logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Праздник полноты и утешения в Духе Святом

18.06.2016|11:30

1500
1

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси Божественным учеником Твоим.

(Величание)

После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили радостным ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он многократно являлся им. На глазах учеников Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Как огонь в очаге, поддерживали они в своих душах благодатное состояние дня Вознесения, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось еще одно из древних пророчеств: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима» (Ис. 2:3).

Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова. В нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и остановились. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее преображение, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

«Но по какой причине Он явился в виде языков? ‑ задает вопрос свт. Григорий Палама. ‑ Дабы показать, что Он — сроден Слову Божию; ибо нет ничего родственнее слову, чем — язык. Но также — и ради благодати учительства: ибо учитель о Христе нуждается в облагодатствованном языке. Почему же — огненные языки? — Не только по причине единосущия Духа с Отцом и Сыном, — ибо Бог наш есть Огнь, и то — Огнь, поядаяй беззаконие, — но также и по причине сугубости действия апостольской проповеди: ибо она должна была вместе и благодетельствовать и карать; как огонь устроен для того, чтобы и просвещать и опалять, так и слово учения о Христе — просвещает слушающих, а упорно же противящихся предает огню и вечному мучению. Языки же эти были, говорит Апостол Лука, — не «огненные», но — «как бы огненные», чтобы кто не подумал, что оный огонь (в «огненных языках») был чувственным и материальным, но так сказано — чтобы на основании примера — у нас было бы представление о явлении Духа. Почему языки явились для них разделенными? Потому что единственному только Христу, сошедшему с небес, не в меру дается Дух от Отца, ибо Он, также и по плоти, обладает всецелою силою и действием; ни на ком из иных не почила всеобъемлющая благодать Духа, но частично каждый — один одно, другой — другое получает из благодатных дарований, дабы кто не подумал, что даемая от Духа благодать святым, является Его не действием, а самым естеством».

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, ученики Христовы держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а также днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, посланного от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

«Но слыша, что Дух Святый посылается от Отца и Сына, ‑ замечает свт. Григорий Палама, ‑ пусть никто не подумает, что Он не — того же достоинства, что — и Они; ибо Он — не только из посылаемых, но и Сам из числа посылающих и благоволящих. Бог, говорящий чрез Пророка, являет это ясным образом: «Аз рукою Моею (Ис. 44:24) утвердих землю и прострох небеса (Ис.45:12), и ныне Господь посла Мя, и Дух Его» (Ис.48:16). И Христос чрез того же Пророка, в ином месте, говорит: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя» (Ис. 61:1). Итак, Дух Святой не только посылается, но и Сам посылает Сына, посылаемого от Отца, из чего явствует, что Он одного с Ними достоинства и естества и обладает тем же действием и честью, что Отец и Сын».

Все события земной жизнь Иисуса Христа были направлены на созидание Церкви, которая есть Тело Его, соборный Богочеловеческий организм. Своим зачатием, рождением, проповедью, чудесами, исцелениями, страданиями, крестной смертью, воскресением из мертвых и вознесением Христос созывал и собирал к Себе апостолов, других учеников и последователей, постепенно готовя их к тому, чтобы они стали живыми членами Его всесвятого Тела и сослужителями в дальнейшем Его созидании. Вся жизнь Спасителя возводила учеников к совершенному соединению в Его Теле-Церкви, что и совершилось в момент Пятидесятницы, когда произошло обещанное сошествие Святого Духа на апостолов, сообщившее им, а через них и всем верным всю таинственную, благодатную полноту единства со Христом.

После Пятидесятницы Церковь непрестанно продолжает Свой рост в мире путем приобщения к Ней все новых и новых членов. И это созидание Тела Христова будет продолжаться до скончания времен, когда к Нему приобщаться все, кто пожелал и был предизбран для этого – согласно премудрому определению и всезнанию Божию.

Дух Святой передается в Церкви сквозь время и пространство. Православное Предание – это Пятидесятница, длящаяся в веках. Предание, по мысли Владимира Лосского, это жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей свете, а не естественном свете человеческого разума. Это – тот истинный гнозис, который подается действием Божественного Света, дабы просветить нас познанием славы Божией (2 Кор. 4:5), это то единственное «Предание», которое не зависит ни от какой «философии», ни от всего того, что живет «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). В этой независимости от какой бы то ни было исторической случайности или естественной обусловленности – вся истинность, характерная для церковного Предания. «Познайте Истину и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Нельзя ни познать Истины, ни понять слов Откровения, ни приняв Духа Святого, а «там, где Дух Господень, там и свобода» (Кор. 3:17). Эта свобода детей Божиих, противопоставленная рабству сынов века сего, выражается в том «дерзновении», с которым могут обращаться к Богу те, кто знает, Кому поклоняются, ибо поклоняются они Отцу «в Духе и Истине» (Ин. 4:23‑24).

Как видим, великий двунадесятый праздник Пятидесятницы – это праздник ниспосланного Святого Духа, праздник пославшего Его и завершившего Свое земное спасительное служение Господа нашего Иисуса Христа, праздник всей Пресвятой Троицы, праздник Церкви и Ее благословенной миссии. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19‑20). Господь все сделал ради нас и нашего ради спасения. Теперь – дело за нами.

Екатерина Ранинен, Тарас Борозенец