logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Деревянная православная храмовая архитектура конца XIX- начала XX века на территории Ханты-Мансийского района ХМАО-Югры

20.10.2017|13:27

3029
1

Иерей Константин Мемячкин, клирик храма

 в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Ханты-Мансийск),

руководитель архитектурно-строительного отдела

Ханты-Мансийской епархии,

Е.В. Шуляк, кандидат исторических наук, 

доцент кафедры социально-экономических

и гуманитарных дисциплин Ханты-Мансийской

государственной медицинской академии

 

 

ДЕРЕВЯННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 

Аннотация. В статье освещается архитектура деревянных православных храмов Сибири конца XIX начала  XX века, в частности, расположенных на территории Самаровского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также их судьба в советское и постсоветское время.

 

В течение многих столетий православная вера была и остается источником вдохновения, эталоном красоты для разных творческих процессов, в том числе, и для храмостроительства.

Для русской храмостроительной практики изначально была характерна работа по «образцу», с обращением к тем сооружениям, которые были приняты церковным сознанием за канонические. Архитекторы рубежа XIX – начала XX века в своих проектах использовали традиции русского деревянного зодчества, складывавшиеся веками, тем самым утверждая преемственность традиций Православия.

Деревянное русское православное зодчество ориентировалось на византийский канон и на конструктивные особенности материала. Кроме прямоугольных планов, в архитектуре православных храмов часто использовались восьмигранные формы, позволявшие увеличить площадь помещения и при необходимости развить прямоугольный план в крестообразный за счет пристроек. В венчающих частях здания часто применялись четырехскатные покрытия с главками. Эти формы были перенесены русскими переселенцами на осваиваемые ими сибирские земли.

Следует отметить, что в XIX веке в каменной и деревянной храмовой архитектуре господствовал стиль классицизма. Строительства храмов, в том числе деревянных, на территории Сибири в конце XIX – начале XX вв. велось по типовым проектам. Среди типовых проектов встречались простые клетские церкви с двухскатным и четырёхскатным покрытиями, завершённые единственной восьмигранной главкой на восьмигранном основании, а также храмы, имеющие в плане крест. Встречались также проекты и с ветвями креста, примыкающими к восьмерику, перекрытому невысоким шатром с восьмигранной главкой, восьмигранные объемы с шатровыми завершениями.

Однако наибольшее распространение в Сибири имели трапезные храмы или храмы «кораблем». «Корабль церкви» ассоциировался с Ковчегом спасения, устремленным абсидами алтаря к востоку, к Солнцу Правды Христу. Внешние формы храма «кораблем» варьировались. Центральный объем делался выше трапезной и алтарной абсиды и мог быть перекрыт четырехскатной двухъярусной кровлей с простой маленькой главкой на восьмигранном барабане, трапезная перекрывалась обычной двускатной кровлей, а восьмерик колокольни на притворе имел шатровое завершение. Силуэт колокольни значительно обогащался за счёт слуховых окон и треугольных фронтончиков по сторонам граней колокольни. Четырёхскатная кровля храма завершалась пятиглавием, где центральная глава венчала световой барабан, а четыре боковых главки были глухими [1].

Многие русские православные церкви, в том числе и сибирские, имели трехчастную структуру, в которой сакральная ценность частей здания увеличивалась с приближением к алтарю. Притвор под колокольней, предназначенный для пребывания «оглашенных», центральный объем с подкупольным пространством, где находились «верные», алтарь, где находились священнослужители.

Одной из отличительных черт архитектуры сибирских населенных пунктов вплоть до ХХ века было преобладание деревянной застройки. В то время как в Европейской России уже свертывалось рубленное храмостроительство, а дерево как материал городского храмостроения изживало себя, в Сибири продолжало оттачиваться плотничное искусство. Древесина сохранила ведущее место в строительстве. Относительная дешевизна, доступность и знание технологий строительства делали древесину незаменимой. Популярность дерева в строительстве объяснялась также короткими сроками возведения, высокими гигиеническими и теплотехническими характеристиками построек.

Потребность в массовом строительстве храмов в 1840-х – начале 1850-х годов была обусловлена их нехваткой на огромной территории Сибири. Была разработана специальная серия упрощенных проектов небольших, по преимуществу деревянных, храмов.

В качестве пособия по проектированию храмов в 1898 г. было выпущено «Руководство к устройству каменных и деревянных церквей с сообщением мер к более продолжительному, в прочном виде существованию церквей в Империи». Автор работы — саратовский инженер-архитектор А.М.Салько.

В 2003г. издательством «Logos» при поддержке Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры по благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского был выпущен альбом «Образцовые проекты церковных строений», в который включены лучшие проекты церковных сооружений, одобренные в XIXв. Святейшим Синодом. В состав альбома вошел «Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренный для руководства при церковных постройках и селениях». Он был издан Святейшим Синодом, напечатан в Синодальной типографии в царствование императора Николая II в 1899 г. и являлся переизданием «Атласа проектов церквей сельских построек, изданный от Департамента сельского хозяйства» 1853 года издания.

На территории ХМАО-Югры сохранились деревянные храмы, построенные в конце XIX — начале XX в.: храм в честь иконы «Всех скорбящих радость» в поселке Зенково, храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Селиярово, храм «Всех Скорбящих Радость» в селе Елизарово и некоторые другие.

Деревянная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радость» в посёлке Зенково была построена в 1908 году. Архитектура памятника подверглась существенным разрушениям, в связи с чем до наших дней сохранилась с переделками лишь нижняя её часть. Характер венчающих форм не был установлен. Согласно воспоминаниям местной жительницы Н.Н. Плесовских купола сняли в 1938 году [2].

Одноэтажная деревянная церковь в селе Селиярово была построена в 1873 году «на пожертвования прихожан и пособия от казны». Здание церкви, обшитое по горизонтали тесом, было установлено на кирпичном фундаменте. В композиционно-архитектурном плане церковь Успения Пресвятой Богородицы имела традиционную трехчастную композицию и представляла собой одноглавый кубический храм с пятигранным алтарным прирубом у восточной стены храма, пониженной прямоугольной трапезной и колокольней с западной стороны храма. Хотя сооружение главки на стройном барабане, венчавшей крестообразную скатную крышу являлось архитектурным и смысловым акцентом, в объемно-пространственной композиции здания явно доминировала колокольня с шатровым завершением, построенная по типу «восьмерик на четверике», придавая церкви заметный вертикальный акцент. В наружном убранстве храма ощутимы классицистические черты, о чём свидетельствуют прямоугольные формы оконных проёмов с треугольными карнизами-сандриками, пилястры, подчеркивающие углы здания, венчающие храм треугольные фронтоны. Заметной деталью южного и северного фасадов храма, а также притвора являются круглые окна, которые, выполняя функциональную роль, одновременно несут и эстетическую функцию, оживляя сдержанный фасад. Вместе с тем, в облике памятника можно уловить связь с русскими национальными истоками деревянного зодчества, примером чего является шатровое завершение колокольни. Формы наличников, ориентированные на подражание каменным зданиям, смягчает резная отделка в виде накладных ромбов и розеток, желобков и кисточек, орнаментика которых, вероятно, имеет своим источником народные мотивы и традиционна для народного искусства. Также традиционна и фигурная обработка опорных столбов крыльца. Примечательно, что здание церкви сохранило свое главенствующее значение в системе застройки села. В 2001 году началось восстановление храма, а уже 12 сентября 2004 года возрождённая церковь Успения Пресвятой Богородицы была торжественно открыта [3].

Деревянная церковь в поселке Елизарово Ханты-Мансийского района была перестроена из часовни в 1891 году по инициативе одного из прихожан села и освящена в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» по благословению Преосвященнейшего Авраамия, Епископа Тобольского и Сибирского. Она была покрыта тесом, а колокольня, купол и алтарь – листовым железом. В 1897 году, церковь была обшита тесом, выкрашена белой масляной краской и обнесена деревянною решетчатою оградою. Кресты на куполах храма были окрашены жёлтой краской. Окон в церкви было всего 9, каждое из которых было длиною около 1,24м., а шириною около 0,84 метра. Окна имели по 2 глухих створчатых ставни, а также внутренние железные решётки. В верхней части храмового пространства, на северном и южном фасадах, вверху располагались круглые окна с двойными стеклами в одной раме и железными решётками. Внутри храма и паперти стены и потолок были обтянуты холстом и выкрашены голубой краской, а стены в алтаре – розовой краской, потолок же во всех частях храма был выкрашен белой краской. Ширина алтаря составляла 9,2 м., а длина – 1,07 метра. В алтаре храма было 2 окна. Деревянный престол был устроен на деревянном фундаменте в 1890 году.[4]. С 2014г. Ханты-Мансийская епархия с администрацией Ханты-Мансийского района решает вопросы восстановления храма.

Из воспоминаний Д.М. Змановского о  храме в Нялино известно, что он  «… своей архитектурной особенностью не отличался от своих собратьев в Зенково, Скрипуново, Конёво и Шапше. Могли быть небольшие разницы в размерах, зависящие от числа прихожан. Могли быть отличия, связанные: с углом наклона (ската) крыши, шириной барабана и объёмов глав, высокой колокольни. Все деревянные церкви местной округи были побелены, но всё же у нялинской церкви было отличие в том, что колокольня была обшита в ёлочку и покрашена через две дощечки светло-вишневой краской». 17 февраля 1930 года постановлением общего собрания граждан деревни Нялино было принято решение: имеющуюся в деревне Нялино церковь передать для культурных целей – под клуб. Президиум Самаровского РИКа оперативно это постановление утвердил [5].

Деревянные храмы конца XX – начала XX века, расположенные на территории Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обладали богословской символикой, характерной для православных храмов нашего Отечества, являлись особенными культовыми архитектурными сооружениями. Ныне они являются памятниками архитектуры и культуры, охраняемыми государством.

Проведя анализ архитектуры сохранившихся до сегодняшнего дня деревянных храмов и изучив архивные документы можно предположить, что деревянные храмы в Ханты-Мансийском районе конца XIX — начала ХХ в.в. были построены по типовому проекту №22 альбома типовых проектов «Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренный для руководства при церковных постройках и селениях» напечатанного в Синодальной типографии в 1899г.

 

Список источников и литературы

 

  1. Журавлёва С.С. Традиции деревянного зодчества в типовых храмах Сибири (конца XIX — начала XX века) // Баландинские чтения. Новосибирск, 2014. С. 235-239.
  2. Церковь в честь иконы «Всех скорбящих радость» в селе Зенково. URL: http://iknugra.ru/istoriko-kulturnoe-nasledie-yugri/pamyatniki-arhitekturi-i-gradostroitelstva/.
  3. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Селиярово. URL: http://iknugra.ru/istoriko-kulturnoe-nasledie-yugri/pamyatniki-arhitekturi-i-gradostroitelstva/.
  4. Казённое учреждение «Государственный архив ХМАО-Югры» Ф. 26. Оп. 1. Дело 2. Л. 5 об. — 9.
  5. Струсь В. Во имя Петра и Павла // Подорожник. Тюмень: Мандр и Ка, 2012. Выпуск 13. С. 293, 298.