над чужими телами и душами и раба лукавого стала истинной госпожой над своим телом и душой, полностью отдав жизнь свою в руки Всепрощающего и Всемогущего Господа.

Первые 17 лет в пустыне проходили в мучительной борьбе с греховными страстями в крайне строгом воздержании. Все эти годы она питалась только двумя с половиной хлебами, превратившимися в камень от жары. Так, будучи между смертью телесной и искушениями вернуться к прежней жизни, она достигла победы над собой. И после семнадцати лет уже не тревожили ее страсти, но она прибывала с Господом, Его Пречистой Матерью и святыми, уже на земле созерцая нетварный свет благодати Божией.

47 лет пустынножительства изменили ее до неузнаваемости. От палящего солнца тело ее стало черным, а волосы – белыми как луна. Но и по речи ее вряд ли кто-то мог узнать прежнюю Марию в этой отшельнице. Именно такой ее, по воле Божией, и встретил преподобный инок Зосима из Иорданского монастыря. Далеко в пустыне святая подвижница скрывалась от него, пока тот не отдал ей свой плащ, чтобы прикрыть наготу. К этому времени у святой Марии уже был дар прозорливости. Она обратилась к авве по имени, хотя не знала его, рассказала о многом, чего не могла знать.  Инок Зосима умолил святую поведать о ее жизни. Этот рассказ был покаянной исповедью, исповедью не простого грешного человека, но человека святого, который считает себя хуже всех людей и уже вкусил плоды Духа Святаго.

Грех блуда прощается Господом сразу после раскаяния и исповеди. Но то впечатление, остающееся в душе, то произошедшее нарушение устроения тела, души и ума – требует немалого времени для уврачевания и восстановления поврежденной целостности через благодать. На вопрос «отчего блудная похоть так сильно воюет в человеке?» в древнем Патерике есть такой ответ: «Потому что диавол знает, что блуд делает нас чуждыми Духа Святаго, как говорит Бог: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6:3)».

Как же тяжело изжить в себе последствия блудной страсти, длившейся без малого 17 лет. Однако для Всемилостивого Господа, как уже и для святой Марии Египетской, нет уже ее постыдного прошлого, ибо Он Один превращает бывшее в небывшее. По воле Господа мы знаем о всей жизни преподобной жены лишь по двум причинам: для примерного назидания и для того, чтоб вблизи греховной тьмы ее молодой жизни мы еще более дивились ее подвигам и святому сиянию ее чистоты. Теперь есть только  та святая, которую встретил Зосима, – в молитве парящую над землей, переходящую по воде через Иордан, досконально знающую Святое Писание, никогда не читав их, зрящую свет Божественной благодати.

Преподобный Зосима так восклицал о ней: «Во­ис­ти­ну нело­жен Бог, обещав­ший упо­до­бить Се­бе всех очи­ща­ю­щих­ся, на­сколь­ко это воз­мож­но смерт­ным. Сла­ва Те­бе, Хри­сте Бо­же наш, по­ка­зав­ше­му мне через свя­тую рабу Свою, как да­ле­ко от­стою от ме­ры со­вер­шен­ства». Подвижницу старец видел еще дважды: через год они условились встретиться ради Святого Причастия Таин Христовых и еще через год авва Зосима нашел Марию уже отошедшей ко Господу. Ей было около 76 лет. Только рядом со святыми мощами он узнал имя подвижницы. На камне, возле которого она лежала, была надпись:  «По­гре­би, ав­ва Зо­си­ма, на этом ме­сте те­ло сми­рен­ной Марии. Воз­дай персть пер­сти. Мо­ли Гос­по­да за ме­ня, пре­став­ль­шу­ю­ся месяца ап­ре­ля в пер­вый день, в са­мую ночь спа­си­тель­ных стра­да­ний Христовых по при­ча­ще­нии Бо­же­ствен­ной Тай­ной Ве­че­ри». К слову, святая не была обучена грамоте. Старый инок долго не мог в сухой земле выкопать могилу для святой подвижницы. Чудесным образом на помощь ему пришел огромный лев, который смиренно лобызал стопы отошедшей ко Господу Марии.

Насколько же актуален сегодня, своевременен пример Марии Египетской, жившей в шестом веке! Современность такова, что большинство информации открыто или прикрыто призывает к разврату. Увы, грехи, о которых не должно и говорить православным христианам, не щадят и их. Многие даже не считают блуд и прелюбодеяние грехами. Нередко люди выражают недовольство, когда духовенство обличает их в этих пагубных грехах, налагает посильную епитимию и требует потрудиться над изменением своей жизни.

Будем помнить, что по учению святых отцов: «В грех любодеяния падает тот, кто перед этим уже подпал под власть другой, главенствующей страсти: чревоугодия, сластолюбия, гордости, славолюбия, тщеславия, осуждения, гнева, высокоумия, то есть высокого мнения о себе». Поэтому не будем расслабляться, проявим внимание и бдительность в своей духовной жизни, чтобы не грешить и наследовать жизнь вечную о Христе Иисусе Господе нашем!

В пятую неделю Великого поста, дорогие читатели, давайте задумаемся о подвиге великой святой, помолимся ей о том, чтобы избежать нам и детям нашим губительной развратной страсти, испросим целомудрия, то есть телесной, душевной и духовной чистоты и целостности у Господа, чтобы мы могли принять дар Святаго Духа — ту Божию благодать, что делает нас живыми по истине.

«О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных, избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос, Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь».

Екатерина Ранинен, Тарас Борозенец