logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Интернет-газета «Югра-Информ»: Церковь не в бревнах, а в ребрах

15.08.2014|01:17

2413
1

 Каждое вечернее богослужение в православных храмах мы слышим псалом царя Давида: «Дивны дела твои, Господи». Прихожане первого храма Ханты-Мансийска, который освящен в честь иконы Богоматери «Знамение», воочию видели подтверждение этих слов на примере истории своего прихода.

 

Среди старожилов Ханты-Мансийска бытует предание, что в стародавние времена через Самаровский ям провозили чудотворную икону Божией Матери «Знамение». Когда надлежало продолжить путь, лошади не могли двинуться с места. Это было воспринято как знамение, что на то есть воля Царицы Небесной – оставить Свой образ в этом селении. Так и остался образ в Самарово.

 

Видимо, вследствие этого события, в построенном в 17 веке деревянном Покровском храме, где и хранилась чудотворная икона вплоть до самой революции, позже (скорее всего, в  начале 18 века, по сведениям екатеринбургского историка Владимира Алексеевича Перевалова) был устроен нижний теплый придел в честь Знамения Пресвятой Богородицы.

 

До 1930 года Покровская церковь была центром приходской жизни Самарова. Однако вскоре в России утвердилась новая власть. Церкви в новом мире места не было. Но «врата адовы не одолеют ее…», как обещал Христос, и корни православной веры выдернуть не смогли ни репрессии, ни атеистическая пропаганда.  В Самарово, а позже – в Остяко-Вогульске, в Ханты-Мансийске – остатки православной общины продолжали жить. Верующие собирались тайком на молитвенные собрания в домах, читали по памяти молитвы и каноны.

 

В 1954 году после тюрьмы в посёлок Шапша был выслан игумен Парфений Невмержицкий. Служил он в шапшинской церкви и жил рядом в домике у реки. В посёлке в то время проживали в основном одни женщины, шапшинский приход был небольшим. Верующие из Ханты-Мансийска приезжали на богослужения только в воскресные и праздничные дни.  Василий Петрович Мосунов, например, вспоминал, что когда ему было 17 лет, в апреле 1956 года на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы он 5 часов шёл на службу на лыжах, приезжали прихожане и на лошадях.

 

Среди недели игумен часто уезжал в Ханты-Мансийск и служил по домам. Много верующих собиралось в доме у Петра и Татьяны Мосуновых по улице Безноскова, 21 (бывшая Луговая).

 

Проходили службы и у Бабкиных в доме по ул. Комсомольской, рядом с нынешней трапезной, что по ул. Калинина, у Марии Епифановны Носовой по уп. Пионерской, у Тимариных и Полукеевых.

 

Со временем игумен Парфений приобрёл маленькую половинку избушки (она  не сохранилась — сейчас на этом месте стоит кирпичный дом) по ул. Гагарина, 126 рядом с автобусной остановкой, которая в то время  называлась «Просека». Затем сделал к ней небольшой прируб и хотел поставить рядом молельный дом. Для этого Пётр и Василий Мосуновы летом 1956 года срубили в Шапше большой дом и сплавили до Ханты-Мансийска по реке. Но в последний момент городские власти не разрешили его поставить.

 

В 60-х годах отношение к священнику в городе было неоднозначным. Только в районе Перековки (нынешняя улица Рознина и прилегающие к ней) батюшку ждали, приглашали его и встречали с радостью. Там жили сосланные из центральных районов России, в основном женщины, мужья которых находились в местах заключения. Многие были сосланы за веру. На Перековке батюшка освящал новые дома, крестил детей, совершал венчания и отпевания.

 

А вот в районе нынешней улицы Гагарина люди относились к нему совсем по-другому. Батюшке приходилось терпеть оскорбления, насмешки, хамство. Видимо, политика воинствующего атеизма давала о себе знать. И вот в  1961г. игумен Парфений вынужден был покинуть Ханты-Мансийск. Уехал он на Украину, в город Жмеринка Винницкой области. Некоторые прихожане  переписывались с ним, по письмам он отпевал умерших.

 

В 80-е годы православные верующие Ханты-Мансийска вновь стали собираться на квартирах для общей молитвы.

 

В 1982 году в Ханты-Мансийск из города Конотопа по благословению протоиерея Феодосия и протоиерея Михаила приехала Анна Васильевна Медведева, она привезла с собой редкие в те времена книги: псалтирь, каноник, некоторые акафисты. В то время небольшая общинка, собиравшаяся в доме Марии Епифановы, принимает с радостью Анну Васильевну, которая хорошо читала на церковнославянском, знала устав. Собирались бабушки каждое воскресенье и каждый церковный праздник, жаждущих слышать слово Божие становилось все больше.

 

Со временем в том доме, где собирались, стало тесно. Богослужения перенесли в частный дом, по улице 8 марта, принадлежавший Ольге Николаевне Ведровой, однако вскоре и его стало не хватать. И тогда еще одна прихожанка решила потесниться, община переехала в комнату Полины Васильевны Судейкиной по улице Пионерской.

 

В 1984 году по благословению владыки Антония стал приезжать в Ханты-Мансийск для совершения треб и проповеди игумен Зосима. С каждым  его приездом людей становилось все больше. Община выросла настолько, что уже не помещалась в частных квартирах, возникла необходимость открыть свой молебный дом. Решили обратиться в администрацию города Ханты-Мансийска, которая пошла навстречу и выделила частный дом по ул. Калинина, 61. Одновременно с хлопотами по обретению собственного молитвенного дома началась и государственная регистрация приходской общины, процесс которой затянулся не на один год.

 

В 1990 году по благословению епископа Тобольского и Тюменского Димитрия молебный дом был переоборудован в храм, который был освящен в июне 1991 года малым чином. Так возникла первая церковь в Ханты-Мансийске. Естественно, многого не хватало. Не было подсвечников – их заменили большие консервные банки с песком; не было аналоев и подставок – несли из дома тумбочки; иконы несли из дома, делали сами, вставляя плакаты с репродукциями известных иконописных шедевров в рамки и под стекло. В домике установили постоянное дежурство, принялись потихоньку облагораживать прилегающую территорию. В церкви открылась церковная лавка, был выбран кладовщик Агафья Яковлевна Рыбьякова, старостой  прихода стала Степанида Ипатьевна Иванова. Анна Ивановна Ковалева была бухгалтером. Саму же Анну Васильевну батюшка Зосима благословил заниматься только богослужением, молитвой, фактически назначив ее уставщиком.

 

Летом 1991 года епископ Тобольский и Тюменский Димитрий благословил построить новый деревянный храм. Были намечены контуры фундамента, и в июле те самые бабушки, которые некогда своими руками перестраивали жилой дом в церковь, теперь стали копать траншеи под фундамент для нового храма. Осенью был залит фундамент.

 

Храм строили всем миром, живейшее участие в постройке храма принимал заместитель мэра города по строительству Владимир Семёнович Семёнов. Помогали в постройке храма администрация города, рыбоконсервный комбинат и множество других организаций.

 

В 1993 году приходская община Ханты-Мансийска была официально зарегистрирована, получив свидетельство о регистрации и устав.

 

Вновь поехали прихожане в Тобольск к владыке, теперь уже – просить его освятить церковь. Владыка удивился скорости постройки храма, альтруизму и активности бабушек, он называл ханты-мансийских прихожан «букетом на трех ногах» — намекая на то, что большинство их ходят уже с палочками.

 

В 1993 году прихожанка Татьяна Константиновна Баженова по благословению отца Зосимы начинает вести занятия воскресной школы.

8 декабря 1995 года деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» был освящен архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием. По Божию Промыслу престольный праздник храма – 10 декабря – совпадает с днем рождения Ханты-Мансийского округа.

 

К прибытию в храм в 1996 году выпускника Тобольской духовной семинарии настоятеля иерея Сергия Кравцова было приобретено облачение и вся необходимая церковная утварь.

С появлением отца Сергия началась новая история Ханты-Мансийского прихода — на его плечи легла практически вся работа по укреплению духовности в окружной столице.  Воскресная школа и молодежное движение, сестричество при окружной больнице, восстановление храма Покрова Богородицы в Самарово и строительство Воскресенского Собора, зарождение православной гимназии, введение в богослужения монастырского знаменного распева и ещё множество благих дел начиналось с благословения батюшки Сергия.

С 1997 года учащиеся воскресной школы участвовали в рождественских и пасхальных концертах на сцене Центра искусств (прежде праздничные концерты проходили в стенах храма), выступали в детском доме и в доме для престарелых.

 

Постановкой театрализованных представлений занимались Людмила Николаевна Шнырева, Александр Владимирович Быстров, Ирина Вениаминовна Заклепенко. Летом на базе Воскресной школы действовал летний православный лагерь «Лесная поляна». Ежегодно воспитанники Воскресной школы и учащиеся православной гимназии участвовали в посадочных и уборочных работах на церковном поле.

 

В 1999 году было организовано отделение молодежного движения «Сибирь Молодая Православная».

 

С 2002 года в Воскресной школе был организован детский сад с полным рабочим днем. Также на базе Воскресной школы были организованы группы подготовки детей к школе по методике Зайцева.

 

В 2001 году было организовано сестричество (первая старшая сестра — врач В.Н. Бедерина). Одним из направлений деятельности сестричества стала работа против абортов.

 

В 2004 году потянулись в небо купола небольшого храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского. Храм возводился жертвой и трудами Геннадия Дмитриевича Дворникова и благочестивых горожан. Сегодня он имеет статус приписного к Знаменскому храму.

 

В июне 2012 году указом правящего архиерея епископа Ханты-Мансийского и Сургутского Павла настоятелем Знамеского храма назначен Иерей Леонид Бартков, председатель епархиального отдела по социальному служению. Штатными клириками являются иерей Константин Мемячкин, иерей Владимир Василенко. В 2012-2013 годы в храме проводились работы по утеплению здания, установлен новый иконостас.

 

С каждым годом растёт и число прихожан храма иконы Божией Матери «Знамение», ведь церковь не в бревнах, а в ребрах.

 

Ольга Санталова / 11.08.2014   Материал подготовлен при содействии пресс-службы Ханты-Мансийской епархии

Источник: Интернет-газета «Югра-Информ»

24.04.2024|23:33

53
7

Мастер-класс по изготовлению веточек вербы

24.04.2024|23:29

43
9

В неделю 5-ю Великого поста состочялось Таинство Елеосвящения в храме Святой Троицы пгт. Пойковский. 21.04.2024 года, в неделю 5-ю Великого поста состоялось Таинство Елеосвящения в храме Святой Троицы пгт. Пойковский. Совершение таинства возглавил  настоятель Прихода иерей Виктор Мурзаков, ему сослужил клирик иерей Рустик Адыгезалов. Великий Пост — время духовного очищения и обновления православных людей. Церковь создает условия для успешного выполнения этой великой духовной работы. Во здравие души и тела во время Великого поста  в храме совершилось Таинство Соборования, оно проводится и над больными и над здоровыми, потому что нет людей по-настоящему здоровых и физически и духовно. Елеосвящение – одно из семи Таинств Церкви, состоящее из помазания священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Молитвословия и песнопения Таинства: «услыши ны Боже…», «помилуй ны Боже…», «исцели ны Боже…», — передают сердечные чаяния каждого православного христианина, сопричастного Таинству. После седьмого помазания священник возложил Святое Евангелие поочередно на головы всех принимающих соборование. При этом священник молит Господа о прощении всех грехов соборующихся. «Сам и раба Твоего (имя), кающегося о своих согрешениих приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его прегрешения». Евангелие символизирует исцеляющую руку Самого Спасителя.

Там же:

24.04.2024|23:33

53
7

Мастер-класс по изготовлению веточек вербы

24.04.2024|23:29

43
9

В неделю 5-ю Великого поста состочялось Таинство Елеосвящения в храме Святой Троицы пгт. Пойковский. 21.04.2024 года, в неделю 5-ю Великого поста состоялось Таинство Елеосвящения в храме Святой Троицы пгт. Пойковский. Совершение таинства возглавил  настоятель Прихода иерей Виктор Мурзаков, ему сослужил клирик иерей Рустик Адыгезалов. Великий Пост — время духовного очищения и обновления православных людей. Церковь создает условия для успешного выполнения этой великой духовной работы. Во здравие души и тела во время Великого поста  в храме совершилось Таинство Соборования, оно проводится и над больными и над здоровыми, потому что нет людей по-настоящему здоровых и физически и духовно. Елеосвящение – одно из семи Таинств Церкви, состоящее из помазания священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Молитвословия и песнопения Таинства: «услыши ны Боже…», «помилуй ны Боже…», «исцели ны Боже…», — передают сердечные чаяния каждого православного христианина, сопричастного Таинству. После седьмого помазания священник возложил Святое Евангелие поочередно на головы всех принимающих соборование. При этом священник молит Господа о прощении всех грехов соборующихся. «Сам и раба Твоего (имя), кающегося о своих согрешениих приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его прегрешения». Евангелие символизирует исцеляющую руку Самого Спасителя.