«Нетрадиционные религиозные движения: феномен, вызовы, угрозы, тенденции». Собрание дискуссионного клуба «Слово»
14.02.2016|05:00
14 февраля 2016 г. состоялось очередное собрание дискуссионного клуба «Слово» на тему «Нетрадиционные религиозные движения: феномен, вызовы, угрозы, тенденции».
Доклады для обсуждения представили: кандидат философских наук, кандидат богословия, профессор Киевской Духовной Академии Т.А. Борозенец, руководитель мониторингового и консультационного центра по вопросам нетрадиционных религиозных движений в ХМАО, священник Владимир (Захаров) и член клуба Дмитрий Сурков.
Что такое новые религиозные движения, когда и как они появились, что для них характерно? На эти вопросы подробно ответил во вступительном докладе руководитель клуба Т.А. Борозенец. Слушатели узнали, что под общим термином новые религиозные движения (НРД) понимаются религиозные культы, секты, общины или группы, появившиеся сравнительно недавно (преимущественно II половина XX века) и не получившие общественного признания. По мнению Тараса Анатольевича, условиями распространения сегодня новых религиозных верований и практик является духовный вакуум, масштабный социальный и антропологический кризис, разочарование, стрессы, тревога, страх за свое настоящее и будущее, сложившиеся в обществе в результате политики секуляризации, проводимой в ХІХ- п.п. ХХ вв. в рамках процесса модернизации, построения индустриального общества. Современные люди не знают традиционных религий, их норм, идеалов и ценностей. С другой стороны, после трагического ХХ в., после двух мировых войн, революций, гражданских войн, концлагерей, геноцидов они уже не верят в светлое будущее современной научно-технической цивилизации. Поэтому люди ищут пути выхода из кризиса в новых религиях и практиках. Непосредственной причиной появления и развития НРД является целенаправленная политика западно-либеральной мировой элиты, которая рассматривает неорелигии вместе с экуменическими процессами как религиозную составляющую процессов глобализации, постмодернизации и либерализации человечества. Современная глобализация и активная постмодернизация общества всячески дискредитирует в глазах человека традиционные конфессии. Однако, по мнению автора доклада, только Православие может дать достойный ответ современным вызовам и угрозам, стать адекватной альтернативой НРД.
Для слушателей оказалось полной неожиданностью, что специалисты-религиоведы к новым религиозным культам относят сетевой маркетинг, например, Amway, «Гербалайф» и др. У них отсутствует религиозное учение, но методы деятельности, контроля сознания, пропаганда продуктов – сектантские. Кроме чудодейственных продуктов человеку активно предлагаются все возможные курсы личностного роста, обретения гармонии с собой и миром и прочие курсы самосовершенствования. Однако, человек попадает в другую ловушку. Происходит идеализация себя как центра мироздания, и как следствие, ошибочное представление о полном контроле своей судьбы и своей жизни.
Логическим продолжением и дополнением доклада Тараса Анатольевича стало сообщение участника клуба, Д. Суркова, о неоязычестве. Неоязычество – яркий пример нового религиозного движения. Его характеристики:
— молодой возраст учения. Впервые о неоязычестве заговорили в середине XX века, когда на свет появилась подделка – «Велесовая книга». О том, что этот якобы древнейший славянский текст, на самом деле грубая фальшивка говорили все известные ученые СССР – Д. Лихачев, Б. Рыбаков, В. Янин и многие другие историки и филологи. Однако эта книга не без посторонней помощи крепко засела в умах наших граждан и сегодня ее идеи транслируют очень многие известные люди. Например, сатирик М. Задорнов;
— в языческих общинах большую, а подчас и главную роль играют ее лидеры – волхвы, колдуны, гуру (сами себя они называют по-разному);
— языческие общины имеют аморфную, нестабильную структуру с постоянной ротацией ее участников. Также у них отсутствует четкая иерархия. Известные крупные языческие общины родноверы объединены в некие союзы, но они носят условный характер. Так они не подчиняются никому и сами устанавливают свои праздники, обычаи и способы празднования;
— неоязыческие группы отрицают Православие и претендуют на окончательную истину. По мнению неоязычников, Православие изжило себя, а они являются носителями древних т.н. «ведических» знаний, которые только и могут помочь спасти и сохранить русский народ в современном мире.
В конце заседания слово взял отец Владимир. В своём докладе священнослужитель показал религиозную карту Ханты-Мансийского автономного округа. Оказалось, что на сравнительно небольшую численность округа, ок. 1,6 млн человек, жителей Югры приходится около 370 религиозных организаций. Сюда входят православные приходы, протестантские организации, исламские мечети, псевдоиндуистские объединения и клубы, занимающиеся йогой, оккультные организации и сетевые маркетинговые группы. В регионе также есть представители религиозного движения Нью Эйдж, которые не относят себя ни к каким религиозным организациям.
Отец Владимир всегда рад принять помощь в сборе информации от всех неравнодушных граждан, которые осознают проблему НРД.
Доклады вызвали живой интерес, многочисленные вопросы и комментарии со стороны слушателей.
Хотелось бы добавить, что помимо активного привлечения в свои ряды неофитов некоторые нетрадиционные религиозные организации, например неопятидесятники, активно продвигают в России институты замещающих семей и усыновляют большое количество сирот. Воспитание и проживание усыновленных детей происходит в закрытых общинах-деревнях, куда посторонний просто так попасть не сможет. Воспитание проходит в отрыве от русской традиционной культуры. В итоге повзрослевшие дети не идентифицируют себя с русским культурой и русским народом. Об этой острой проблеме подробно написано Оксаной Хмуровой, активистом общероссийской общественной организацией «Родительское Всероссийское Сопротивление», в цикле статей «Секты. Альянс инициатив «Россия без сирот», с которыми можно ознакомиться на сайте «РВС».
Дмитрий Сурков