ГОРОД КАРТИН
29.12.2024|20:59
В начале декабря 2024г. настоятель храма Богоявления Господня города Ханты-Мансийска, иерей Константин Мемячкин, на несколько недель оказался с духовной миссией в городе Луганске (ЛНР), окормляя наших раненых бойцов в одном из госпиталей.
Каждая новая местность, новый город, село, область запечатлевается в памяти путешественника какими-то достопримечательностями, которые встраиваются в ассоциативный ряд отождествляясь именно с этой местностью, с этой частью путешествия. Это может быть что угодно: дом необычной архитектуры, заброшенная бензоколонка, могучее дерево посреди огромного поля. В общем, вариантов масса. В моей поездке такими достопримечательностями стали картины. Картины написанный неизвестными и по всей видимости не профессиональными художниками, а простыми жителями этого города. При этом картины были изумительные по своей красоте и технике исполнения. Будучи написанными красками на холсте, они смотрелись, как настоящие шедевры живописи.
Начну с той, что висела в моей комнате, а точнее их было две. Одна из них заняла центральную часть стены над моим спальным местом. Эта картина завораживала своей красотой и светом, что в общем-то и не удивительно, так как на ней была изображена Птица Феникс или, как ее прозвали у нас на Руси, Жар-Птица. К слову сказать, Птица Феникс в древнехристианской символике была символом Воскресения Христова. Ее часто изображали на стенах и в алтарях древнехристианских катакомбных храмов, как символ победы Христа над смертью. «…Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа» (1Кор. 15:55)? Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе!», — писал святитель Иоанн Златоуст в своем Пасхальном слове. Для меня она стала некой «путеводной звездой», символическим изображением иконы «Воскресения Христова», символом победы Света над тьмой.
Вторая картина представляла собой осенний пейзаж на берегу реки (озера). Кто-то соорудил из этой картины импровизированный иконостас вставив в верхнюю часть картинной рамы заламинированную икону Божией Матери «Споручница хлебов», а в нижний правый угол иконы с Распятием Христовым и Ангела Хранителя. Икона Божией Матери так органично вписалась в пейзаж, что пожелтевший камыш в центральной части картины воспринимался молящимся, как поля пшеницы подобные тем, что раскинулись в нижней части иконы «Споручница хлебов». А вся композиция была похожа на одну большую живописную и немного странную, но очень родную, икону или иконостас. Каждый раз, утром и вечером или уходя из дома мы вставали перед этим импровизированным иконостасом и вполголоса молились. Благословлялись. И выходили в путь…
Но так как город — это совокупность разных локаций, то и картины, которые мне довелось увидеть, тоже были разными. Были в данной местности локации в которых встречались картины не менее светлые и глубокие по своему содержанию, но написанные с использованием меньшего количества красок, в сдержанных тонах и в соответствующей технике. Оказавшись там, где данные картины имели место быть, ты внутренне становился более собранным, сконцентрированным, готовый в любой момент прийти на помощь, если придется. Сама окружающая обстановка заставляла вспомнить евангельские заповеди: «…и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.» (Мк. 12, 30-31) Здесь, как нигде, ты понимаешь важность молитвы, важность присутствия священника.
А вообще, город конечно большой. И картин в нем гораздо больше, но я не успел их все посмотреть. Может быть в другой раз…
Результатами моей поездки в Луганск стали не только помощь раненым бойцам и медперсоналу, но и пара стихотворений которыми я хотел бы с Вами поделиться.
Госпиталь
Скажи мне батюшка, что значит
«Любовь не ищет своего»?
Боец смущенно взгляд свой прячет,
«Никак я не пойму того,
Чего хотел сказать Апостол…»
Он отошел и сел за стол,
А я стоял и видел остров,
Где бой. Он тащит своего.
Тот тихо стонет кровь роняя.
Вокруг жужжанье «диких ос».
А парень тащит груз, стреляя
И размышляя про Любовь…
Я сделал вид свой поумнее.
Очки поправил на носу,
И подошел к столу, вернее,
Я сделал шаг — он на посту
Поднялся. Подойдя чуть ближе
Его я обнял и шепнул:
«Спроси у Друга, тот, кто выжил
Ответ он знает, что к чему…
Когда Любовь свое не ищет
Тогда все мысли о другом.
О том, кто помощь ждет, кто нищий
Быть может духом,
И о том, чье сердце слезное страдает,
Кто мучается — для того
«Любовь не ищет своего…»
Никогда не служил панихид я таких…
Никогда не служил панихид я таких,
В каждой строчке одни позывные.
Столько веры не видел в глазах, я, чужих —
От того они стали родные.
Я свои закрываю, и даже во сне
Все ж стараюсь за них помолиться.
Много горя сердца повидали в войне-
Посуровели юные лица.
«Старики» стали тише, зк спокойней —
Всех сравняла окопная мудрость.
И комбат для солдата отца стал родней —
Страшно всем и неясно, в чем трусость.
Так откуда у парня, в двадцать один год,
Вдруг берется отвага и сила.
Перебита нога, отморожен носок-
Откопался! Восстал из могилы…
Я молюсь за Страну, и за войнов ее
Дай им, Господи, крепость посильну.
Упокой кто усоп, и дай Здравие тем
Кто сегодня льет кровь за Россию.
19.12.2024г. Луганск