Покров Пресвятой Богородицы
13.10.2016|20:50
В Х в. в столице Византии Константинополе святой Андрей, Христа ради юродивый, с учеником своим Епифанием удостоились видеть над раскрывшимся сводом храма Пресвятую Богородицу с великим множеством ангелов и святых. Она молилась, держа над удостоившимся народом свой покров. Как орлица укрывает птенцов своих крыльями, так Богородица укрывала покровом молящихся чад своих. Это событие произошло во Влахернской церкви, где хранились бесценные святыни, доставленные из Иерусалима, ‑ омофор и пояс Пресвятой Девы.
«Величественная Жена, идущая от царских врат со страшною свитою, из которой честный Предтеча и Сын Грома [апостол Иоанн Богослов] поддерживали Ее своими руками… Преклонив колени, Она долго молилась, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо. …По окончании молитвы сняла с Себя наподобие молнии блиставшее покрывало, которое носила на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудесные эти мужи (Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на это распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там» (из статьи Ю.И.Рубан «Покров Пресвятой Богородицы», кандидата исторических наук, кандидата богословия).
Мы не можем представить себе ту величественную красоту, которую узрели святой Андрей и его ученик. Видение потрясло их. «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» ‑ спросил святой Андрей. Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Кем же были эти «чудесные мужи», узревшие подвиг молитвенного предстательства Богородицы за народ Божий?
Юродивый Андрей был родом из скифов. Скифами же в те времена нередко называли наших предков славян. Еще будучи мальчиком, он оказался в рабстве у стратилата восточных земель Феогноста. Ребенок приглянулся ему своей красотой, послушанием и прилежностью. Поэтому хозяин отдал его в школу для изучения Священного Писания, позже сделал его личным писцом. Семья правителя очень привязалась к мальчику. Его одевали в лучшие одежды, щедро одаривали. Однако самой блистательной его одеждой была усердная молитва к Богу.
Он молился настолько усердно, что сразился и победил демонские полчища. После победы Сам Христос вручил ему благоухающий венец юродства. На следующий же день жизнь дивного отрока стала жизнью скитальца. Его покровители долго сокрушались о происшедшем, но ничего не могли поделать.
«Многие годы святой терпел насмешки, оскорбления. Благодушно сносил он побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая ее другим нищим. За свое великое терпение и смирение святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости, спас многих от душевной погибели и обличил многих нечестивцев» («Житие Андрея Юродивого», монах Никифор, X век).
Епифаний с детства также вел угодную Богу жизнь. Будучи юношей, он встретил юродствующего Андрея и сразу узрел в сердце своем, что блаженный несет подвиг ради Христа. С тех пор оставался он духовным чадом святого.
Редкий человек может достичь такой чистоты сердца, чтобы удостоиться явления Самой Пресвятой Богородицы. Однако и сегодня каждый при искреннем желании может увидеть в своей жизни покровительство Царицы Небесной над собой и всем миром.
Тогда же, тысячу лет назад явление Покрова Матери Божией было ответом на молитвы византийского народа, устрашенного варварским набегом племен россов – наших предков. Пресвятая Богородица явила тогда Свою защиту и помощь грекам, поразила язычников, желающих разграбить Царьград с его неисчислимыми дворцами, храмами и святынями. Ее помощь была настолько явна, что поразила даже нападавших, привела их к покаянию и обращению от тьмы язычества к свету Евангельской Истины. Именно благодаря этому событию состоялось первое Крещение Руси при Киевских князьях Аскольде и Дире. Приснодева явила Свой Покров, чтобы защитить и спасти наших заблудших предков вместе со всеми их потомками, со всеми нами.
Неисследимы, неисповедимы тайны Промысла Божия, глубоко парадоксальны, невместимы для эвклидового человеческого рассудка. Чтобы победить, необходимо проиграть, чтобы найти себя, нужно от себя и от всего отречься, чтобы радоваться по настоящему, приходиться пострадать до крови и смерти крестной. Без Креста и смерти нет Воскресения. Без страдания не может быть спасения. «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:39) – говорил об этом Господь.
Тогда русские проиграли битву, но победили в самой главной войне – войне за спасение и обожение, за жизнь вечную в Царстве Христовом. Показательно, что сами греки, которым тогда Божия Матерь помогла, не отмечают праздник Покрова. Зато его торжественно празднуем мы – предки побежденных русичей. В этом состоит один из парадоксов нашей такой многострадальной, такой величественной и такой поучительной истории.
Своим святым омофором Божия Матерь покрывает людей, семьи, народы, поколения, все человечество, покрывает года, столетия и тысячелетия человеческой истории, объединяет всех верующих в Ее Сына в единой, святой, соборной и апостольской Православной Церкви.
Омофор является символом заблудшего агнца, которого нашел и взял на свои плечи Добрый Пастырь (см.: Мф. 18:12‑14). В руках Пресвятой Богородицы омофор становится символом другого Агнца – Ангца, Которого Она родила «нас ради человек и нашего ради спасения», Который пролил Свою пречистую Кровь на Кресте за наши грехи, даровал нам Жизнь Вечную в Своем Пресветлом Воскресении.
Да, крыло, покров, кровь – слова с одной словесной поляны. Но для верующих все они говорят не только и не столько о земном кровном родстве и взаимопомощи. Все они ‑ о небесном, духовном родстве во Христе Иисусе. «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28) – благовествует апостол Павел. Все православные, крестившиеся и облекшиеся во Христа, причащающиеся Его пречистых Тела и Крови, – братья и сестры Господни, родные дети Матери Божией.
Покров Богородицы учит нас истинному патриотизму – любви, во-первых, к своему небесному, а затем уже ‑ к земному отечеству. Христиане, прежде всего, призваны любить свою духовную Родину, Небесный Иерусалим, всем сердцем устремляться туда. Только эта любовь позволит нам по настоящему любить и свою земную Родину, возделывая и преображая ее по образу небесной.
«Радуйся, Радосте наша, покрый нас отвсякаго зла честным Твоим омофором!»
Екатерина Ранинен, Тарас Борозенец