logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Доклад митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла на региональном этапе XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия»

26.11.2016|21:50

1715
0

Уважаемые члены президиума, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас на открытии регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

Проведение церковно-общественного форума Рождественских образовательных чтений уже стало доброй традицией. В 2017 году международный этап Чтений в Москве пройдет уже в 25-ый раз. За четверть века своего существования Рождественские образовательные чтения стали площадкой для обсуждения самых разных вопросов из области образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. В число важнейших задач Чтений входят развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного мировоззрения, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования и воспитания.

Именно поэтому среди представителей органов государственной власти, научной, педагогической и родительской общественности мы видим здесь людей, облеченных священным саном, представителей духовенства. Церковь не может оставаться в стороне от тех событий и трудностей, которые происходят в нашем обществе и с которыми порой сталкиваются наши граждане, будь-то явления социального или экономического порядка. Так было во все времена существования Церкви, так происходит и сегодня. И те многочисленные встречи между представителями государственной власти, общественности и церковнослужителями, которые мы наблюдаем, яркое тому подтверждение.

Деятельность современного священника сегодня не может ограничиваться стенами храма. В христианском восприятии мира обращение «братья и сестры» не является просто вежливым обращением к людям, но отражает глубокую онтологическую связь одного человека с другим. Все мы, как дети Божии, связаны тысячами и тысячами невидимых нитей, и благо одного человека напрямую зависит от состояния того, кто находится рядом. С другой стороны, все мы, вне зависимости от профессии, национальности или религиозной идентичности живем на одной земле, в одном государстве, и каждый по-своему желает, чтобы эта жизнь была лучше. Жизнь семьи, коллектива, и, конечно же, личная жизнь.

Региональный этап Международных образовательных Рождественских чтений — это важная церковно-общественная площадка, на которой подводятся итоги в сфере развития православного образования и воспитания на Югорской земле. Это собрание с участием представителей епархий, входящих в состав Ханты-Мансийской митрополии, позволяет увидеть, как мы исполняем завет Христов идти по всему миру и проповедовать Евангелие (см. Мк. 16:15), донося знание о Слове Божием каждому, кто в нем нуждается. На современном этапе развития общества вопросы воспитания и образования молодого поколения являются предметом особой заботы как самого общества, так государства и Церкви. Тема нынешних чтений  — «1917-2017: уроки столетия» — дает нам повод поразмышлять о том общем нашем прошлом, из которого мы все вышли. Если к нему относиться бережно и с любовью, если его не искажать и не забывать, то можно научиться тому, как изменить к лучшему и настоящее, и будущее. Трагические события 1917 года открыли в нашей истории новую страницу, и правильная оценка этих событий позволит нам усвоить уроки прошлого столетия и избежать трагических и болезненных ошибок в будущем.

Глубоко убежден в том, что для того, чтобы идти вперед, чтобы успешно развиваться дальше, нам, прежде всего, необходимо ясно понимать, что есть сердцевина традиционного начала в жизни нашего народа. Основой основ всей народной жизни всегда были и остаются ценности, проистекающие из Богозданной нравственной природы человека, опознаваемые совестью и разумно выражаемые в Божественном откровении. Именно на этих ценностях, несущих, по словам Николая Александровича Бердяева, отблеск Божественного света, и зиждется великая русская культура, которая тесным и непосредственным образом связана с образованием.

Не случайно, особенностью отечественного образования наряду с фундаментальностью всегда являлась его воспитательная функция. Образование есть обучение плюс воспитание; без воспитательной составляющей нельзя всерьез говорить о целостном образовании. Как мы воспитаем? — вот главный вопрос. В каком духе — духе истины или лжи? Духе веры, надежды и любви или духе магии, колдовства, сатанизма, рядящегося под безобидные, на первый взгляд, молодежные праздники. Еще в начале XX века император Николай II, осуществляя реформу образования в Российской империи очень четко сформулировал цель этой реформы: «чтобы в школе с образованием юношества соединилось воспитание его в духе веры, преданности престолу и Отечеству и уважения к семье, а также заботы о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине. Школа, из которой выходит юноша с одними лишь курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, с дисциплиною и уважением к старшим, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубное для каждого дела своеволие и высокомерие». Убежден, что нам необходимо бережно хранить этот подход к образованию в контексте любых реформ и изменений.

Сохраняя воспитательную составляющую образования, мы должны учитывать быстро меняющуюся реальность и стараться быть эффективными перед лицом современных вызовов, поскольку от этого во многом зависит не только нравственное просвещение молодежи, но и духовная безопасность всего нашего общества.

Именно такие воспитательно-просветительские цели преследует введенный во всех российских регионах в 2012 году предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Предмет этот пока преподается лишь в 4-м классе. С радостью хотел бы отметить, что большинство родителей и педагогов поддерживает расширение преподавания религиозных культур и светской этики на другие года обучения.

В 2016 году в развитии православного образования на Югорской земле нам удалось достичь некоторых успешных результатов. Выросло количество учащихся, выбравших для изучения модуль «Основы православной культуры». Это стало возможным благодаря пониманию, сотрудничеству и поддержке наших инициатив руководителями окружных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования и молодежной политики.

Вместе с этим все еще остается ряд вопросов, которые нам предстоит решать совместно с органами власти, педагогами, представителями других религиозных общин России. Серьезное беспокойство вызывает ситуация с введением курса «Основы религиозных культур и светской этики» в некоторых муниципальных образованиях. Поступают тревожные звонки о том, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля для своих детей, включая православную культуру. Это зачастую происходит вследствие неверной трактовки некоторыми руководителями образовательных организаций и органов управления образованием понятий «светскости» государства. Хотелось бы напомнить, что преподавать «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур» предложила Церковь, чтобы обеспечить нравственное воспитание детей из нерелигиозных семей. Но, к сожалению, очень часто эти модули используются для того, чтобы лишить православных людей возможности изучать свою собственную культуру. Надеюсь, что эти перекосы будут исправлены.

Отдельного внимания заслуживает обеспокоенность родителей учащихся о том, что преподаватели, которым поручается обучать детей по модулю «Основы православной культуры» не обладают достаточной квалификацией, а также обеспокоенность самих педагогов, которым приходится тратить немало времени и  усилий для подготовки к урокам по различным модулям. И для того, чтобы снять эти обеспокоенности, мы должны уделить особое внимание подготовке педагогов.

Призываю Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры и «Институт развития образования» рассмотреть возможность проведения курсов повышения квалификации педагогов ОРКСЭ по отдельным модулям во взаимодействии с представителями традиционных религиозных общин. Задачи воспитательного характера решаются не только в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», но и в рамках других учебных курсов, и в частности, «Социокультурные истоки». Считаю необходимым распространить опыт по реализации этой программы в г. Сургуте и Нижневартовске и на другие муниципальные образования нашего округа, создав на базе Регионального Координационного совета по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся специальный орган управления введением программы «Социокультурные истоки» с привлечением методистов Истоковедения Издательского Дома «Истоки» (г. Москва), педагогов-практиков.

Другой вопрос — статус кадетских классов и кадетских классов, реализующих казачий компонент. Необходимо законодательно закрепить их взаимодействие не только с представителями казачьих обществ, но и с православными религиозными организациями на уровне епархии или приходов, что важно для духовно-нравственного и патриотического воспитания кадетов, которые порой лишены возможности вживую прикоснуться к казачьим традициям, основанным на православной вере. Воспитанники должны иметь возможность встречаться со священнослужителями, участвовать в богослужениях. Такой уклад уже давно существует в большинстве казачьих кадетских корпусов. Кроме того, крайне важно относиться к праву родителей воспитывать и давать образование своим детям в соответствии с собственными религиозными и мировоззренческими убеждениями, что находится в полном соответствии со всеми международными актами в сфере образования, в том числе европейскими. Школа должна учитывать пожелание родителей воспитывать детей в своей религиозной традиции и с уважением относиться к свободе их выбора, и уж никак не направлять волеизъявление в ту сторону, которая желательна для руководителя образовательной организации или для отдельных педагогов.

Знание собственной религиозной традиции и культуры способно не только интеллектуально обогатить человека, но и воспитать в нем уважение к представителям иных религиозных культур и традиций. Известно, что сегодня политические экстремисты пытаются использовать религиозные убеждения людей, не имеющих достаточных знаний о своей вере, в злонамеренных целях, что нередко приводит к формированию искаженных или даже фанатичных взглядов, способных нанести большой вред личности и государству. Так, в исправительных учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по ХМАО – Югре отмечается активизация пропаганды среди заключенных идей радикального экстремизма. Нередки случаи обращения христиан в ислам экстремистского толка. И происходит это не «благодаря» проповеди исламского духовенства, а благодаря псевдорелигиозной деятельности самих заключенных, нередко подверженных влиянию идей радикального ислама. Следует отметить и весьма слабую работу самого исламского духовенства нашего округа по проповеди традиционного ислама и по профилактике распространения радикально-исламистских идей в стенах исправительных учреждений. Верующие мусульмане подолгу не получают должного попечения и окормления своих пастырей. По некоторым данным только из нашего округа уехало воевать в Сирию более 400 человек.

Опыт служения представителей Русской Православной Церкви может быть очень и очень полезен. Регулярные встречи с духовенством, совершение богослужений, проведение конкурсов православной живописи в рамках Всероссийского смотра религиозной деятельности осужденных – все это помогает пресечь пропаганду идей радикального ислама среди заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях  нашего округа.

Хотелось бы с удовлетворением отметить, что Рождественские чтения приобретают всё более практический характер. Во многих благочиниях уже прошли муниципальные Рождественские чтения, являющиеся своеобразным подготовительным этапом. Их участники получили возможность поделиться практическим опытом, наработками и материалами по направлениям своей деятельности.

Церковь готова и дальше сотрудничать со всеми теми, кому небезразлична судьба будущих поколений, и здесь она готова предложить самое ценное, что есть у нее – тысячелетний опыт духовно-нравственного преображения человека. Этот опыт основан на заповедях Спасителя, и представляет собой результат деятельной жизни миллионов подвижников веры и благочестия.

Завершая свой обзор, хотел бы сказать следующее. Духовное просвещение и воспитание — это важнейшая составляющая церковной миссии, которая является делом каждого из нас. Каждый из нас на месте своего служения в соответствии со словом Священного Писания призван проповедовать Царствие Божие и учить о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением (Деян. 28:31).

От души желаю всем вам крепости душевных и телесных сил, помощи Божией в предстоящих трудах. Благословение Божие да пребывает со всеми вами.