logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Великая Суббота: смысл истории

29.04.2016|11:56

1438
1

Суббота – день седьмой, день покоя. В первую субботу от сотворения мира Бог Троица, Отец, Сын и Дух Святой, почил от всех дел творения, создав небо и землю, миры видимый и невидимый во главе с человеком. В Субботу Великую по воле Отца содействием Святого Духа Господь Иисус Христос почил от дел спасения, победив лукавого, грех, тление и смерть, искупив, освятив, преобразив, обожив человеческую природу и весь мир. Сегодня Спаситель соединился со всем Своим творением: душой спускаясь в адские темницы, чтобы вывести оттуда всех ожидавших Его праведников, телом почивая во гробе и освящая весь материальный мир, божеством же «везде сый и вся исполняй». В этот день светлого ожидания Воскресения Христова, когда все творение благоговейно склоняется перед усопшим Спасителем, как никогда важно спокойно и неспешно вглядеться в себя, в свое сердце, подумать о смысле жизни – и своей собственной и всех наших ближних – подумать о Смысле всех смыслов – Господе нашем Богочеловеке Иисусе Христе.

По содержанию своего существа человек одновременно является и микрокосмом, т.е. малым миром, помещенным в большом мире, и макрокосмом, т.е. миром большим, в котором помещается мир малый, и все это по отношению к физическому универсуму. Ведь, с одной стороны, человек, имея в себе все содержание тварного сущего, по своим пространственным границам объемлется им, занимая довольно ограниченное место в пространстве, но с другой стороны, человек, кроме своего общемирового содержания, наделен также и разумно-свободной душой, которая делает его образом Божиим. Таким образом, человек по своему сущностному содержанию оказывается большим всего тварного сущего, ибо материально-чувственный мир он превосходит своей душой, а мир ангельский – своим телом.

Эта универсальная человеческая природа образовалась в момент создания Богом первых людей в шестой день творения всего сущего и изначально предназначалась для соединения с Ним, т.е. для созидания Церкви как Богочеловеческого единства. Именно для этого Господь сообщил человеку Свой Образ, наделив его высочайшими дарами разума, свободы и творчества, для этого Бог почтил его достоинством выше всей твари, поставив его владычествовать над нею, при том условии, что он в свою очередь будет подчиняться всеблагой Божией воле.

В процессе сотворения относительного сущего до образования человека Бог сначала создал материально-чувственный мир, основное предназначение которого служить жилищем для обитания, храмом для священнодействия и средой для творческой жизнедеятельности соборного человечества, или Церкви. Затем в первозданный мир вводится человек, как царь, венец и средоточие всего творения, ибо он по своему универсальному духовно-телесному содержанию объединяет в себе Небо и землю.

Поселенный Богом в Раю, как в алтаре мирового храма, человек получает божественную заповедь для того, чтобы он мог свободно уподобляться Богу, послушно исполняя Его волю и тем самым соединяясь с Ним не только по своей богообразной природе, но и по самой своей богоподобной жизни. Божественная заповедь была тем средством, которое было необходимо человеку для его полного соединения с Богом, т.е. для его обожения. Человек, а вместе с ним и весь мир, изначально предназначался для всесовершенного соединения с Богом, т.е. для такого соединения, в котором человек становится богом, а Бог – человеком, нисколько при этом не сливаясь друг с другом, ибо в этом единстве они взаимно обмениваются свойствами своих природ, сохраняя при этом свои ипостаси. Все это означает, что Боговоплощение должно было произойти независимо от наличия грехопадения человека, ибо пришествие Сына Божия в мир и восприятие Им в Себя человеческой природы является единственным путем для обеспечения нераздельного, неслиянного, совершенного единения твари и Творца.

К сожалению, первые люди нарушили Божию заповедь, безумно вознамерившись восхитить себе Божие достоинство и власть, и тем самым разрушили свое первозданное единство с Богом, отпав от Его благодатной жизни в зловонное болото своих греховных страстей. Человек осквернил себя греховной проказой, через это подчинив себя и всю тварь рабству тлению и смерти.

Однако, если человек оставил Бога, отпав от него, то всемилостивый Бог никогда не оставляет человека, и начиная с самого момента грехопадения всячески заботится о его спасении от всех бедствий, которые тот на себя навлек. Бог прежде всего сохраняет падшего человека от полного уничтожения, а затем непрестанно вразумляет, наказывает, поощряет, предупреждает его посредством заключения заветов, потопа и других наказаний, избранничества еврейского народа, дарования ему Закона, посланничества ангелов и пророков, и через бесчисленное множество других средств. И все это для того, чтобы возвести человека в его первозданное достоинство и даровать ему Самого Себя, тем самым образуя Богочеловеческий организм, в котором Бог очеловечен, а человек обожен.

Таким образом, вся история до пришествия Христа была направлена на то, чтобы подготовить человечество к этому пришествию, приведя его к такому духовному состоянию, в котором оно смогло бы хотя бы отчасти увидеть, услышать и принять Благую Весть о своем спасении – принять Бога во плоти. Для этого Бог на протяжении всей ветхозаветной истории неустанно очищал человечество от греховного порока с помощью указанных средств. Бог, как заботливый садовник, воспитывал и взращивал человечество как лозу, по необходимости отсекая испорченные ветви и удабривая дающие благие плоды, чтобы в результате был получен самый зрелый и совершенный плод – Пресвятая Дева Мария, Матерь Божия, есть наипрекраснейший цветок на стебле всего человечества, который оно смогло принести в дар Богу. Путь к ней лежал от самого Адама через цепь богоизбранных родов, последовательность отцов и богоотцев, имена которых приведены в Евангелиях (Мф. 1; Лк. 3:23-38). Вся история человечества была подчинена тому, чтобы эта цепь не разорвалась, чтобы на ее конце появилась Та, благодаря смиренному согласию Которой все человечество обрело возможность освободиться от рабства греху, тлению и смерти и навеки соединиться с Богом во Христе.

Итак, когда человек вопреки всем благодеяниям Божиим отпал от своего Творца в грехопадении, осквернив свою богообразную природу греховными страстями и поработив ее тлению и смерти, Бог не оставил своим всемилостивым Промыслом заблудшее человечество, но на протяжении всей истории созидал и взращивал человеческий род, с неизъяснимой премудростию возводя его в то состояние, когда человечество стало способно снова соединиться с Ним – во Христе через Пресвятую Деву Марию. Из рода в род Господь, не нарушая человеческой свободы, неуклонно заботливо культивировал древо мирового человечества, пока оно не дало свой высочайший плод – Пресвятую Марию, которая только и была способна по освящению Ее Духом Святым воспринять в Себя Самого Сына Божия, для того, чтобы Он стал человеком и тем самым полностью исцелил болезнующую человеческую природу силой Своего Божества. Таким образом, вся древняя история с момента грехопадения вплоть до пришествия Христова была полностью подчинена созиданию человеческой личности с такой человеческой природой, которая была бы способна к восприятию Сына Божия, к Его зачатию, рождению, взращиванию. Вся ветхозаветная история имела своим смыслом и целью Пресвятую Богородицу и пришедшего чрез Нее Господа нашего Иисуса Христа, в самих именах Которых заключается вся тайна Домостроительства Божия о спасении твари.

Все события земной жизнь Иисуса Христа были направлены на созидание Церкви, т.е. на созидание Своего Тела, как соборного Богочеловеческого организма, путем привития к Нему человеческих личностей. Своим зачатием, рождением, проповедью, чудесами, исцелениями, страданиями, крестной смертью, воскресением из мертвых и вознесением Христос созывал и собирал к Себе апостолов, других учеников и последователей, постепенно готовя их к тому, чтобы они стали действительными членами и служителями Его всесвятого Тела. Вся жизнь Спасителя возводила учеников к совершенному соединению в Его Теле-Церкви, что и совершилось в момент Пятидесятницы, когда произошло обещанное сошествие Святого Духа на апостолов, сообщившее им, а через них и всем верным всю таинственную полноту доступного на земле органического единства со Христом.

После Пятидесятницы Церковь непрестанно продолжает Свой рост в мире путем приобщения к Ней все новых и новых членов. И это созидание Тела Христова будет продолжаться до скончания времен, когда к Нему приобщаться все, кто пожелал и был предизбран для этого – согласно премудрому определению Божию.

История человечества и всего творения, на самом деле, всецело зависит от жизни Церкви. Только ради Нее, т.е. только ради спасения в Ней погибающей твари, Бог долго терпит все наши беззакония и неправды. Если Церковь совершенно самодостаточна по Своему богоданному существованию, то грешный мир, в котором Она пребывает, не имеет бытия и жизни сам от себя. Он получает все только от Бога и Церкви, как сосуда Божия, из которого изливаются на мир все блага. Как таковая Церковь пребудет до конца мира и врата ада не одолеют Ее, ибо основание и глава Ее Сам Богочеловек Иисус Христос, над Которым ничто не властно и против Которого никто и ничто не устоит. Что же касается самого существования мира, и качества этого существования, то оно полностью зависит от того, как он относится к Церкви: смиренно устремляется ли он к Ней ради спасения, или отрицается от Нее и преследует, в эгоистическом безумии полагая свое спасение в самом себе. При горделивом восстании и отпадении мира от Церкви он гибнет, при покаянном обращении к Ней – он возрождается к вечной жизни. Третьего не дано.

К сожалению, история человечества чем дальше, тем больше идет путем горделивого восстания против Церкви Христовой, предпочитая «мир сей» Царствию Небесному. Тем самым внецерковное человечество, с одной стороны, самоубийственно приближает час своей, погибели от беззаконий, а с другой, не ведая и не желая того, готовит венцы славы для не отпавших от Господа верных, которые восторжествуют вместе с Тем, Кто уже победил «мир» на Кресте. Всецело же, для верующих и неверующих, для всех и каждого победа Христова будет явлена в Его втором славном Пришествии.

К этому моменту Тело Спасителя достигнет Своего предельного совершенства, т.к. в Него войдут все, кто хотел войти. В Нем будет зримо явлена соборная полнота всех Его членов. «Когда же явится Христос жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4). Ведь если Господь придет во всем Своем Богочеловеческом величии и славе телесным образом, то следовательно, и вся Церковь как Тело Его будет явлена в этой немеркнущей богоподобной славе и величии. «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2). Он неизъяснимо откроется и воссияет во всем сущем, а вся обоженная тварь – все небесные ангельские лики, весь сонм святых, вся совокупность преображенной твари – раскроется во всем своем богоподобном совершенстве и воссияет в Нем. «Ибо когда явится Владыка, окружит Его лик благих рабов, и когда воссияет Он, воссияют также и они. Какое зрелище видеть бесчисленное множество светильников на облаках, людей возносимых для того, чтобы принести хваление выше всякого образца, множество богов вокруг Бога, красивых вокруг Прекрасного… Лик блаженных, множество торжествующих» (Свят. Николай Кавасила. О жизни во Христе. М., 1874. С. 129).

Вот только тогда – в конце времен, когда все будет обновлено и восстановлено Господом, когда в воскресении окончательно произойдет благодатное преображение твари, только тогда Церковь достигнет предельной полноты Своего величия и славы, наслаждаясь вечноблаженной жизнью в Боге. Тогда «пред Ним преклонится всякая тварь и будет Бог все во всем. И сие буди и буди. Аминь» (Флп. 2:9-10; см. 1 Петр. 3:2; 1 Кор. 15:23-28).

 Тарас Борозенец