Доклад митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла на пленарном заседании регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений научно-практической конференции «Молодежь: свобода и ответственность»
17.11.2018|21:34
Уважаемые члены президиума, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно рад приветствовать всех вас на нашем церковно-общественном научно-образовательном форуме, посвященном Рождеству Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Чтения проходят уже третий десяток лет. За это время они успели стать настолько традиционными и привычными, что без них уже не мыслится ни жизнь Ханты-Мансийской митрополии, ни существование нашего округа. Не верится, что каких-нибудь тридцать лет назад о самой возможности подобного собрания в нашей стране, нашем крае нельзя было даже подумать. Дивны дела Твои, Господи!
В этом году тема нашей конференции чрезвычайно актуальна. Нам предстоит задуматься о нашей молодежи, то есть о том, что ждет нашу Церковь, наше общество, наше государство в недалеком будущем, когда сегодняшние молодые люди станут взрослыми, заменят своих отцов и дедов на рабочих местах, возьмут в свои руки бразды правления государством. Давайте подумаем о том, что мы можем и должны сделать для наших детей, чтобы их вхождение во взрослую жизнь было как можно более безболезненным, плодотворным, счастливым, наконец.
От того, как молодые распорядятся богоданным даром свободы, насколько ответственно будут исполнять свои семейные, общественные, профессиональные обязанности, а самое главное заповеди Божии напрямую зависит само существование России. Это важнейший вопрос нашей национальной безопасности и решается он прямо сейчас.
Молодость – прекрасный и одновременно опасный период человеческой жизни. Прекрасный, потому что это время ещё нерастраченной энергии и бурлящих жизненных сил, время светлых ожиданий, надежд и мечтаний, время творческих замыслов и планов, устремленных в будущее. Когда кажется, что всё впереди и всё по силам. Когда, как говорится, и хочется и можется жить. Это удивительная по своей интенсивности и яркости пора, когда происходит переход от детства к взрослой жизни, когда человек самоутверждается как ответственный и свободный гражданин.
Однако на пути взросления молодежь подстерегает множество опасностей. Эти опасности связаны с отсутствием у молодых жизненного опыта и достаточных знаний, с нестойкостью их нравственных ценностей и ориентиров, неоправданным максимализмом оценок и суждений, подчас доходящих до радикализма во взглядах и поступках, подталкивающих к нарушению общественного порядка.
Нас, пожилых и взрослых, не может не восхищать неуемная энергия молодых людей, их стремление штурмовать, покорять небывалые высоты. С другой стороны, нельзя не скорбеть при виде разочарований, пустой растраты жизненных сил, нравственных падений, страшных жизненных катастроф, происходящих с молодыми. Для многих отрезвление наступает слишком поздно, когда уже ничего не изменишь и приходиться пожинать плоды своих необдуманных поступков до последних дней своей жизни.
Поэтому молодость скрывает в себе и благословение и проклятие. «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие» (Втор. 30:19) – говорит Господь. Именно такой выбор встает перед молодыми людьми.
Родители, педагоги, пастыри Церкви, мы с вами можем и должны показать молодежи путь праведной счастливой жизни, путь служения Богу и ближнему, но выбирать и идти по нему они будут сами.
Молодые еще только ищут себя, они еще решают, кто же они такие, выбирают быть или не быть, и как быть, пытаются дать ответы на извечные сложнейшие вопросы. Ищут, решают, выбирают, пытаются – самостоятельно, лично, на равных со взрослыми, а то и вопреки им.
К сожалению, многие молодые люди не доверяют взрослым, их знаниям, ценностям и опыту. Сегодня у них другие авторитеты и примеры для подражания. Новоявленными кумирами современной молодежи являются всевозможные реперы и блогеры. Мы раньше о таких и не слышали. Когда сегодня спрашиваешь молодых, кем они хотят стать, часто с удивлением слышишь в ответ именно названия этих с позволения сказать «профессий».
Современные «властители дум» влияют на молодежь через Интернет. Сегодня она находится под его жесточайшим давлением. Интернет создает так называемую виртуальную реальность. Реальность эта в глазах неопытных молодых людей предстает как чрезвычайно яркая, бесконечно богатая и волшебно привлекательная. На поверку же оказывается преисполненной греховных искушений, соблазнов, деструктивной по своему влиянию на неокрепшие души и тела. В ней очень легко заблудиться, запутаться, потерять себя, свою личную живую связь с другими людьми и внешним миром.
Психологи, психиатры, врачи бьют тревогу, говоря о двух новых массовых болезнях XXI-го века – цифровом слабоумии и информационной псевдодебильности. Эти медицинские расстройства появляются у детей и молодых людей, вследствие чрезмерного потребления информации, в основном развлекательной, через всевозможные гаджеты.
В итоге извечный конфликт отцов и детей разросся до ужасной пропасти взаимного недоверия, непонимания и неприятия. Отцы опускают руки, не в состоянии достучаться до своих детей. Дети не понимают и не принимают мировоззрение своих отцов, не говоря уже о дедах. Для них убеждения и ценности взрослых неинтересны, чужды и даже смешны. Равнодушие, цинизм, наглость, хамство молодежи – вот с чем зачастую приходится иметь дело современным родителям, педагогам, священнослужителям в ответ на их попытки понять, вразумить, помочь.
Таким образом, современные информационные технологии, которые могут и должны стать полезным средством саморазвития человека, зачастую становятся орудием пропаганды насилия и разврата, инструментом психической деградации и духовной гибели наших детей.
Отечественная статистика подростковой и молодежной жестокости, абортов, самоубийств, откровенного криминала просто ужасает. Последнее страшное преступление в этом ряду – массовое убийство в Керченском политехническом колледже. Упокой, Господи, души безвинно убиенных рабов Твоих и даруй им Царствие Небесное!
Что еще должно произойти, чтобы мы, наконец, осознали тот глубочайший духовный кризис, в котором находится наша молодежь, наши с вами дети?! Ведь, кризис молодежи – это не только и не столько проблема молодых. Это наш общий кризис, кризис всего нашего общества и государства, нашего настоящего и будущего. И решать его нужно вместе, сообща, объединив усилия Церкви и государства, всех здоровых общественных организаций и сил.
Из этого кризиса есть только два выхода. Первый – дальнейшее обострение, переход к катастрофическому состоянию общества и гибель России. Если мы будем продолжать заниматься самоуспокоением и ничего не делать.
Второй – преодоление бездуховности, нравственное воспитание, духовное оздоровление и, как следствие, укрепление и возрождение нашего народа и страны. Если мы, наконец, возьмемся за ум, осознаем необходимость не поверхностного, но глубокого воцерковления нашего общества, и будем не на словах, а на деле его осуществлять.
Воцерковление – вот самое важное и главное дело, которым должна заниматься не только Церковь, но и все, кто по-настоящему заинтересован в существовании и развитии нашей Родины. Педагоги, ученые, деятели культуры и искусства, политики, журналисты и общественники.
Ведь, Церковь проповедует Благую Весть Господа не для себя, не для своего материального благосостояния и политического влияния, как говорят наши недруги. Церковь благовествует ради приведения ко Христу заблудших, ради их спасения от греха, тления и смерти. В этом и только в этом – ее величайшая миссия, заповеданная ей Спасителем.
Только настоящее воцерковление молодежи и всего народа способно преодолеть ту смертоносную бездуховность, которая, по моему убеждению, является глубинной причиной всех наших личных, семейных и общественных проблем.
Бездуховность – это состояние человека, в котором он духовно слеп, глух и не восприимчив к благодати Духа Святого. Бездуховность наступает в результате сознательного отпадения от Бога, свободного нежелания поступать по Его святой воле.
Неверие в Бога лишает человека Духа Божия, Его животворной помощи и защиты. Без благодати Божией человек оказывается совершенно беззащитным перед своей ограниченностью, своей немощью, своим страхом, своей болью, своей тленностью и смертностью. Он не выдерживает, ломается, грешит, становится рабом страстей и князя века сего. Отсюда разгул безнравственности, бездушности, бессовестности, бесчеловечности среди молодежи и всего нашего народа. Ведь, бездуховность приводит к забвению жизни, к непониманию ее величайшей ценности как дара Божия.
Нам могут возразить. Дескать, куда вы лезете со своим Богом? Не нужна нам ваша вера, ваша религия. Они уже безнадежно устарели и отстали от жизни. Нравственность, духовность могут и должны быть нерелигиозными. Их вполне можно поддерживать средствами светского гуманизма, с помощью научно-технического прогресса, развития искусства, философии, культуры.
Всех таких умников хочется спросить. Где же был ваш атеистический гуманизм, вся ваша нерелигиозная культура в самом жестоком и кровавом веке мировой истории?! Почему они не смогли предотвратить бесчисленные страдания и жертвы революций, мировых и гражданских войн, концлагерей ХХ столетия? Кто им мешал?
У них нет ответа на эти вопросы. Ведь, если честно на них отвечать, придется признать, что именно идеология светского атеистического гуманизма в значительной мере и обусловила все эти катастрофы человечности страшного ХХ века.
Адекватный ответ на эти вопросы дает лишь Церковь. Души и сердца людей способен обратить, исцелить, преобразить один только Бог, если люди свободно обращаются к Нему с покаянием и смирением. Когда же они отказываются от покаяния, впадают в гордыню и неверие, тогда их сердца ожесточаются и становятся источником бесчисленных злодеяний. «Если Бога нет, то все позволено» – говорил наш великий писатель.
Сегодня в массовом сознании господствует либеральное понимание прав и свобод индивидуума. Так случилось в результате того, что мы бездумно некритически переняли чуждые нам идеи, порожденные западной цивилизацией. При этом мы не ценим, не знаем и поэтому так легко отказываемся от собственной тысячелетней православной традиции, от собственной религиозно-культурной цивилизационной идентичности.
Исходный постулат либерализма: «Каждый человек свободен и вправе делать, что хочет, если при этом не мешает поступать так же другим». Это значит, что человек должен вести себя так, чтобы своим поведением не нарушать права и свободы другого человека. В этом случае все, что совершается без нарушения границ свободы другого, считается законным, ибо является личным делом того или иного человека. На этом постулате зиждется законодательная система современного общества, как западного, так и российского.
Здесь кроется убеждение, что никто не вправе указывать человеку на то, что правильно или неправильно, кроме него самого. Каждый сам для себя является мерилом добра и зла, истины и лжи, всех этических ценностей. Индивид есть мера всех вещей.
Так категории добра и зла, истины и лжи лишаются каких-либо объективных критериев, становятся всецело зависимыми от горделивого человеческого индивидуализма. В итоге под лозунгами свободы и прав человека, плюрализма и толерантности насаждается произвол безнравственности, относительность истины, терпимость ко греху, отрицание абсолютных ценностей, самого Божественного Закона.
Безусловно, свобода – это высочайшийдар Божий. Наряду с разумом свобода делает нас богообразными, способными уподобляться Богу в творчестве, сострадании, благодарении, заботе о ближних, любви.
Так происходит, когда наш разум, во-первых, просвещен Священным Писанием и обладает ясным пониманием добра и зла, пути жизни и пути смерти. Во-вторых, когда наши воля и решимость в стремлении жить по заповедям вдохновляются и укрепляются благодатью Божией.
Закон и благодать – вот необходимые условия для истинной свободы. Без них настоящая свобода просто невозможна. Об этом в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» тысячу лет назад писал первый русский митрополит Илларион Киевский.
Когда эти условия не соблюдаются, тогда мы имеем дело с извращениями и подменами свободы. Без Закона и благодати человек только считает себя свободным, на самом деле пребывая в рабстве греху и следуя путем погибели. Не может считаться настоящей свободой то, что ведет к деградации и разрушению человека. Правильно называть это не свободой, но безумием и произволом. Истинная свобода – это свобода во Христе, Который есть Путь, Истина и Жизнь.
К сожалению, начиная со школы, наша молодежь в массе своей усваивает не христианское, а либеральное понимание свободы – свободы без Закона и благодати, свободы без нравственной ответственности перед Богом и ближними. Идея прав и свобод размывает идею нравственной ответственности в сознании современного человека. И что самое опасное — размывает идею греха. Именно здесь проходит линия борьбы между светом и тьмой, между Богом и диаволом в сердцах молодых людей.
А потом мы удивляемся. Как же так? Почему наши дети нас не слушают? Почему не выполняют наши просьбы и требования, нужные и полезные, прежде всего, для них самих. Почему поступают нам на зло, вредят, уродуют, губят себя, не желая это видеть и признавать? Ведь, мы столько для них сделали и пытаемся им помочь.
Думаю, показная самоуверенность, гордыня и дерзость современной молодежи, на самом деле, скрывают пустоту одиноких и жаждущих любви душ. Нам необходимо это понимать и запастить терпением, мудростью, верой, надеждой и любовью. Ни в коем случае нельзя впадать в уныние и отчаяние, нельзя опускать руки. Сердца молодых людей откроются стучащим. Каждое в своё время. С помощью Божией.
Слава Господу, сегодня в нашей стране есть заметные сдвиги в сторону оздоровления ситуации с нашей молодежью. Нам нужно сделать все, чтобы их усилить, преумножить, превратить в стойкие тенденции развития.
С одной стороны, у нас еще есть на кого опереться среди молодежи. Не все молодые люди удовлетворяются низкопробной продукцией информационного ширпотреба, не она определяет горизонты их сознания. Ищущих, талантливых, инициативных, творческих, любящих, патриотичных молодых много. Нужно только им помочь, защитить от тлетворного влияния, привить и взрастить идеалы благочестия, служения Богу, людям и своей стране.
Одним из шагов в этом направлении должен стать запрет пропаганды насилия в Интернете. Одно это позволит уберечь молодых людей с неокрепшей психикой от страшных преступлений, подобных тому, что произошло в Керчи.
С другой стороны, мы видим заинтересованность со стороны государства в сотрудничестве с Церковью в деле защиты и воспитания молодежи. Как на высшем, так и на местном уровне церковно-государственная синергия все больше получает правовое закрепление, широко освещяется в СМИ, обретает конкретный практический характер. Церковь вместе с государством и патриотичными общественными силами единым фронтом выступают за сохранение и защиту традиционных нравственных и религиозных ценностей. Наконец-то мы поняли, что это вопрос нашей национальной безопасности, причем не только духовной, но также политической и физической.
Радостно, что сегодня идет активная проповедь истины Христовой в Интернете, СМИ. Православные священнослужители и миряне идут в детские сады, школы, ВУЗы, государственные структуры в подавляющем большинстве случаев встречая понимание и поддержку с их стороны.
Развивается православное молодежное движение. Духовно окормляются православное казачество, сотрудники силовых структур. Пополняются ряды православных сестричеств и братств, ведущих большую социальную и благотворительную работу.
В детских садах и школах расширяется преподавание по духовно-нравственной программе «Социокультурные истоки». Все больше детей изучают Основы православной культуры в рамках курса Основы религиозной культуры и светской этики. На приходах митрополии создаются и действуют воскресные школы, просветительские курсы для всех желающих.
Однако сделать предстоит еще очень много. Дай Бог, чтобы и этот форум внес свой значимый вклад в великое и святое дело воцерковления и спасения нашей молодежи, а значит и всей России.
Благодарю за внимание. Призываю на вас Божие благословение. Желаю всем нам плодотворно потрудиться ради блага Христовой Церкви, а также нашей малой и большой Родины.