logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Десятословие и Блаженства

07.11.2022|18:51

418
1

Заповеди блаженств (макаризмы, от греч. Μακάριος — счастливый, блаженный) наиболее полно изложены в Евангелии от Матфея (Мф. 5:3 – 12), а в сокращенном виде – в Евангелии от Луки (Лк. 6:20 – 23).

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Они находятся в самом начале Нагорной проповеди Спасителя, являясь для неё смысловым истоком и сердцевиной. Сама же Нагорная проповедь является основой всего евангельского нравственного учения Господа.

Заповеди блаженств занимают такое же центральное место в Новом Завете, какое занимают десять заповедей пророка Моисея в Завете Ветхом (Декалог или Десятословие) (Исх. 20:2 – 17).

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Девять заповедей блаженств Христа являются дополнением и исполнением десяти заповедей Моисея. Блаженства и Десятословие соотносятся так же, как соотносятся между собой Ветхий и Новый Заветы: как обетование (пророчество) и исполнение, прообраз и первообраз, путь и цель. Блж. Августин говорил, что «Новый завет в Ветхом скрывается, а Ветхий в Новом открывается». Это в полной мере относится и к сердцевинам нравственного учения двух Священных Заветов – краеугольным заповедям. Блаженства Спасителя таинственно скрываются в заповедях Моисея, которые в свою очередь находят своё исполнение, полное раскрытие в заповедях блаженств.

Как между прообразом и первообразом между ними есть как различия, так и сходство.

Ветхозаветные заповеди в целом имеют отрицательный характер, поскольку выражаются в форме запретов определенных грехов. Новозаветные же имеют ярко выраженный позитивный характер, поскольку указывают на положительную цель христианской жизни (блаженство), положительные духовные свойства и добродетели, которые к этой цели приводят.

Если декалог Моисея требует от человека веровать в единого Бога и придерживаться основанной на этой вере традиционной человеческой нравственности, воздерживаться от зла, то блаженства Христовы раскрывают предельное духовно-нравственное совершенство, которое человек призван воплотить в своей жизни с помощью Божией. Нравственность Ветхого Завета направлена на то, чтобы мир не стал адом; нравственность Нового – чтобы мир стал Раем через твоё личное обращение ко Христу и Его принятие в своё сердце. Макаризмы и всё нравоучение Христа есть свидетельство того, что Царство Небесное уже здесь на земле, внутри каждого уверовавшего и обратившегося ко Господу.

В Десятословии, как и всём Ветхом Завете, мы не находим разработанного учения о блаженной загробной жизни праведных, там нет обетований вечных благ, которые должны последовать за исполнением человеком Божьих заповедей. Декалог сосредоточен на земной человеческой жизни и воздаяние от Господа за свои свершения он получает именно в этой жизни. Участь всех умерших незавидна. Всё души ждёт шеол (в переводе «яма», «могила», «преисподня»), где они находятся до суда Божия.

Макаризмы, напротив, всецело сосредоточены на Царствии Небесном. Новозаветные блаженства – это блаженства не земного благополучия, но вечного Царствия Божия, которое начинается уже здесь, в сердце человека. Ещё, будучи здесь, на земле, верующий праведник уже живёт там, в Царстве Небесном, уже зрит Бога, непрестанно радуется и веселится, уже насыщается Божьей правдой. Он – ещё в мире, но уже не от мира.

Блаженства свидетельствуют о победе Христа над адом и смертью, об освобождении праведных душ из преисподней темницы. Ведь, Спаситель разрушил козни диавола, восторжествовал над грехом, тлением и смертью. После Своей смерти на Кресте Его человеческая душа вместе с Его божеством сошла во ад, где пребывала до Своего воссоединения с телом в воскресении; Христос разрушил врата адовы, вывел оттуда вместе с Собой души всех ожидавших Его усопших праведников (см. Деян. 2:30-31; 1Пет. 3:18-19). Так исполнились ветхозаветные пророчества:

«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14)

Ветхозаветный декалог разделяется на две скрижали, которые соотносятся с двумя главнейшими заповедями – любовью к Богу и любовью к ближнему – конкретизируют и раскрывают их. На две части, соотносящимися с двумя ключевыми заповедями, можно разделить и заповеди блаженств, хотя они и размещаются вперемешку. К заповеди любви к Богу относятся блаженства 1, 2, 4, 6. Любовь к ближнему раскрывается в блаженствах 3, 5, 7, 8, 9.

Также их можно разделить на внутренние и внешние, которые в свою очередь можно разделить на активные и пассивные. Внутренние (1-6) касаются преображения внутреннего мира человека, его сокровенной духовной жизни; внешние активные (5, 7) — отношений с ближними; внешние пассивные (8-9) предупреждают о трагических последствиях праведной жизни, о реакции на неё со стороны лежащего во зле мира.

Первые служат основанием для вторых и третьих, которые являются выражением и воплощением первых. Христианская жизнь разворачивается изнутри во вне, из внутреннего человека к внешнему, из сердца в душу, из души во внешний телесный мир. Наши отношения с внешним миром состоят из того, как мы на него воздействуем, и того, как он воздействует на нас.

В отличие от заповедей Десятословия каждая из заповедей блаженств имеет четкую троичную структуру и состоит из обозначения единого духовного опытного состояния верующего (блаженства) в начале, определённой добродетели в середине и её плода, результата в конце.

Из блаженства проистекает добродетель, которая приводит к Божьей награде. Под блаженством следует понимать облагодатствование духа и души, приобщение человека благодати Божией, которая даёт человеку силы вести добродетельный образ жизни и сподобиться в итоге Царства Небесного. В триединой структуре макаризмов выражается универсальный синергетический способ христианской жизни. Благодатное блаженство даруется от Бога. Добродетель формируется, главным образом, от человеческих усилий. Царство Божье достигается благодаря их взаимодействию.

Иерей Тарасий Борозенец