Человек Тарас Шевченко
10.03.2016|03:57
Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын
человеческий, что Ты посещаешь его?
(Пс. 8:5).
10 марта – день церковной памяти святителя Тарасия, Патриарха Константинопольского, который готовил и возглавлял VII Вселенский Собор, защитивший православное почитание святых икон. В этот же день 155 лет назад скончался выдающийся российский и украинский литератор и художник Тарас Григорьевич Шевченко. Вчера 9 марта отмечалось 202 года с дня его рождения.
Сегодня трудно найти человека, который бы не знал этого имени. Однако до сих пор идут жаркие споры о том, каким же человеком он был? Лично для меня и многих моих тезок этот вопрос особенно актуален, поскольку мы были названы родителями в честь этого великого сына украинской земли.
Обычно, когда рассуждают о Тарасе Шевченко, говорят о его гениальности как поэта, художника, общественного деятеля Действительно Тарас Григорьевич – это незаурядная личность. Но если он – гений, то гений чего? В чем суть его одаренности и достижений?
В школе меня учили, что он – пророк революции, нещадный обличитель царизма, защитник эксплуатируемого народа от панской несправедливости. В мои школьные годы Шевченко рассматривался как предтеча и ярчайший проповедник советского коммунистического мифа. Именно в этом видели его гениальность.
«Поховайте та вставайте,
Кайдани порвіте
І вражою злою кров’ю
Волю окропіте.
І мене в сем’ї великій,
В сем’ї вольній, новій
Не забудьте пом’янути
Незлим тихим словом»
(Заповіт).
В университете Тараса Шевченко уже стали называть величайшим олицетворением украинской ментальности и культуры, величайшим гением украинства, могучим борцом за освобождение украинского народа из под польского, еврейского и российского ига. В мои университетские годы преобладающим стало воззрение на Кобзаря как на священное воплощение национал-патриотического украинского мифа, самой сути украинской идеи. Это при том, что вся его проза и личные дневники (!) написаны по-русски.
«Я так її, я так люблю Мою Україну убогу,
Що проклену святого Бога,
За неї душу погублю»
(Свою Україну любіть).
Когда я стал членом Церкви, то столкнулся с неоднозначными, противоречивыми оценками Тараса Григорьевича и его творчества среди верующих. Одни считают Шевченко в целом христианским, даже православным, писателем, хотя подчас и поддававшимся антихристианским искушениям.
«Мій Боже милий, як то мало
Святих людей на світі стало.
Один на другого кують
Кайдани в серці. А словами,
Медоточивими устами
Цілуються і часу ждуть,
Чи швидко брата в домовині
З гостей на цвинтар понесуть?
А Ти, о Господе єдиний,
Скуєш лукавії уста,
Язик отой велеречивий,
Мовлявший: — Ми не суєта!
І возвеличимо на диво
І розум наш і наш язик…
Та й де той пан, що нам закаже
І думать так і говорить?
— Воскресну я! — той пан вам скаже,—
Воскресну нині! Ради їх,
Людей закованих моїх,
Убогих, нищих… Возвеличу
Малих отих рабів німих!
Я на сторожі коло їх
Поставлю слово. І пониче,
Неначе стоптана трава,
І думка ваша і слова,
Неначе срібло куте, бите
І семикрати перелите
Огнем в горнилі,— словеса
Твої, о Господи, такії.
Розкинь же їх, Твої святиє,
По всій землі. І чудесам
Твоїм увірують на світі
Твої малі убогі діти»
(Подражаніє XI Псалму).
Другие, напротив, видят в нем воинствующего безбожника и антицерковного писателя.
«Хула всьому! Ні, ні, нічого
Нема святого на землі…
Мені здається, що й самого
Тебе вже люди прокляли!»
(Якби ви знали, паничі).
Так кто же такой Тарас Григорьевич Шевченко? Революционер? Коммунист? Интернационалист? Славянофил? Украинский националист? Патриот? Атеист? Верующий? Православный?
Все читают одни и те же произведения, смотрят на одни и те же картины, но каждый видит своего Шевченка – такого, какой им ближе. Каждый ищет и находит в Тарасе Григорьевиче самого себя. Мерит его по себе.
Очевидно, что Тарас Шевченко был человеком, крещеным и отпетым в Православной Церкви; человеком слабым, часто ошибающимся, подчас в своей жизни и творчестве не различающим тех духов, которые к нему обращались; человеком, обуреваемым греховными страстями – гордостью, тщеславием, унынием, блудом, чревоугодием, сребролюбием; человеком, таким же, как и я, как и все мы, грешные.
Поэтому не нужно делать из Шевченко кумира ‑ учителя с непререкаемым, абсолютным авторитетом, каким его пропагандируют различные мирские идеологии. Это не полезно ни его душе, ни нашим.
Это ему не нужно. После своего отшествия в вечность, главное, в чем он нуждается, ‑ это не славословия или осуждение, но наша искренняя молитва о прощении его грехов, об упокоении его исстрадавшейся души в Царствии Небесном.
Это не нужно нам, православным христианам. Мы должны относиться к Тарасу Григорьевичу как рабу Божьему, нашему брату во Христе. Будем всегда помнить, как не носило его по жизни, однако умер он в единстве с Церковью.
Царство Небесное, вечный покой подай, Господи, рабу Твоему, Тарасию, и сотвори ему вечную память. Аминь.
Тарас Борозенец