Честнейшая и славнейшая!
16.04.2016|04:28
«Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки»
(Пс. 44:18).
В субботу на пятой седмице Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.
Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя Божией Матерью от нашествия врагов.
Акафист Пресвятой Богородице – хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии, сочиненный в Византии в период между V и VII вв. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Георгий Писидийский (VII в.) или патриарх Константинопольский Сергий (VII в.).
В современной богослужебной жизни Православной Церкви византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать первенствующее и исключительное положение. Об этом свидетельствует тот факт, что это единственный из всех акафистов, который был вписан в богослужебный устав. Его твердое место – в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота называется «Субботой Акафиста» или «Похвалой Пресвятой Богородицы».
Пресвятая Богородица, произросла из царского рода Давидова, была обещана пророками, подвигом Своей жизни удивила даже ангелов. Для всех православных Она является благой Заступницей и сострадательной Помощницей. Сам Господь наш Иисус Христос, находясь на голгофском Кресте, усыновил все человечество в лице Иоанна Богослова Своей Марии: «Жено, – се сын Твой! Се – Мати Твоя!»
Все, кто соедияется со Христом – любимейшим Сыном и Господом Пресвятой Богородицы – через Святое Причастие, имеют и особое Ее попечение над собой. Имея бесконечную материнскую любовь к людям, Она является усердной Ходатаицей перед Сыном Своим за нас грешных и немощных.
На иконе «Отрада и утешение», изображающей Пресвятую Марию с Богомладенцем, мы наглядно убеждаемся в Ее неустанной любви к людям. С любовью Она убирает руку Младенца Христа от уст Своих, чтобы снова и снова просить у Него милости для людей.
Еще при земной жизни Пресвятая Владычица явила силу Своих просьб к Спасителю о человеческих нуждах. Первое чудо, совершенное Господом, было совершено по просьбе Пресвятой Матери Его в Канне Галилейской.
«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит ей: что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой» (Ин. 2:2‑4).
Зная о Божественной силе Сына, Пресвятая Мария сама просит за людей, видя их положение. И Сын исполняет Ее прошение из великой любви к Ней.
Матерь Божия – «Свет миру и обновление естества человеком», «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». Ближе Нее ко Господу нет никого ни на Небе, ни на земле. Ведь, Она носила во чреве Самого Бога Творца, после чудесного Рождества своими руками пеленала Господа Своего и Своими же руками соткала Ему тот самый хитон, который жребием делили воины, распиная Ее Сына!
«Матерь Спасителя мира, Она более всех открыта присутствию и действию Своего Творца, – говорит протоиерей Александр Шаргунов. – Мы называем Ее Царицей неба и земли, потому что Она — Мать Царя, Творца и Владыки мира видимого и невидимого. И чем больше Ее смирение, тем больше возвышает Ее Господь. Чем больше Она раба Господня, тем больше Царица. Благодаря Ее исключительному участию в деле спасения всего человечества, совершенного Ее Божественным Сыном, Она первая получает дар спасения».
Воздавая похвалу Пресвятой Богородице, восклицая Ей: «Радуйся!», мы и сами приобщаемся к блаженной радости, слыша в своих преображенных верой сердцах Ее ответ: «Радуйтесь – Я всегда с вами!»
Екатерина Ранинен