Где село – там и храм
13.08.2013|07:23
Наши предки, основывая село, обязательно ставили храм. Это было таким знаком отличия. Если храм – то село. Революционные перемены смели прошлое. И все особенности устроения быта и жизни наших прадедов потерялись. Кто теперь поймет – село, деревня, хутор. Различия порой самые примитивные. А вот если храм – то в этом глубокий смысл. Однажды советник главы Ханты-Мансийского района Ольга Герардовна Князева заметила, что как только в районе стала возрождать духовность, стала возрождаться экономика, благоустраиваться жизнь на селе.
И действительно, в последние годы жизнь района постепенно преображается. Несомненно, это невозможно без осознания своей сопричастности к прошлому, без возрождения традиций, главной из которых для нашего народа является православие.
Уже не первый год часть населенных пунктов Ханты-Мансийского района окормляет священник Покровского храма Ханты-Мансийска иерей Владимир Василенко. Лето для батюшки – время миссионерства, учитывая труднодоступность сел и деревень района.
Рассказывают, когда-то в Нялино буквально развалилась жизнь семьи, глава которой использовал бревна старого храма для строительства коровника. Сам он впоследствии повесился, сын стал наркоманом. Но Бог не бывает поругаем.
И вот теперь здесь, в Нялино, уроженец района предприниматель Змановский решил построить церковь. Выкуплен дом, в котором будет работать воскресная школа.
Очень многому может научить нас жизнь, если пристальней вглядываться в происходящие события.
Жители Луговского приметили здание, в котором могла бы разместиться церковь. Но власти решили иначе и оборудовали помещение под магазин. Вскоре он сгорел. Теперь на месте сгоревшего магазина строят воскресную школу, будет воздвигнут с Божьей помощью и храм, в начале августа этого года в поселке была проведена первая после годов гонений на церковь Божественная литургия. В эти дни приняли крещение семь луговчан. А в 2012 году, как вспоминает отец Владимир, крестилось сразу 60 человек. Постепенно возрождается духовность, а вместе с ней и потребность в Доме Божьем.
К примеру, в Зенково старый храм, в котором долгие годы располагался клуб, убрали, облагородили сами жители деревни. Этим летом там был установлен крест на северной стороне алтаря, где, по воспоминаниям сельчан, похоронен служивший в деревне священник.
А на Илию Пророка в Новых Ярках состоялся крестный ход, который прошел по всему поселку. Люди доставали старинные иконы, выносили навстречу священнику и прихожанам. Многие из них высказали желание освятить дом, в который недавно въехали по программе переселения из Базьян и Сухорукова. Кстати, работая в архивах, я нашла обращение жителей деревни Скрипунова к всероссийскому старосте Калинину с просьбой вернуть им закрытый властями храм. И потом долгие годы иконы из храма хранились в семьях верующих. Вот такую ревность о вере проявляли наши предки. Ни одна молитва не бывает неуслышанной.
Такой же крестный ход был организован 14 августа в Красноленинском.
Отец Владимир рассказывает, что когда в Нялино освящали дом, молодая семья достала с чердака старинные иконы. Оказалось, что глава семьи – потомок одного из строителей нялинского храма, который возводили еще до революции. Пробуждается память, восстанавливается связь времен. Строятся церкви, воскресные школы. А вместе с этим возрождается село. Не стоять селу без храма.
Светлана Валерьева
Фотогалерея: