Апостол Любви
20.05.2016|10:25
Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Иоанне Богослове,
и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове
(Величание)
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии ‑ дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом. По молодости своей ученик обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес).
Среди апостолов бывший рыбак Иоанн выделялся особой девственной чистотой, внимательностью к каждому слову Спасителя, кротостью и жертвенной любовью. Можно сказать, что весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова и есть служение Любви. За это Господь особенно любил его и сохранил жизнь ученика Своего на многие годы.
Избранность святого евангелиста мы можем проследить по многим моментам его жизни и его пребывания со Христом:
— Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира. Только родители умершей девушки и три апостола: Петр, Иаков и Иоанн были допущены Христом до слышания слов «талифа куми» и чудесного воскрешения юной девицы.
— Апостол Иоанн вместе в Иаковом и Петром был свидетелем Преображения Господня на Фаворе.
— Апостолы Петр и Иоанн были посланы Христом приготовить место для Пасхи, место свершения Тайной Вечери.
— Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя и получил ответ.
— Во время моления о чаше в Гефсиманском саду также три избранных апостола, видевшие Преображение, находились поблизости с Иисусом Христом.
— Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы. Он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем.
— У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19:26‑27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.
— Апостолы Петр и Иоанн первыми услышали от Марии Магдалины о воскресении Христовом и поспешили к пещере.
— После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. И тут Господь показывает особую заботу о «сыне грома»! На четырнадцатый день пути Прохор увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес.
— В Ефесе апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе и за эту проповедь был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Эти чудеса являются доказательствами того, что святой Иоанн был особо исполнен Духа Святаго.
— Апостол Иоанн на пустынной горе был удостоен видения будущей участи мира. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1:8), – возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
— После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие ‑ великий дар православным христианам.
Апостол Иоанн прожил более ста лет и, в отличие от других апостолов, кончина его не была мученической. Да была ли смерть его как таковая? Это является одним из самых загадочных моментов Священного Предания. В конце жизни апостол удалился из Эфеса и просил учеников своих похоронить его еще живым, накрыв лицо платом. Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Зато ежегодно, 21 мая, на могиле стал выступать тонкий слой праха (или «манны»), приносивший исцеления. «Св. апостол Иоанн Богослов… дивным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах», – говорит святой прав. Иоанн Кронштадтский.
Смерть любимого ученика Господа нашего Иисуса Христа явила изменение «чина естества» – тление не коснулось тела «апостола любви». Этой победой над тлением подчеркивается его духовное родство с Пресвятой Богородицей, усыновившей Иоанна у подножия Креста Господня.
Проповедь Иоанна Богослова не была распространенной в географическом смысле, но, как и его Евангелие, несла свидетельство о воскресшем Христе не «вширь», но «вглубь».
Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним.
Его последние наставления своим ученикам и всем нам: «Дети мои, любите друг друга!»