Слово митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла на I Парламентских встречах

Уважаемое высокое собрание!

Я хотел бы сердечно поприветствовать всех вас и поблагодарить за предоставленную возможность выступить в этом собрании. Сегодня впервые со времени начала работы в 1994 году окружной Думы первого созыва у нас появилась возможность конструктивного диалога между представителями Ханты-Мансийской митрополии Русской Православной Церкви и народными избранниками, а также представителями муниципальных органов власти. Хочется надеяться, что эта первая наша встреча положит начало доброй традиции наших совместных встреч, когда мы сможем открыто, непринужденно и принципиально обсуждать различные вопросы, касающиеся жизни людей нашего округа. Церковь также является выразителем их чаяний и надежд. Надеюсь, что понимание этого факта будет выражаться в конкретных решениях, в том числе принимаемых в ходе деятельности окружной Думы.

Вы имеете дело с созданием законов, действие которых распространяется на сотни тысяч людей нашего округа, и можно себе представить, что происходит в результате осуществления этих законов. Как лица, облеченные властью, вы имеете и обратную связь. Встречаясь с людьми, вы слышите, как одни говорят, что то, что вы делаете, — хорошо, а другие говорят, что плохо. В целом, это нормальное восприятие: никогда не бывает так, чтобы реакция людей на законотворческую деятельность и вообще государственные решения, была абсолютно положительной. Но, как я себе представляю, от качества вашей работы, от того, насколько она связана с подлинными желаниями и намерениями избирателей, от того, насколько результаты вашей работы отвечают проблемам, а иногда страданиям людей, зависит очень многое.

Сегодня на открытии регионального этапа XXVI Международных Рождественских чтений я уже говорил о наиболее актуальных задачах взаимодействия Церкви, власти и общества. Но в своем выступлении здесь, в стенах окружной Думы, хотел бы еще раз затронуть некоторые важные вопросы, которые волнуют меня как Главу Ханты-Мансийской митрополии.

Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется пост-христианским, а иногда и пост-религиозным. За этим понятием скрывается страшная характеристика духовно-нравственного состояния, в котором оказалось общество многих западно-европейских стран. Происходящее там связано с попыткой подвергнуть сомнению фундаментальные, Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные нормы морали, пересмотр которых грозит огромными опасностями для человеческого общества, потому что в результате размываются границы между добром и злом, а понятие справедливости, которое является универсальным и неразрывно связано с нравственной природой человека, понимается в соответствии с господствующими философскими и даже политическими установками.

Идея абсолютного ценностного приоритета свободы, свободы выбора, подчеркиваю, и отказа от приоритета нравственной нормы, стала для западного мира своего рода бомбой замедленного действия, поражающий эффект которой становится в полной мере очевидным лишь нам, людям XXI века. Это объясняется тем, что наши предшественники, находясь под обаянием темы свободы, с легкостью поддерживали различного рода новшества, в том числе и законодательные, не задумываясь о том, что свобода выбора без опоры на нравственность является смертельно опасной для человека и для общества, потому что выбрать-то можно и зло. Мы видим, какой драмой порой оборачивается ложно понятая свобода. Все это происходит от того, что из сознания и жизни людей исключается высшая справедливость и высшая правда. Последствия такого искажения плачевны для человеческого общества, оно становится нежизнеспособным. Примеры хорошо известны. Это и легализация так называемых однополых союзов, и узаконивание эвтаназии, и введение в общественную жизнь отдельных опасных элементов ювенальной юстиции. Все эти юридически закрепленные новации, противоречащие подчас не только нравственным ценностям, но даже  общечеловеческому здравому смыслу и инстинкту самосохранения, получают все большее распространение и признание со стороны определенной части общества.

Церковь не может оставаться в стороне от тех событий и трудностей, которые происходят в нашем обществе, и с которыми порой сталкиваются наши граждане, будь то явления социального или экономического порядка. Так было во все времена существования Церкви, так происходит и сегодня. И те многочисленные встречи между представителями государственной власти, общественности и священнослужителями, которые мы наблюдаем, яркое тому подтверждение. Деятельность современного священника сегодня не может ограничиваться стенами храма. В христианском восприятии мира слова «братья и сестры» не является просто вежливым обращением к людям, но отражает глубокую онтологическую связь одного человека с другим. Все мы, как дети Божии, связаны тысячами и тысячами невидимых нитей, и благо одного человека напрямую зависит от состояния того, кто находится рядом. С другой стороны, все мы, вне зависимости от профессии, национальности или религиозной идентичности живем на одной земле, в одном округе, в одном государстве, и каждый по-своему желает, чтобы эта жизнь была лучше. Жизнь семьи, коллектива, и, конечно же, личная жизнь.

На современном этапе развития общества вопросы воспитания и образования молодого поколения являются предметом особой заботы как самого общества, так государства и Церкви.

Тема регионального этапа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений — «Нравственные ценности и будущее человечества» — дает нам повод поразмышлять о том общем нашем прошлом, из которого мы все вышли,. Если к нему относиться бережно и с любовью, если его не искажать и не забывать, то можно научиться тому, как изменить к лучшему и настоящее, и будущее. Трагические события 1917 года, вековой юбилей которых мы отмечаем в нынешнем году, открыли в нашей истории новую страницу, и правильная оценка этих событий позволит нам усвоить уроки прошлого столетия и избежать трагических и болезненных ошибок в будущем.

Глубоко убежден в том, что для того, чтобы идти вперед, чтобы успешно развиваться дальше, нам, прежде всего, необходимо ясно понимать, что есть сердцевина традиционного начала в жизни нашего народа. Основой основ всей народной жизни всегда были и остаются ценности, проистекающие из Богозданной нравственной природы человека. Именно на этих ценностях, несущих, по словам Николая Александровича Бердяева, отблеск Божественного света, и зиждется великая русская культура, которая тесным и непосредственным образом связана с образованием.

Неслучайно особенностью отечественного образования наряду с фундаментальностью всегда являлась его воспитательная функция. Образование есть обучение плюс воспитание; без воспитательной составляющей нельзя всерьез говорить о целостном образовании.

Убежден, что нам необходимо бережно хранить этот подход к образованию в контексте любых реформ и изменений.

Сохраняя воспитательную составляющую образования, мы должны учитывать быстро меняющуюся реальность и стараться быть эффективными перед лицом современных вызовов, поскольку от этого во многом зависит не только нравственное просвещение молодежи, но и духовная безопасность всего нашего общества.

Процветание и модернизация, как средство достижения процветания, массовая культура приучают человека поклоняться всякому новшеству, презрительно отвергая все то, что было новым и важным вчера. То, что еще недавно было весьма значимым, то, что воспринималось с почтением и благоговением, ради чего готовы были умереть, сегодня становится малозначительным и неважным. В условиях зыбкости моральных и нравственных критериев, в условиях, когда традиционные духовные ценности, перестав быть предметом запретов и преследований, так и не востребованы народом в их полноте, уже выросло и повзрослело целое поколение. И как бы хотелось верить, что это поколение не безразлично в духовно-нравственном отношении. Да, хотелось бы верить, но главным мерилом современной жизни порой является материальный достаток. Как быстро мы это усвоили, и для большей части молодежи было бы странным услышать что-то иное. Именно в молодежной среде, и об этом я говорю с ужасом, как никогда наблюдаются те черты, о которых грозно предупреждал святой апостол Павел, как о предзнаменовании последних времен: «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». У большей части современной молодежи с детства нет ясных, привитых, нравственных правил, нет и иных важных и необходимых качеств личности. В большинстве семей, и об этом приходиться констатировать с болью в сердце, отсутствует религиозное воспитание детей. А поэтому совершенно очевидно, что если мы с раннего возраста не приучаем детей к традиционным общечеловеческим, я бы даже сказал, религиозным ценностям, то лишаем их духовного иммунитета и обрекаем на очень серьезные мировоззренческие проблемы и жизненные потрясения в будущем. Мы стесняемся порой говорить молодежи о традиционной русской культуре, сформировавшейся под влиянием Христианства и впитавшей в себя все его богатство, а значит и неразрывно связанной с ним. Некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность в этом направлении, можно пересчитать по пальцам против многих десятков национально-культурных автономий народов, проживающих на территории нашего округа. Это тоже определенный показатель. Только любя и бережно сохраняя свое, можно с уважением относиться к тому, что рядом и кто рядом.

Именно поэтому для большинства молодых людей является непонятным негативное отношение представителей Церкви к празднованию Дня всех святых («Хэллоуин») и «празднику красок», «Гоголь-моголь», «бал сатаны». Порой мы сознательно отказываемся от опоры опыта прошлых поколений. Идя по такому пути, мы понимаем, что значение исторической памяти обесценивается. Знания о прошлом, не согретые личным отношением, становятся информационным шумом.

Развивая память о прошлом, мы укрепляем совесть. Память — это в том числе и проявление внимания к тому, что действительно заслуживает уважения. Поэтому когда мы учим и учимся помнить, мы воспитываем навык конкретной деятельной любви, мы возрастаем духовно. Для того чтобы наше юношество снова научилось ценить и любить прошлое своей страны, интересоваться историей и традициями, необходимо объединять усилия государственных, общественных институтов и Православной Церкви.

В этом общем делании на благо Отечества всем нам крайне важны добрая воля к взаимополезному сотрудничеству, а также рабочее взаимопонимание, основанное на сознании того, что школа и Церковь в сфере воспитания детей и юношества выступают в качестве союзников, каждый из которых располагает собственными уникальными педагогическими возможностями и ресурсами. Соединение наших потенциалов во имя достижения важнейшей педагогической цели, стоящей перед современной российской школой, неизбежно создаст особый воспитательный эффект. Русская Православная Церковь на протяжении более чем тысячелетней истории своего существования неизменно оставалась хранительницей высочайших духовно-культурных ценностей, исповедницей фундаментальных этических принципов человеческого бытия, на основе чего только и может совершаться процесс воспитания разносторонней, внутренне содержательной и нравственно зрелой личности. Но здесь также хотелось бы отметить и следующий факт. У некоторых вопрос о соработничестве гражданского общества и Церкви в области воспитания и образования вызывает непонимание, недовольство, а иногда и плохо скрываемое раздражение. Может быть потому, что многим очень сложно принять лично для себя очевидное, но такое неудобное обстоятельство – Церковь является хранительницей духа народа, его духовного и нравственного потенциала. Церковь, как Богочеловеческий организм, является созидательной и консолидирующей силой. Можно ли подобное утверждать о каком-либо гражданском институте нашего общества?! Это трудно принять на уровне личного отношения, потому что потребуется личное вхождение в Церковь, а значит изменение собственной жизни, а менять себя уж очень мы не любим, поскольку придется отказаться от легкой привычной псевдосвободы, то есть вседозволенности и идти по пути достижения подлинной свободы, то есть воспитания ответственности, а это – большой труд. В этих условиях голос Церкви — не просто выражение ее оценки и позиции как массового и влиятельного института гражданского общества. Это тревожное послание, отсутствие реакции на которое способно привести к самым печальным последствиям. Поэтому мы вправе рассчитывать на то, что с нами разделят наши труды все, кому дорого Отечество и его будущее.

В 2017 году в развитии православного образования на Югорской земле нам удалось достичь некоторых успешных результатов. Выросло количество учащихся, выбравших для изучения модуль «Основы православной культуры». Это стало возможным благодаря пониманию, сотрудничеству и поддержке наших инициатив руководителями окружных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования и молодежной политики. Задачи воспитательного характера решаются не только в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», но и в рамках других учебных курсов, и в частности, «Социокультурные истоки». Более чем 10-летний опыт реализации этой программы в общеобразовательных и дошкольных организациях г. Сургута доказал ее эффективность в деле духовно-нравственного воспитания обучающихся. Истоковедение, как целостная система, реализующаяся на всех ступенях образования (дошкольного, начального, среднего, среднего специального и высшего) призвана не только развивать все звенья и направления образования на принципе приоритета патриотических и нравственных ценностей отечественной (российской) цивилизации, но и решать задачи языковой и социокультурной адаптации обучающихся в регионах с учетом их исторического, религиозного, культурного и этнического развития, что весьма и весьма актуально для нашего округа.

Школа должна учитывать пожелание родителей воспитывать детей в своей религиозной традиции и с уважением относиться к свободе их выбора, и уж никак не направлять волеизъявление в ту сторону, которая желательна для руководителя образовательной организации или для отдельных педагогов. Знание собственной религиозной традиции и культуры способно не только интеллектуально обогатить человека, но и воспитать в нем уважение к представителям иных религиозных культур и традиций. Известно, что сегодня политические экстремисты пытаются использовать религиозные убеждения людей, не имеющих достаточных знаний о своей вере, в злонамеренных целях, что нередко приводит к формированию искаженных или даже фанатичных взглядов, способных нанести большой вред личности и государству.

Церковь готова и дальше сотрудничать со всеми теми, кому небезразлична судьба будущих поколений, и здесь она готова предложить самое ценное, что есть у нее – тысячелетний опыт духовно-нравственного преображения человека. Этот опыт основан на заповедях Спасителя, и представляет собой результат деятельной жизни миллионов подвижников веры и благочестия.

Полагаю, что в обществе, традиционном для России, если хотите — в солидарном обществе, политические партии должны конкурировать не в смысле противопоставления различных ценностей — например, свободы и справедливости, — а в смысле их гармонизации, одновременного осуществления, воплощения в конкретных политических действиях и законодательных актах. Вот поле для политического плюрализма, потому что не могут люди одинаково мыслить: и по образованию отличаются, и по культуре, и по традициям, и, действительно, по политическим предпочтениям. Поэтому сфера политики — это надстроечная сфера. Основа — это сфера ценностей. И этот ценностный базис ни одна партия в России не должна разрушать, потому что тогда не будет России.

То же самое хотелось бы сказать и об отношении разных политических сил к отечественной истории. Сохраняя трезвое отношение к истории, не забывая о тяжелых, а порой и позорных ее страницах, необходимо отказаться от «гражданской войны воспоминаний», от привнесения в политическую борьбу этой войны. Идея единства и непрерывности исторической памяти, защиты нашего наследия от фальсификаций, от предвзятого истолкования реалий прошлого должна стать ценностной базой сотрудничества политических сил.

Настоящий 2017 год имеет особое символическое значение. Сто лет, прошедшие со дня революционных событий, которые кардинально изменили ход человеческой истории, предопределили многие, в том числе и весьма трагические страницы в жизни нашего народа. И большая трагедия, по-видимому, состояла именно в утрате нравственных ориентиров, исторической памяти, замене традиционных ценностей на новые, способные погубить многие души.

В частности хочу коротко сказать в год «красного террора» революции 1917 года, в последствии которого Ленин – сталинские коммунисты уничтожили 31 миллион человек (прямые безвозвратные потери без эмиграции и Великой Отечественной войны), максимум 168 миллионов (включая эмиграцию и, самое главное, демографические потери не рожденных). Наиболее достоверной представляется цифра прямых потерь в 34,31 миллион человек.

Безвозвратные потери в войне 1941-1945 годов 44 миллиона. Преступные ошибки и приказы Сталина и его подручных привели к колоссальным и ничем не оправданным жертвам среди личного состава Красной армии и гражданского населения (по Курганову, по Росстату). Известна смертность заключенных в советских лагерях за эти годы, по разным данным это порядка более 600 тысяч человек.

Когда в 100-летний юбилей кровавых событий мы должны особо почтить невинно уничтоженных, репрессированных, воздать память, о чем нам говорят два Федеральных закона №67 – ФЗ от 9.03.2016 и № 1761 – 1 от 18.10.1991 года Общественность просит город об этом и получает отказ, а расстрелянных почти тысяча человек. За то спешим в год 100-летия красного террора поставить памятник вождю кровавой революции.

«Именами палачей нельзя называть улицы и площади. Имена террористов и революционеров не должны увековечиваться в наших городах. Памятники этим людям не должны стоять на наших площадях…» – справедливо отметил митрополит Волоколамский Иларион. Я сегодня обращаюсь к Вам, дорогие парламентарии, с открытым обращением. Нет согласия в обществе, зачем это делается? Кому это выгодно? Какие цели преследуются городом? У меня на сегодняшний день более 3 тысяч подписей граждан против установки памятника Ленину. Я прошу окружную Думу на законодательном уровне рассмотреть мое, и разделяющих со мной, заявление по данной теме.

Хотелось выразить свою обеспокоенность по ряду проводимых мероприятий учреждениями культуры в округе. Если Президент страны говорит о наших традиционных ценностях, о православии как о душе России, а в наших городах-противоположное.

  • город Мегион, дворец культуры, 1 ноября «Гоголь-моголь» вечеринка в смятку (чудовищно привлекательный боди-арт, жуткая музыка, гадание бабушки, комнаты страха). 27 октября «бал сатаны» (мразь меню, жесть бармен и т.д.).
  • город Лангепас, руководитель Департамента образования на городской площадке проводит праздник красок (Хари Кришна) со всеми вытекающими последствиями.
  • п. Октябрьский, Хэллоуин «кровавое причастие» и т.д.
  • город Ханты-Мансийск, комнаты колдовства в музее «Природы и человека», детям выдаем дипломы мага и колдуна, и этот список можно продолжать.

Но человеческая история – есть обнаружение Промысла Божия в мире: пройдя и проходя горнило различных испытаний, народ вновь обращается к вере и возвращается ко Христу. Глубоко убежден в том, что сегодня мы должны сделать очень точный и выверенный анализ духовных причин и последствий прошедшего столетия и нынешнего времени. Дабы не допустить подобного.

Хочу сказать несколько слов о воспитании и образовании.

Сегодня в современной системе образования воспитательная деятельность рассматривается как приоритетная и самостоятельная часть образования, которая охватывает все составляющие образовательной системы школы и является неотделимой составляющей общего социокуль­турного пространства России.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (29 мая 2015 №996-р) «воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683) говорится снова о повышении роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии.

Эти  и другие документы, в том числе Федеральный государственный образовательный стандарт говорят о том, что сегодня недостаточно дать детям только знания в разных областях школьных предметов, сегодня очень важно говорить о воспитании души ребенка, понимая воспитание как восхождение, возрастание вместе с ребенком в духовно-нравственном развитии. И эти задачи, как видно из документов, решать системе образования, воспитателям и учителям.

Сегодня нам необходимо думать о том, как возродить и сохранить в нашем Отечестве традиционные ценности, тот духовный бисер, который был собран для нас нашими предшественниками. Эти ценности всегда были духовными скрепами в жизни нашего народа, и, как сказал Президент России, «нас никогда не подводили». Ведь «нарушение нравственных законов, — говорил святитель Игнатий Брянчанинов,- подрывает государственную политику».

Одним из мощных ресурсов, способных помочь нам решать задачи духовно-нравственного воспитания и развития детей, является образовательная программа «Социокультурные истоки», которая полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного и общего образования.

Программа «Социокультурные истоки» — это прежде всего размышление о традициях, которые сегодня живут в меняющемся мире и которые необходимо сохранять. Европа отказалась от христианских ценностей, что там происходит, мы все видим. Дети, родители, педагоги должны с помощью программы Истоки увидеть в себе эти традиции – веры, добра, милосердия, любви. В Истоках мы говорим о традициях последовательно, длительно, поэтапно, начиная с 3-хлетнего возраста, понимая, что формирование ценностей – длительный процесс. Эта длительность нужна для того, чтобы ребенок чувствовал себя укоренным в традициях и в то же время был доброжелательным по отношению к традициям и культуре других народов. Истоки показывают, для чего человек живет, учит детей главному – «беззаветному служению на благо и силу Отечества», которое, по словам М.В. Ломоносова, «должно быть мерилом жизненного смысла».

18 июля 2017 года вышел приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за номером 1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурны истоки» в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Согласно этому приказу все образовательные организации города должны приступить к реализации программы «Социокультурные истоки». Это серьезный шаг, прорыв в решении задач духовно-нравственного воспитания детей. Однако для образовательных организаций оказалось затруднительным выполнение этого приказа, так как на данный момент не созданы условия для качественной реализации программы: не подготовлены педагоги, образовательные организации не обеспечены учебно-методическими комплектами. Считаю, что  прежде всего необходимо создать условия для внедрения «Социокультурных истоков». Муниципалитетам изыскать возможность для обеспечения детских садов и школ учебно-методическими пособиями и для проведения курсовой подготовки воспитателей и учителей.  В противном случае благое дело будет загублено. Отсутствие условий и необходимость все-таки внедрять Истоки вызывает у педагогов отторжение и негативное отношение к программе.

            Сегодня семья, семейные отношения вызывают большую тревогу, так как семья, семейные ценности нивелированы. Сегодня нет установки создать семью один раз и на всю жизнь, нет установки на создание многодетных семей и т.д. Большую роль в разрушении семьи сегодня играют СМИ и реклама, которые изображают достижение высокого уровня благосостояния как жизненную цель. Неправильная постановка цели при создании семьи во многом приводит к ее распаду. Реклама старается дискредитировать стабильные семейные и родительские связи. СМИ пропагандируют утилитарное понимание сексуальности. Противостоять этим вызовам современности призван еще один учебный курс для старшеклассников  «Нравственные основы семейной жизни».

У нашего региона есть возможность приобрести учебные пособия по данному курсу для 20 школ округа, подготовить педагогов для преподавания курса за счет гранта, который получил благотворительный Фонд «Просветитель», г. Москва. Считаю необходимым использовать эту возможность и обеспечить 20 школ учебниками, подготовить учителей.

Реализация в образовательных организациях курсов «Социокультурные истоки», «Нравственные основы семейной жизни» помогут восстановить традиционную для нашей культуры систему ценностей, восстановить прерванные духовно-нравственные традиции воспитания, обеспечат духовно-нравственную безопасность нашим детям, а значит, и будущему нашей великой страны.

Еще раз хотел бы сердечно поблагодарить всех присутствующих за внимание, за возможность поделиться с вами некоторыми своими мыслями. Уверен, что наша нынешняя встреча поможет развитию диалога между Церковью, государственной властью, обществом, координации совместных усилий во благо нашего округа.

Поделиться в социальных сетях: