logo
avatar
avatar

Исполнить Указ о традиционных ценностях можно только общими усилиями общества, власти и Церкви

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Образ нашего будущего зависит и от тех, кто на передовой и от тех, кто усердно молится о победе

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Приоритет духовных ценностей над идеологией потребления - залог ценностей традиционных

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем преуспевать в исполнении заветов веры Православной-источника благочестия и любви

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Во Христе, как истинном Боге, каждый из нас обрел возможность собственного Воскресения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Понуждая себя к духовному труду трезвим свою душу, дабы не пребывать в расслаблении

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Как бы мы ни молились – большой молитвой или малой, главное, чтобы были с Богом, со своими святыми покровителями

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Возгласительное богословие

11.12.2025|12:23

55
1

Возгласительное богословие

Диакон. Художник: Андрей Петрович РябушкинДиакон. Художник: Андрей Петрович Рябушкин

Из чего состоит богослужение?

Если посмотреть на православное богослужение с точки зрения составляющих его форм обращения к Богу, то выяснится, что оно состоит из четырёх основных взаимосвязанных компонентов: молитв, действий, чтений Священного Писания и песнопений.

Вместе они образуют единое священнодействие, целостное богообщение, центром и смыслом которого является таинство Евхаристии.

Богослужебные возгласы

К молитвам относятся возгласы – краткие молитвословия, велегласно и нараспев произносимые священнослужителями в начале и в конце служб, их разделов, по завершении ектений, тайных и явных молитв.

Начальные возгласы открывают богослужение и его основные части, тем самым задавая ему тональность и направление. («Благословен Бог наш…», «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице …»).

Завершающие возгласы становятся кульминацией общего прошения, ставят логическую точку в молитвенном высказывании Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…).

С помощью возгласов верующие концентрированно выражают свои славословия Богу («Яко Твоя держава, и Твое есть царство…», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»), просят Его о помощи («Услыши ны, Боже Спасителю наш»), исповедуют свою веру («Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», Яко свят еси, Боже наш…»).

Большинство завершающих возгласов начинаются со слова «яко», которое переводится «потому что» или «ибо». Таким образом, завершающие возгласы объясняют и обосновывают предшествующие им молитвенные обращения, укрепляя верующих в их уповании.

Возгласы направлены к Богу и произносятся от лица священнослужителя и народа, который он представляет. Молящиеся в лице хора соглашаются и подтверждают сказанное в возгласе своим «Аминь», а также изображением на себе крестного знамения и поклонами. Так церковная община выражает своё единство.

Особенно ярко на литургии это проявляется перед общим исповеданием «Символа веры», когда диакон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», а вся община в ответ поёт «Верую…»; или перед Причащением, когда священник произносит: «Святая – святым!», а община внутренне готовится к принятию Святых Даров.

Возгласы сосредотачивают внимание верующих на самом главном – на благодатном опыте и богословском смысле не только происходящего священнодействия и его частей, но и самой жизни.

Богословские смыслы возгласов

Если всмотреться в содержание возгласов, в них можно выделить ключевые богословские темы.

Прежде всего, это тринитарная тема. Упоминание или обращение к трём ипостасям Троицы присутствует в подавляющем большинстве возгласов.

Упоминание или обращение к трём ипостасям Троицы присутствует в подавляющем большинстве возгласов

Они утверждают веру в Троицу единосущную и нераздельную, в Отца, Сына и Святого Духа:

«Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…» – открывающий возглас литургии, провозглашающий Царство Троицы и вводящий нас в вечное богослужение Небесной Церкви;

«Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу…» – исповедание святости и славословие Бога Троицы.

Вместе с исповеданием веры в Троицу, в тринитарных возгласах перечисляются катафатические свойства или энергии единой Божественной природы: святость, благость, милость, животворность, человеколюбие, всемогущая сила и державная царственная власть, вечность.

Интересно, что апофатические свойства Бога исповедуются в тайных священнических молитвах. Например, в молитве «Владыко всех, Господи небесе и земли…» – анафоры Литургии святителя Василия Великого: «безнача́льне, неви́диме, непостижи́ме, неопи́санне, неизме́нне», или в молитве евхаристического канона Литургии святителя Иоанна Златоуста: «Ты бо еси Бог неизречен, недоведом, невидим, непостижим, присно сый…».

За триниатарной следует христологическая тема. Христологические возгласы обращены к Личности Господа Иисуса Христа, сосредотачивают внимание молящихся на Его служении и спасительных делах:

«Премудрость, прости…» – произносится перед чтением Евангелия, апостольских посланий, паремий, во время входа на вечерни и литургии. Этот возглас является обращением ко Христу как воплощённой Премудрости Божией (ср. Притч. 1, 20; 9, 1–2; Прем. 6, 22–24; 7, 14; 8, 5; 10, 9; 1Кор. 1, 24, 30; 2, 6–7).

Христологические возгласы обращены к Личности Господа Иисуса Христа, сосредотачивают внимание молящихся на Его спасительных делах

«Горе имеем сердца!» (ответ: «Имамы ко Господу») – призыв возвысить сердце ко Христу, оторваться от земного и устремиться к Небесному.

«Благодарим Господа!» – призыв к верным быть благодарными Господу за бесценный дар нашего искупления и спасения.

«Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» – раскрытие смысла Евхаристии, как приношения Христу Его же даров. Мы возвращаем к Нему то, что Он нам дал: самих себя, всю свою жизнь в благодарении и любви.

«Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец» –

завершающий возглас-отпуст воскресной литургии, свидетельствующий, во-первых, о победе Христа над смертью, во-вторых, о молитвенном заступничестве Богородицы и всех святых, в-третьих, о твёрдом обетовании прощения и спасения от Христа, в-четвёртых, об основании этого обетования – безмерной благости и человеколюбии Господа.

За христологической идёт тема пневматологическая, которая указывает, во-первых, на сущностное равенство Святого Духа Отцу и Сыну, и во-вторых – на Его освящающее и преображающее действие в Церкви.

«Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся»

– молитва о ниспослании Духа на молящихся, о просвещении и освящении;

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами». Певчие отвечают: «И со Духом Твоим» – включение Духа Святого в славословия и благословения наряду с Отцом и Сыном подчёркивает Его равночестность Отцу и Сыну и напоминает о Его животворящем действии в Церкви.

Вместе с исповеданием лиц Святой Троицы, в возгласах есть и экклезиологическая тема, выражающая соборность Церкви:

«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы…» – призыв к единству, к преодолению розни через любовь и согласие в исповедании веры;

«Люди Твоя…»«Народ Твой», «Вернии» – названия общины как народа Божия, избранного и освящённого во Христе по вере;

«Главы ваша Господеви приклоните» – знак смирения Церкви пред Господом, признание Его владычества и нашей зависимости от Него.

«Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас» – выражает идею единства земной и небесной Церкви, а также смиренную просьбу о благодати через посредничество святых.

Основными средствами сообщения благодати в Церкви являются таинства. Поэтому и сакраментальная тема нашла своё отражение в возгласах:

«Святая – святым!» – не просто формула перед Причащением, а глубокий призыв к осознанию: Святые Дары приемлются лишь теми, кто стремится к святости, кто очистил сердце покаянием и верой.

Святые Дары приемлются лишь теми, кто стремится к святости, кто очистил сердце покаянием и верой

«Примите, ядите…»«Пийте от нея вси…» – слова Христа на Тайной вечере, которые мы не просто вспоминаем, а переживаем как реальное присутствие Спасителя в Евхаристии. Это не только воспоминание или символическое представление, но живое и действительное общение с Господом.

Особое место в возгласах занимает тема Божьего милосердия:

«Яко милостив и человеколюбец Бог еси…» или «Яко благ и человеколюбец Бог еси…» — исповедание милосердия и благости Господней, за которым скрывается просьба о прощении, признание своей немощи и упование на человеколюбие Божие.

Церковь уже являет и вместе с тем ещё устремляется к Царствию Божию. Это выражается в эсхатологических возгласах:

«Благословенно Царство…» – свидетельство о Царстве Христовом, уже наступившем в сердцах верных, и вместе с тем – напоминание о грядущем Царстве, о конечной цели нашего странствия.

«Ныне и присно, и во веки веков» – наиболее частое окончание возгласов, утверждающее вечность Божьего Царства, которое уже сейчас присутствует среди верных и придёт во всей полноте в конце времён.

Что возглашают возгласы?

Итак, каждый возглас – это краткая проповедь, в нескольких словах которой перед нами раскрывается глубина догмата, суть нашей веры. «Паки и паки» исповедуя православную веру, мы получаем духовный импульс для устремления сердца к Богу, соединяемся с молитвой святых, всех поколений верующих, являя соборность Церкви.

Возгласительное богословие – краткая сумма литургического догмата, где каждое слово свидетельствует истину. В возгласах сжато выражено всё то, что составляет сердцевину нашей веры:

  • учение о Боге-Любви Пресвятой Троице;
  • истина о Христе – Богочеловеке, Спасителе и Искупителе;
  • действие Святого Духа в Церкви;
  • соборность и смирение народа Божия;
  • свидетельство и ожидание Царства Небесного;
  • покаяние и надежда на милость Судии.

Каждый возглас – не декоративный, фоновый элемент богослужения, но слово, обращённое лично ко мне, к каждому молящемуся. Через него Бог говорит с нами, а мы – с Ним.

Каждый возглас – не декоративный, фоновый элемент богослужения, но слово, обращённое лично ко мне, к каждому молящемуся

В этом диалоге, в этом взаимном общении и состоит суть богослужения: мы приходим к Богу, а Он приходит к нам. Мы приносим Ему наши сердца, а Он даёт нам Себя – в благодати Слова, таинства и любви.

Пусть же каждый возглас станет для нас преображающим словом вечной жизни, ступенью к Богу, мостом от земли к Небу.

Иерей Тарасий Борозенец

11 декабря 2025 г.