logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верим и надеемся, что Воскресший Господь дарует жизнь Вечную всем отдавшим жизни свои за Отечество и ближних

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Нам нужно осознать глубину своей греховности и великую, безмерную милость Божию

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Будем молиться и трудиться, чтобы Господь открыл наше сердце и душу для покаяния

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Без нравственности, без духовности не может быть полноценного нашего будущего поколения

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

В Ханты- Мансийске состоялись XIII Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения

24.05.2014|10:45

2080
52
XIII Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения состоялись  в Ханты-Мансийске в конференц-зале Кафедрального собора «Во имя Воскресения Христова».
В работе чтений принял участие епископ Ханты-Мансийскийи Сургутский Павел , по благословению котрого и состоялось мероприятие . Организаторы чтений — Ханты-Мансийская и Сургутская Епархия совместно культурно-просветительским центром «Гармония» при активном содействии Департамента образования  и молодежной политики автономного округа и Югорского государственного университета.
24 мая весь славянский мир по традиции отмечает День памяти великих просветителей — святых Кирилла и Мефодия, заложивших фундамент духовности, которую ощущают сегодня братские славянские народы.
 13-е окружные Кирилло-Мефодиевские чтения нынешнего года состоялись  под девизом:  «Духовное наследие: культура семьи в диалоге традиций».

И аз бы ведал

Автор: Ольга Санталова

Вообще-то это только в современном русском алфавите «я» – последняя буква. А наша общеславянская азбука-кириллица начинается с «аз», что означает «я». Ведь человек начинает познавать мир с себя. И насколько, познав себя, мы сможем проявить в себе образ, заложенный в нас Творцом, настолько каждый из нас сможет быть полезным окружающим, обществу.

Я + Ты = Семья

И семья начинается, когда два «я» принимают одно решение.

В этом году ежегодные окружные Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения были обозначены общей темой — «Духовное наследие: культура семьи в диалоге традиций» и посвящались 700-летнему юбилею преподобного Сергия Радонежского.

На первый взгляд, это кажется противоречивым: какое отношение к современным проблемам семьи имеет монах, который известен как основатель известного на весь мир монастыря, как собиратель земли русской, ее молитвенник, вдохновитель князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву? Но монахи тоже имеют родителей. И большинство будущих иноков с младенчества воспитывается в благочестивой среде, что и является решающим фактором в их выборе жизненного пути, предполагающем отвержение семьи и всего мирского ради сугубого служения Богу и ближним. Вот и родители преподобного Сергия, будучи людьми состоятельными, старались воспитать своих чад в трудах и послушании, хотели их вырастить грамотными, полезными своему Отечеству гражданами. Однако отроку Варфоломею, будущему игумену земли Русской, грамота никак не давалась. Современные родители пытались бы вразумить чадо соответствующей перспективой: пойдешь в пастухи (или в дворники). Возможно, ростовский боярин, отец Варфоломея, говорил ему нечто подобное. Однажды он послал сына искать пропавших коней. Причиной ли тому было строгое отцовское наставление или очередные неудачи в учении, однако в долгих поисках пропажи мальчик сетовал вовсе не о животных, а о своей беде. Об этом он поведал и незнакомому путнику, по молитве которого ему открылось разумение грамоты. Наверное, для будущего святого это был самый важный урок, открывший ему силу молитвы за ближнего. Став монахом, он своей молитвой будет примирять враждующих князей, от междоусобиц которых народ страдал не меньше, чем от татарского ига,  укреплять дух шедших на превосходящего мощью врага воинов. И сегодня с какими только скорбями ни обращаются к преподобному Сергию его потомки! Вот и в наших семейных нестроениях, проблемах школьного образования мы ищем помощи и небесного предстательства нашего святого соотечественника. Будучи монахом, он оказался вовлечен в самую гущу мирских событий. По мнению русского философа и богослова отца Павла Флоренского, «…в лице его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу, и только тогда сознав себя, — получил историческое право на самостоятельность».

Мой адрес – Советский Союз

Сегодня многим из тех, кто жил и учился в советское время, кажется, что тогда все было лучше – и медицина, и образование, и молодежь. Начну с утверждения, что советская система образования была лучшей в мире. А мне жаль, что я и мои ровесники столько времени и сил потратили на изучение в школе и в вузах истории КПСС, принципа демократического централизма, научного атеизма и прочей ахинеи. Вместо трудов теоретиков марксизма-ленинизма, которых приходилось конспектировать в неимоверных объемах, куда полезнее было бы поучить какой-нибудь язык или историю искусств! Поэтому, когда кто-то пытается доказать преимущества советского образования, я искренне сомневаюсь в его объективности.

И наши демографические проблемы — не оттуда ли родом, из советской эпохи? Ведь именно при советской власти были легализованы аборты и именно с тех времен у нас стали обычными в основном одно- и двухдетные семьи, а многодетные родители повсеместно признаются не иначе как маргиналами, наряду с бомжами. Нас отучали интересоваться своей историей и родословной. История Отечества была переврана не меньше, чем в современных учебниках: семьдесят лет школьникам внушали, что до революции в России был сплошной гнет и самодурство самодержавной власти, рассвет наступил только в октябре 17-го. О его кровавых сполохах, разумеется, ни слова сказать или написать было нереально.

Современные авторы образовательной реформы впадают в иную крайность, провозглашая главной задачей российской системы образования подготовку квалифицированных потребителей. Вроде грамотные люди, аще не ведают, что творят? «Складывается впечатление, что наше Министерство образования и науки не слышит обеспокоенности положением в образовании руководства государства, представителей общества, Церкви, — говорил на Кирилло-Мефодиевских чтениях епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел. – И на местах если что-то делается доброго в образовательных учреждениях, то только вопреки общему направлению министерства. Нам не надо спрашивать себя, что делать, искать опыт в Дании, Швеции, Америке. Надо обратиться к нашему дореволюционному опыту. У нас были прекрасные учебники, методики, школы».

Уроки толерантности

24 мая, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия,  епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел в сослужении клириков епархии совершил литургию в Воскресенском кафедральном соборе Ханты-Мансийска. На праздничном богослужении молились также воспитанники Ханты-Мансийской православной гимназии им. Кирилла и Мефодия. Для выпускников 9-х классов гимназии, как и всех выпускников во всех городах и весях России, в этот день прозвучал последний звонок.

Сегодня православные гимназии – весьма редкие образовательные учреждения, в которых ученикам не навязывают сомнительные ценности под видом педагогических экспериментов. У нас в Ханты-Мансийске были попытки реализовать в школах так называемый «Детский проект Людмилы Улицкой» – самую настоящую гей-пропаганду под видом уроков толерантности. В ее книге «Семья у нас и у других», например, детям предлагается история гомосексуализма.

Сама Людмила Улицкая считает, что навязывания гомосексуальных отношений школьникам в книгах нет: «Это книги о том, как едят, одеваются, воспитывают своих детей, наказывают, обучают, справляют праздники и хоронят своих близких в разных странах мира, в разные времена. Задача этой серии показать культурное разнообразие и привить подросткам уважение к другим людям, у которых иные бытовые привычки, чем те, которые обычны для нас». Вообще-то, если называть вещи своими именами, то гомосексуализм и т.д. – это не иные бытовые привычки, а половые извращения, которые могут быть либо следствием физиологической или психической патологии, либо крайней распущенности нрава. Общественность Орловской и Ульяновской областей обратилась в прокуратуру по поводу пропаганды в школах гомосексуализма посредством «Детского проекта Людмилы Улицкой». Когда в 2010 году на Кирилло-Мефодиевских чтениях в Ханты-Мансийске одна из местных педагогов выступила против внедрения этого проекта в Югре, участники чтений ее поддержали, а руководство окружной газеты «Новости Югры», которую в то время возглавлял один московский менеджер либеральных взглядов, отказалось опубликовать ее точку зрения на страницах издания, аргументируя свое мнение приоритетом толерантности.

Почему-то толерантность принято толковать однобоко – как терпимость к аномалиям в половой сфере, ко всему, что пагубно для нравственных, семейных устоев. А попробуйте предложить организовать в школе выступление архиерейского хора, например! Какие демарши проводились в СМИ по поводу готовившегося эксперимента по внедрению в четвертых классах уроков основ традиционных религиозных культур и светской этики – толерантность отдыхала! И до сих пор, как отметил в своем выступлении на открытии Кирилло-Мефодиевских чтений правящий архиерей Ханты-Мансийской и Сургутской епархии, «не во всех муниципальных образованиях округа достигнуто взаимодействие родителей и руководителей образовательных учреждений в преподавании этого курса». Вот и выступавший на чтениях хормейстер  хора мальчиков и юношей Сургутского колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского Иван Фоминых, рассказывая об опыте проведения в округе пасхальных ассамблей, отмечал, что выступления хоровых коллективов проходят в основном в храмах, на православных приходах. Все верно, а в школы, вузы и учреждения культуры, скорее, пригласят Кончиту Вурст.

 

Пора жениться

 

Старшеклассники любят порассуждать о своей будущей семье, порасспрашивать друг друга, когда кто собирается жениться, сколько  рожать детей. На окружных молодежных Кирилло-Мефодиевских чтениях, проходивших за неделю до взрослых, одна из их участниц посвятила свое выступление теме семейных отношений в русской культуре, роли семьи в современном мире. По окончании доклада ее спросили, как она сама предполагает строить отношения в своей семье, каким образом преодолевать трудности. Девушка ответила, что она постарается выйти замуж по любви. По ее мнению, это будет надежной гарантией семейного счастья.

Конечно, наивность – одна из характерных особенностей юношеского возраста. Впрочем, ко времени окончания школы представления учащихся о семье должны быть более зрелыми, ведь уже вскоре после шумного школьного бала некоторые из них создадут семьи. Правда, о своем семейном статусе они имеют весьма смутные представления. Во всяком случае в школе им об этом ни на одном уроке не говорили. Как рассказал на чтениях кандидат исторических наук, ведущий методист Информационно-методического отдела Центра формирования спроса издательства «Просвещение» Валерий Клоков, сейчас в издательстве подготовлена новая версия учебника обществознания, где будет раздел, посвященный семейным отношениям.

О работе с родителями по программе «Моя семья»  говорила на форуме заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе детского сада № 12 «Елочка» из Сургута Надежда Кальниченко. Она привела пример, когда на одном из занятий, посвященном роли сказок в воспитании дошколят присутствовавшие папы с благодарностью вспомнили своих бабушек, которые рассказывали или читали им в детстве сказки, и как многое дали им эти сказки в жизни. Ведь «Курочка Ряба» помогает малышам научиться не унывать в постигающих нас коллизиях: жаль, конечно, что золотое яичко разбилось, но будет ведь и простое яичко, у которого есть свои преимущества. «Волк и семеро козлят» учат не только основам безопасности жизни, но и взаимовыручке, а «Репка» воспитывает умение преодолевать противоречия ради достижения общей цели, когда на огороде можно вместе потрудиться и кошке с мышкой, и Жучке, хотя бы в конечном результате у них и не было никакого личного интереса. Словом, для взрослых чтение сказок – не пустое времяпрепровождение. Сказка – ложь, да в ней намек: как дом вести, строить супружеские отношения, детей воспитывать.

К вопросу о любви

На молодежных чтениях, пожалуй, только семиклассник из Нефтеюганского лицея №1 Александр Кардаш, посвятивший свое весьма серьезное выступление вопросам сохранения культурного наследия Югры на примере изучения археологических памятников, и учащаяся Сайгатинской школы Анна Рылова, рассказывавшая о проводимом в школе мониторинге фенологических явлений на экологической тропе в окрестностях родной деревни, не обращались к семейной тематике. Большинство других докладчиков так или иначе подтверждали  ее актуальность в их возрасте. Я обратила внимание на общность одного мотива во всех выступлениях: семья должна создаваться по любви и этого вполне достаточно для счастья. Шаткость этого логического построения можно, конечно списать на возраст авторов. Однако за этим видна и аналогичная позиция взрослых – разве было бы у нас столько разводов, если бы мы не считали, что для семейного счастья необходимо и достаточно одной любви, вернее, влюбленности. Потому что любовь долготерпит, не ищет своего и вообще не умирает. А влюбленность – это нечто эгоистичное, зависящее от внешних обстоятельств, настроения, бытовых условий. Проходит молодость, внешности не помогают уже и СПА-процедуры, и если не было любви, то нет и счастья?

В реальной жизни счастье встречается столь же редко, как и красота, успехи в карьере, талант. Получается, что если фигура и нос не как у Софии Лорен и ни слуха, ни голоса, ни математических способностей – то и жизнь не удастся, не следует и надеяться ни на какой позитив. Получается, что житие Сергия Радонежского достойно сожаления? А мы восхищаемся тем, что он не искал земного счастья, почестей, отказался от возможности стать патриархом – все это действительно преходяще. Но вот уже семьсот лет его любовь к соотечественникам помогает и нам правильно определять жизненные ориентиры, учиться отделять важное от второстепенного.

Мой край дорогой

Значительное число выступавших на чтениях, как взрослые, так и молодежь, посвятили свои исследования краеведению, патриотизму. Старшеклассница школы №10 из Нижневартовска Ольга Канышева посвятила свой доклад судьбам первопроходцев нефтяной целины. Директор АУ «ЮграПресс» Александр Григоренко представил победителей учрежденного журналистским клубом «Честное слово» творческого конкурса «Отечество». Одновременно с молодежными чтениями в окружной библиотеке проходил шестой фестиваль краеведческой книги «Югорика». Все эти мероприятия, проходившие в рамках празднования в округе Дня славянской письменности и культуры, наглядно свидетельствовали, что без слова не может быть культуры. Святые Кирилл и Мефодий дали это слово нашим предкам. «Самое ценное, на мой взгляд, что совершили для нас святые солунские братья, — отметил, отвечая на вопросы журналистов, владыка Павел. – Перевод книг Священного Писания. Конечно, важны и азбука, и возможность богослужения на родном языке, но с переводом на славянский язык Евангелия нашим предкам стал доступен Закон Божий, они обрели смысл жизни, возможность устраивать ее в соответствии с замыслом Творца». Празднуя память создателей славянской азбуки, мы не только вспоминаем с благодарностью их труды и многих наших соотечественников, внесших свою лепту в развитие славянской письменности и культуры, но и приобщаем к этому наследию новые поколения. Об этом говорил на чтениях заместитель губернатора Югры Алексей Путин.

На состоявшемся в мае заседании Координационного совета по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями глава региона Наталья Комарова подчеркнула, что «стандарты жизни современного российского общества базируются, прежде всего, на богатом наследии русской культуры, многовековых традициях и обычаях нашей страны. Знание этих основ и уважительное к ним отношение – обязательные условия для развития любого межкультурного диалога. Русская культура и русский язык выступают магнитом, который скрепляет все этносы нашей страны, и мы должны способствовать популяризации их знания».

 

Галерея