В день Радоницы митрополит Павел совершил Литургию и пасхальное поминовение усопших в кафедральном соборе Воскресения Христова
21.04.2015|07:30
21 апреля 2015 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, митрополит Павел совершил Литургию и пасхальное поминовение усопших в кафедральном соборе Воскресения Христова. Его Высокопреосвященству сослужили: заведующий епархиальной канцелярии иерей Сергий Нагорный, эконом епархии иерей Александр Петюр, заведующий епархиальным отделом религиозного образования и катехизации иерей Дмитрий Губанищев, иерей Григорий Белянин, диакон Игорь Логвин, диакон Даниил Матвеев. После богослужения владыка митрополит посетил городское кладбище, где на месте строительства храма преподобного Сергия Радонежского было совершено поминовение усопших. В слове, обращенном ко всем собравшимся, владыка напомнил о важности молитвы за сродников и преподал свое благословение.
Во вторник второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья (или Антипасхи), Православная Церковь установила день поминовения усопших, первый после праздника Пасхи.
Этот день называется Радоницей и считается Пасхой для усопших. В день Радоницы христиане символично разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (4 век), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Евангелие от Матфея, 22:32).
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.