Основы религиозных культур и светской этики в Российской школе

Всем известно, что в Российских школах с 2012-2013 учебного года введён курс «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-х классов. Этот курс состоит из 6 модулей (предметов) на выбор: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Этот курс экспериментально проводился уже в прошлом году в 19 регионах России. Давайте вспомним, для чего введён этот курс, а заодно рассмотрим тот маленький опыт по введению курса, который мы уже имеем.

Данный курс «Основы религиозных культур и светской этики» крайне необходим современному обществу. Нравственный упадок, постигший нынешнее российское общество – это прямое следствие тех потрясений 20-го века, которые выпали на долю всего российского народа. Весомой долей этих потрясений стало вакханальное уничтожение культуры и традиций всех народов, проживавших на территории СССР. Результатом чего стало расцветшее махровым цветом массовое пьянство, наркомания, аборты, разврат, воровство и другие пороки. Хуже всего то, что подрастающее поколение зачастую воспринимает все это уже как норму жизни. Поэтому данный курс и вводится в школе, чтобы оказать благотворное влияние на духовно-нравственное состояние молодежи, помочь нашему народу вернуться к свои корням и вспомнить свои традиции.

Этот курс является обязательным, но родители имеют полное право выбрать любой предмет для своего ребенка. Модули соответствуют 6-ти основным мировоззрениям, наиболее распространенным в современной России:

1. «Основы православной культуры» — соответственно для Православных семей;

2. «Основы исламской культуры» — для семей, исповедующих Ислам;

3. «Основы буддийской культуры» — для семей буддистов;

4. «Основы иудейской культуры» — для семей, исповедующих Иудаизм;

5. «Основы мировых религиозных культур» (или религиоведение) – предмет, на котором рассматриваются основные мировые религии для общего ознакомления; для семей либо неверующих, но желающих получить знания о религиях, либо верующих, но которые рассматривают религию только как полезное нравственное наставление, не делая различий между религиями, либо для семей, исповедующих нетрадиционные для России религии;

6. «Основы светской этики» — предмет, на котором рассматриваются основные морали общества только со светской стороны; для семей, которые не желают, чтобы их дети «слушали лекции о Боге».

Естественно, что выбор предмета остается только за родителями, потому что только им решать, какой из данных предметов наиболее положительно скажется на нравственном состоянии их чада. Никто не вправе решать за родителей, указывать им или оказывать на них давление – ни руководство школы, ни преподаватели, ни родительский комитет, ни классное собрание, ни кто-либо еще.

Минимальный набор в группу по выбранному предмету не регламентируется, и в методических рекомендациях Министерства образования это оговаривается. И действительно, к примеру, если в классе учится 10 детей из православных семей, которые хотят, чтобы их дети выбрали Православие, и 1 ребенок из мусульманской семьи, которая желает чтобы их ребенок изучал Ислам, какой предмет им выбрать? Заставить этого ребенка изучать Православие? Это будет некорректно по отношению к нему. Заставить весь класс выбрать Светскую этику или Религиоведение? Это уже будет крайне некорректно по отношению ко всему классу.

К сожалению, в некоторых школах для облегчения организации учебного процесса, руководство школы и преподаватели пытаются убедить родителей в принятии 1 предмета, чаще Светской этики, иногда Религиоведения. Мы забываем суть и назначение данного курса – это воспитание детей, возвращение к своим корням, возвращение к добрым традициям. На практике же в очередной раз получается «казёнщина». Но не будем никого осуждать – предмет этот новый, сейчас мы являемся первопроходцами, методом проб и ошибок мы еще не раз будем «оттачивать» правильность введения этого курса. И нет никаких сомнений, что со временем весь процесс преподавания этого курса наладится, родители и школа привыкнут, и все станет на свои места, как, например, с выбором иностранного языка.

Некоторые люди обеспокоены тем, что данный курс будет разделять детей, но это не так, они просто еще не знают, что данный курс рассчитан не только на изучение своих исконных традиций и нравственных начал. Но также и на уважительное, толерантное отношение к представителям иных культур, на патриотическое воспитание – все это педагог должен давать детям на любом выбранном предмете. Поэтому этот вопрос ложится целиком и полностью на преподавателей – именно им вручены наши дети, и они должны проводить линию толерантного отношения к представителям иных культур. Тем более, что любой человек может ценить чужую культуру только тогда, когда знает свою, а если же он не знает своей культуры, традиций, как можно при этом говорить об уважении чужой культуры?

В тоже время некоторые родители не согласны с тем, что в школе будут «говорить о Боге», они считают, что дети должны выбрать религию сами, когда вырастут. Это их полное право так считать, поэтому на таких родителей и рассчитан предмет «Светская этика», но они не могут решать этот вопрос за детей из других семей.

Курс рассчитан следующим образом. Вначале проводится 1 общий урок для всего класса, для всех групп одновременно, на котором детям кратко рассказывается о нашей Отчизне, о нашей богатой истории. Рассказывается о том, что на территории России всегда жили представители разных культур, национальностей и религий – о том, что мы все разные, но всегда жили в мире и дружбе. Далее, в течение года, каждая группа занимается отдельно, а в конце года в течение нескольких уроков проводится презентация каждой группой, дети сами готовят доклад о культуре и ее ценностях. И не надо этого бояться, это вовсе не значит, что теперь дети из неверующих семей вдруг «услышат о Боге» или что вдруг представители одной религии услышат о другой религии. В том то и суть, что все мы: верующие и неверующие, представители какой-то конкретной религии или разделяющие взгляд обобщенности религий – все мы итак живем рядом, общаемся, вступаем в диалоги. Поэтому пусть лучше дети научатся делать это цивилизованно, толерантно, под руководством опытного педагога, который должен и при желании сможет научить детей относиться друг к другу с уважением.

Некоторые родители обеспокоены тем, какой именно педагог будет преподавать тот или иной предмет. Полностью разделяю эту точку зрения. Для подготовки педагогов запланированы обучающие курсы, на которых любой преподаватель может пройти соответствующее обучение. Важно, чтобы православную культуру преподавал православный христианин, соответственно исламскую культуру должен преподавать человек, имеющий отношение к Исламу. Недопустимо, как это, к сожалению, иногда встречается, чтобы один преподаватель был обучен всем предметам и преподавал их. Даже если он не хочет, все равно на предмете будет сказываться его личное отношение к предмету. К примеру, как-то в беседе один преподаватель серьёзно объяснял, что нам всем (в т.ч. и православным) можно было бы и поучиться у буддистов ценить и беречь природу. При всем моем уважении к буддистам, хочу сказать, что Православная Церковь всегда учила: «Природа – это творение Божие, поэтому ее надо обязательно беречь!» Не думаю, что Ислам или Иудаизм в этом вопросе учат чему-то иному. Этот пример лишний раз показывает важность подбора педагога, а также важность обучающих курсов.

Поэтому еще и еще раз призываем руководство наших школ предоставлять родителям свободный выбор предмета, не делая акцент на каком-либо одном предмете, а также искреннее положительное расположение к этому воспитательному курсу. Родителей призываем с терпением отнестись к тому, как этот предмет вводится, т.к. все это еще ново. Одновременно надо помнить, что ваш выбор – выбор той культуры, которую бы вы хотели дать вашим детям, поэтому не стесняйтесь перед выбором предмета ознакомиться с учебниками, поднимайте вопрос о выборе преподавателя для того или иного предмета. Помощи Божией и взаимопонимания педагогам и родителям в этом трудном и очень важном деле возрождения культуры и традиций, в деле воспитания молодежи.

Настоятель храма Святой Троицы,

р.п. Октябрьское, ХМАО-Югры

иерей Константин Грязин

Поделиться в социальных сетях: