«Время делания явися»

             В храме Покрова Пресвятой Богородицы Ханты-Мансийска 9 февраля, когда церковь отмечает Собор новомучеников и исповедников церкви Русской, состоялась панихида по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову. Настоятель храма, протоиерей Сергий Кравцов молился за одного из последних священников, служивших в храме до его разрушения – иерее Ефимии Оболтине, который был расстрелян в Казахстане в 1937 году.
После службы состоялся вечер, посвященный памяти новомучеников. Сибирь в 20-30-ые годы прошлого столетия стала местом ссылки тысяч репрессированных за веру. С 1923 по 1924 г. в Самарово ( ныне Ханты-Мансийск) отбывал ссылку епископ Герман (Ряшенцев), причисленный в 2000 году к лику новомучеников и исповедников российских. Ссылку в Самарово он называл словами великопостной молитвы «время делания явися». 7 лет пробыл в ссылке на югорской земле мученик Иоанн (Попов): сначала в с. Сытомино Сургутского района, затем в Самарово и с. Реполово Ханты-Мансийского района. Он был автором знаменитой «Памятной записки соловецких епископов». « В светском звании…. истинным монахом безбрачным и девственником, смиренным тружеником, воздержником в пище и питии, благоговейным молитвенником к Богу..», как вспоминает один из очевидцев его жизни. Вместе с ним в узилище в с. Сытомино находился еще один новомученик – епископ Онуфрий Гагалюк, архиепископ Курский – непримиримый борец с обновленчеством, оставивший для потомков множество глубоких и содержательных статей на духовные темы. Он провидчески написал одному из своих друзей: «Может пролиться кровь верующих. Пусть она будет семенем, как в первые века христианства, – семенем, из которого вырастет еще крепкая дружина христианская. Для Церкви Христовой не новость гонения и кровь. Все это было. И все это вело не к уничтожению Церкви Православной, а к ее прославлению и распространению».
О времени ссылки в Сургут рассказывают стихи и портрет, написанные протоиереем Илией Громогласовым, впоследствии причисленным к лику новомученников и исповедников российских.
В 1944 году к пристани Самарово причалил теплоход, на борту которого были ссыльные за веру из Рязанской области. Среди них выделялся Михаил Иванников, с окладистой бородой, степенный. Настроение у прибывший было печальным. Как их примет место ссылки? А Михаил, широко перекрестившись запел » Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго». Он сразу попал в поле зрения властей. В те годы носить бороду было исповедничеством. А Михаил не вступал в колхоз, усердно молился, и в анкете его значилось, что закончил Орловскую духовную семинарию. Его арестовали, свидетели говорили, что выбили показания о том, что он являлся попом. Забили до смерти в тюрьме НКВД, которую помнят многие старожилы города. Похоронен на Северном кладбище.
Там же, на задворках тюрьмы, расстреляны 13 жителей Реполово, которые выступили против закрытия церкви.
Это были люди, вера которых выкристаллизовывалась через горнило гонений. Те, кто остался верен Христу даже до смерти.
Светлана Поливанова
Slide 1

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться в социальных сетях: